Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Драма на разрыв парика: король-солнце решит судьбу грешника МольераНаталья Бабахина, Метро, 10.09.2025 Расплата за грехи13 января 1622 года в семье парижского королевского обойщика Жана-Батиста Поклена родился младенец — будущий великий комедиограф Мольер. И вот уже много лет спустя этот, уже взрослый, человек на подмостках столичного театра переживает грандиозный успех. Пришедший на спектакль король Людовик XIV (Максим Николаев) осыпает его милостями и теперь Мольеру (Константин Хабенский) вроде бы больше не нужно учить актёров труппы не кланяться на поклонах, а «пресмыкаться, как червь». Но творческий успех Мольера разрушают его же страсти: он решил расстаться с ведущей актрисой своего театра Мадленой Бежар (Александра Ребёнок) ради её младшей сестры Арманды (Ольга Петрова), которая уже носит под сердцем его дитя. Мадлена оказалась так потрясена этой новостью, что оставила труппу. Но причина её потрясения вовсе не измена Мольера, а то обстоятельство, что Арманда не её сестра, а дочь. Эту тайну она много лет скрывала от окружающих, и теперь, постепенно становясь всеобщим достоянием, она уничтожает Мольера. Сначала о кровосмесительной связи узнаёт приёмный сын Мольера (Сергей Волков), затем — архиепископ Шаррон (Иван Волков), а потом и сам король, решивший сменить милость к Мольеру на справедливый гнев. Сначала смело разрешив постановку антиклерикального «Тартюфа», король затем запрещает пьесу, и постепенно творческие неудачи сводят драматурга в могилу. Смех над собой Поднявшийся занавес являет перед зрителем фантасмагоричную сцену появления на свет будущего драматурга, где ожидающие рождения на земле младенцы заполняют полки небесной библиотеки, а один из них, с огромной золотой головой, раскачивается на гигантских качелях. «Ты — Мольер: забудь весь этот бред — проще, выше, легче, веселее», — говорит нашедшая псевдоним будущему драматургу Мадлена Бежар. В этой сцене узнаются намёки на первые страницы прозаической «Жизни господина де Мольера» Булгакова, фрагменты которой тоже частично легли в основу вернувшейся на сцену МХТ спустя 52 года «Кабалы святош». Текст спектакля представляет из себя микс из реплик самой пьесы, «Жизни господина де Мольера» и ставших фирменной приметой МХТ Хабенского театральных приколов и ироничных отсылок к современности, которые и дают спектаклю всё то, что советует золотому младенцу его муза: лёгкость и весёлость. Богатая и по вложенным смыслам, и по исполнению сценография Николая Симонова оформляет новое прочтение «Кабалы» в золотую раму под стать той, в которой разгуливает по сцене король Франции. Кроме золотых и не очень младенцев, здесь будет и немного средневекового живописного ада с пыточным колесом и выползшим из преисподней когтистым сатанинским отродьем, и самая настоящая ожившая картина — портрет Людовика XIV в подбитой горностаем бархатной синей мантии кисти Гиацинта Риго. В роли короля-солнце — Николай Цискаридзе, который когда-то дал себе клятву не выходить на драматическую сцену и поэтому взявший для своего неожиданного для него самого театрального дебюта псевдоним несуществующего неофита Максима Николаева. Цискаридзе, по сути, не нужно ничего играть: в нём довольно царственности, оправданного трудом самоуважения и самоиронии, которые создают из второстепенного персонажа героя, появление которого на сцене превращается в самостоятельный бенефис. Позвать звезду балета на роль того, кто балет основал — решение ещё и очень рациональное, поскольку такой артист обеспечивает драматическому спектаклю эффектную хореографическую часть (сложно забыть танец короля в золотом солнцеподобном кокошнике). Дежурное противопоставление творца и власти, которое традиционно рассматривают в контексте «Кабалы святош», с одной стороны усилено в этой постановке тем, что аура знаменитого артиста из другого, балетного мира, действительно, создаёт его ощущение как персонажа из иной реальности. С другой стороны, это противопоставление оказывается почти полностью сведено к нулю: слишком фатально ошибается главный герой, перекладывая вину за всё случившееся с ним с собственной несовершенной персоны на обстоятельства и ту же власть – внутренне справедливую и внешне эффектную. Роль Мольера в МХТ в последних постановках полувековой давности традиционно исполняли худруки театра: сначала Олег Ефремов, а потом Олег Табаков. Сегодня эта эстафета перешла Константину Хабенскому. Его Мольер — современный, нервный и быстрый, который в постановке в большей степени наказан, чем прославлен: Хабенский показывает трагедию своего героя практически на разрыв парика. «Человек без принципов пишет нам о совести», — смеяться над святошами не может тот, кто слишком убеждён в своей правоте. Получилась не просто история о драматической стороне любой комедии, которая часто рождается из слёз, но и о двойственной и опасной природе самого смеха: тот, кто жестоко осмеивает других, в конце концов, занимает место тех, кого клеймит. Зашли не в ту дверь Экзистенциальная драма художника насквозь прошита удовольствием, которое, если можно так выразиться, труппа МХТ испытывает от собственного существования в этом времени и в этом месте. Отсюда постоянные, как выглядывания из занавеса, выныривания из текста и времени пьесы в этот зал и в это время. «Покажите нам, народный артист, как надо входить в образ», — обращаются уже не к Мольеру, а к Хабенскому собравшиеся на сцене артисты его труппы. «Любите не себя в искусстве, а искусство в себе», — сказал Станиславский и написал книгу «Моя жизнь в искусстве», — труппа не даёт забыть нам об условности всего происходящего перед нами. Финальная сцена с извинениями всех за всё окончательно отнимает у нас иллюзию театра, возвращая в реальность, которая колоритнее любого театрального вымысла. Пока Анна Австрийская (Павел Ващилин) толсто намекает на популярную в последнее время общественную практику, раскаиваясь за «всё, что произошло в этот вечер» и призывает «не повторять подобных ошибок и думать своей головой, если она есть», Константин Юрьевич де Мольер, как он представился, в извинениях частично переходит на язык объяснительных записок («в погоне за амбициями и успехом стёрлась грань допустимого») и точно так же ни на что не намекает: «Говорят, Франция умеет прощать». В ответ на это король-солнце прощает всех под звуки «Марсельезы». Оригинал статьи Пресса После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025 Франция не беспокоится: «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Наталья Шаинян, Театрал, 14.09.2025 Драма на разрыв парика: король-солнце решит судьбу грешника Мольера, Наталья Бабахина, Метро, 10.09.2025 Премьера «Кабала святош» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 8.09.2025 Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025 Цискаридзе в роли «короля-солнца» — и чем еще впечатляет «Кабала святош» в МХТ, Наталья Витвицкая, Афиша Daily, 5.09.2025 В МХТ им. Чехова поставили «Кабалу святош» с Цискаридзе в роли Людовика XIV, Нина Дымченко, Российская газета, 5.09.2025 Цискаридзе, Хабенский, Ребенок: в МХТ прошла премьера «Кабалы святош» (фоторепортаж Геннадия Черкасова), Московский комсомолец, 4.09.2025 «Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025 Александра Ребенок в программе Вадима Верника «Актёрская студия» (фестиваль «Театральный бульвар»), VK Видео / Кино Mail, 28.06.2025 Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025 Александра Ребенок: «Когда я начинаю работу над ролью, я всегда стараюсь раскрыть новую грань прежде всего в самой себе», Мария Ушакова, U MAGAZINE, 15.03.2025 Премьера спектакля «8 разгневанных женщин» в МХТ имени Чехова: фоторепортаж, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 10.03.2025 «Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025 Фото Аллы Сигаловой, Софьи Эрнст, Дарьи Мороз и других «разгневанных женщин» в МХТ им. Чехова: фотогалерея артисток, фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 8.03.2025 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «8 разгневанных женщин», Полина Федосеева, BFM.ru, 7.03.2025 В Москве прошел пресс-показ спектакля «Восемь разгневанных женщин», видеосюжет телеканала «Россия 24», 7.03.2025 Премьера МХТ им. Чехова — криминальная драма «Восемь разгневанных женщин», видеосюжет Первого канала, 7.03.2025 8 и 9 марта на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится премьера спектакля Аллы Сигаловой «8 разгневанных женщин» (фоторепортаж), Ok!, 21.02.2025 Машков, Богомолов, Верник, Шиловский, Мищенко на вручении Театральной премии «МК»: кадры награждения (фоторепортаж), Московский комсомолец, 24.10.2024 В легендарном МХТ имени Чехова стартовал новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 3.09.2024 «Это Москва. Люди»: проект «9 ряд. 10, 11 место». Глава «Характер», телеканал «Москва 24», 26.04.2024 «Это Москва. Люди»: «9 ряд. 10, 11 место». Глава «Декорации и костюмы», телеканал «Москва 24», 12.04.2024 Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023 «Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023 125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023 Константин Хабенский, Дарья Мороз, Александра Ребенок и другие в благотворительном проекте #ТеатрПомогает, OK!, 9.10.2023 Фестиваль «Золотая маска» в Омске завершился спектаклем МХТ имени Чехова «Мужья и жены», Татьяна Ляпистова, ОМСКРЕГИОН, 2.06.2023 Есть одна награда смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022 Александра Ребенок: О профессии, «Школе» и «Содержанках» (видео), Давид Виннер, «Откройте, Давид!», телеканал «Москва 24», 30.05.2022 Чайка. Современное искусство помогло снова взлететь чеховской пьесе, Сергей Хачатуров , Диалог искусств, 6.12.2021 МХТ имени Чехова открыл предъюбилейный сезон. Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Анастасия Евтефеева, Театрал, 4.09.2021 Верник, Кравченко, Андреева, Пегова на собрании труппы МХТ: звездная галерея. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 3.09.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Видеомарафон к 160-летию А.П. Чехова, 29.01.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019 О «зрительском климате» рассказали в Комсомольске актеры Игорь Гордин и Александра Ребенок, Илья Давыдов, видеосюжет ДВ-новости (Комсомольск-на-Амуре), 29.08.2019 Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018 Московский Художественный театр имени Чехова отмечает 120-летний юбилей, видеосюжет Первого канала, 26.10.2018 Зарево новой жизни и тотальное безразличие / «Три сестры» в СТИ и МХТ им. А. П. Чехова, Дарья Андреева, Страстной, 10, 12.07.2018 «Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018 Константин Богомолов не стал устраивать провокаций, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 20.06.2018 Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018 Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018 Сестры немилосердия, Елена Федоренко, Культура, 7.06.2018 Все равно! «Три сестры» в Московском Художественном театре, Татьяна Филиппова, Культуромания, 6.06.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Три сестры», 31.05.2018 В МХТ имени Чехова представят самых красивых «Трех сестер», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 30.05.2018 В МХТ имени Чехова покажут «Трех сестер» Константина Богомолова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.05.2018 В МХТ имени Чехова Константин Богомолов поставил «Трех сестер», видеосюжет Первого канала, 30.05.2018 Константин Богомолов поставил «Трех сестер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2018 Дарья Мороз, Софья Эрнст и Маруся Фомина о Константине Богомолове (видео), Tatler, 12.04.2018 Эксклюзив: Снигирь, Зудина, Хабенский и Пореченков рассказали о любви, 7 дней, 21.02.2018 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Богомолов без скандала. Пьеса Вуди Аллена «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» в МХТ им. Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 3.02.2017 Александра Ребенок в программе Вадима Верника «Кто там
», телеканал «Культура», 24.01.2017 Вудиальный скандал, Светлана Наборщикова, Известия, 11.01.2017 Богомолов поставил в МХТ Вуди Аллена, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.12.2016 Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016 «В отчаянной попытке остаться вдовой», Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 5.12.2016 «Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016 Пресс-показ спектакля «350 Сентрал-Парк Вест, New York, NY 10025». Фоторепортаж Андрея Парежева, Geometria.ru, 28.11.2016 Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016 Вуди Аллен «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025». Фоторепортаж Светланы Яковлевой, Мир женской политики, 27.11.2016 «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» в МХТ им. Чехова. Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 25.11.2016 В МХТ готовятся к премьере спектакля Константина Богомолова «Сентрал-парк Вест», видеосюжет телеканала «Культура», 25.11.2016 Сбор труппы МХТ им Чехова 30 августа 2016 г. Фоторепортаж Галины Фесенко, КультМск, 31.08.2016 Сбор труппы МХТ. Фоторепортаж Владимира Майорова, 30.08.2016 Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016 Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015 Романтический трэш-эпос Константина Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая», Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 14.12.2015 Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015 Спектакль «Мушкетеры. Сага. Часть первая» погружает публику в советское детское, Олег Зинцов, Ведомости, 6.12.2015 Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015 Верники, Навка, Машков, Хабенский и другие на юбилее Табакова, Оксана Смирнова, GQ, 16.11.2015 Послушайте! Поэты на Красной Пахре, телеканал «Культура», 10.11.2015 Куда вас сударь, к черту, занесло: «Мушкетеры» Константина Богомолова, Антон Долин, Сноб, 2.11.2015 «Три мушкетёра» много лет спустя. Ничего святого. Фоторепортаж Евгения Чеснокова, Прогулки по Москве, 31.10.2015 «Мушкетеры. Сага. Часть первая»: романтический трэш-эпос Богомолова, видеосюжет телеканала «Дождь», 29.10.2015 Мушкетеры не плачут: до премьеры нового спектакля Богомолова осталось два дня, Юлия Чечикова, Москва 24, 28.10.2015 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Геннадия Усова, 17.04.2015 Ответственность за зрелище, Софья Ефимова, блог СТД РФ, 18.12.2014 «Карамазовы» в фотографиях Галины Фесенко, 12.09.2014 А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014 Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013 Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013 Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013 Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013 Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013 |