Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Без войны и после войны

Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Два спектакля этого сезона среди множества вышедших к юбилею Победы объединяют радикальное решение пространства и режиссура, выступающая наравне со сценографией. То, что происходит в горизонтали и вертикали – смыслообразующая составляющая новых спектаклей МХТ имени А. П. Чехова и Студии театрального искусства.

«Двадцать дней без войны» – отважный выбор Марины Брусникиной сотоварищи представить на мхатовской сцене свою версию легендарного сюжета. Сценарий Константина Симонова, фронтового корреспондента, о фронтовом же корреспонденте Василии Лопатине. Герой получает 20 дней отпуска в тыл, в Ташкент, где снимают художественный фильм по его сталинградским заметкам. Этот сценарий несколько поколений знают по фильму Алексея Германа полувековой давности, ставшему классикой, с той абсолютной правдой существования, которая свойственна была блистательной когорте собранных им актеров, во главе с Юрием Никулиным. А еще эта правда обеспечивалась и личным военным опытом старших из них, и общей еще живой памятью о войне, и глубоким погружением режиссера в пласты документальных материалов.

Марине Брусникиной надо отдать должное и за смелость, и за деликатность подхода. В спектакле выдержана необходимая дистанция – не просто реального времени, отделяющего сегодняшнего зрителя от показываемой эпохи, а всего различия опыта и восприятия. Нет подробного вживания в персонажей, нет сценического бытовизма, выдающего себя за документальность. Все эти соблазны снимает фирменный прием, стиль Брусникиной – представить текст как главное художественное событие. Симоновский сценарий прочитан весь, с ремарками, описаниями, мизансценами и освещением. И этим заданы остранение между исполнителями и героями, отдаленность, позволяющая зрителю пристально и внимательно, без избыточного эмоционального нажима вглядеться в страшный опыт страны в ХХ веке. Кажется, что сюжет о съемках военного фильма в тылу и определил жанр спектакля – цепь эпизодов, случайно выхваченных как бы камерой фрагментов, смонтированных благодаря общему месту действия и фону войны.

Помимо текста, главные герои здесь – пространство, свет и видео, и сочинившие их Николай Симонов, Иван Виноградов и Михаил Купрыгин. Огромная мхатовская сцена почти пуста, где-то вдали брошены деревянные пляжные лежаки, на них мостятся люди в шинелях, потом разбегаются при вое самолетов – это сцена бомбежки в Феодосии. И при звуках взрывов вырастают как из-под земли блоки сцены, поднимаясь на максимальную высоту подъемных механизмов – плунжеров. Земля дыбом – опрокинутая, перевернутая жизнь – главная метафора спектакля. И огромная, во весь задник, видеопроекция: то документальные кадры, то черно-белые виды; дым и свет, то прожекторный, то сумрачный, тревожный. Все последующие эпизоды, уже в глубоком ташкентском тылу, будут играться среди этих блоков разной высоты, изображающих то коммунальную кухню, то чью-то комнату, купе поезда, съемочный павильон. В этих временных утлых углах развешивают бельишко, укладывают детей, выпивают, спорят об искусстве, о прошлом, исповедуются, торопливо обнимают друг друга. А все пространство остается голым, бесприютным, чужим для этих людей, отныне бездомных, слишком маленьких на его фоне. Большая история трагически несоразмерна человеку, человеку соразмерен дом, а его нет больше ни у кого, война всех вышвырнула в бездомье. Далее можно было бы написать, как играют актеры, их работы достойны подробного исследования, но ограничусь краткими упоминаниями. Лопатин – Иван Волков, его невоенная природа подчеркнута и отсутствием формы – портупея на серый толстый свитер, и небравой, медвежьей повадкой. Он играет сдержанно, глубоко, с тем объемом смысла, который читается за словами. Взрывается Лопатин только один раз – когда на его глазах амбициозный дурак-режиссер делает плоскую агитку из его репортажей об обитателях сталинградских подвалов. Иван Волков написал и музыку к спектаклю.

Нина (Светлана Колпакова) несет такое количество тепла и жизни в сердце, в улыбке, что она только и может отогреть этого замкнутого, одинокого человека, у которого в памяти стоит все увиденное, а перед глазами – новые и новые голоса, вопли, вопросы войны. Летчик Строганов – Михаил Пореченков, который ярится и терзается из-за измены жены, и другой летчик, юный – Илья Козырев, которого словно навеки заклинило на том бое, где его подбили, и он так и твердит, с криво съехавшей улыбкой, оправдываясь, как заведенный, одно и то же. Всех не описать в этой рецензии подробно, но это большая и слаженная работа, и главная мысль спектакля: нет на земле нигде никаких двадцати дней без войны, война повсюду, пока она идет, люди прошиты и пробиты ею, боль терзает каждого и в тысячах километров от фронта.

Сергей Женовач выбрал автора, к которому уже обращался – Виктора Некрасова, фронтовика, киевлянина, эмигранта он ставил и в МХТ – «В окопах Сталинграда», и на камерной сцене СТИ – «Кира Георгиевна». Новая вещь по повести «В родном городе» создана всегдашним триумвиратом – с художником Александром Боровским (инсценировку тоже делали вместе) и светом от Дамира Исмагилова. Музыку писал Григорий Гоберник. История эта о молодых совсем ветеранах, вернувшихся после войны домой, на руины прежней жизни, и пытающихся обжиться и устроиться. Но их судьбы, отношения, разбитые и не склеенные любови, новые встречи, дружбы – лишь ручьи в ландшафте большой истории, строящейся по своим законам, не учитывающей этих вчерашних мальчишек и девчонок в старых гимнастерках, искалеченных не внешне, так внутренне.

Для того, чтобы зримо и ощутимо дать этот контраст, Женовач и Боровский смешали игровое пространство со зрительным залом. Вот сцена – вздыбленные, как стены воронки и упавшие от взрыва стены, ее планшеты, рухнувшие штанкеты, развороченное нутро. Вот ряды в зрительном зале, где поначалу незаметно, среди зрителей, притулившись с краю на разных рядах, оказываются – капитан Митясов (Дмитрий Матвеев) – протагонист спектакля, с рукой на перевязи, его жена Шура (Мария Антипенко-Горячева) – тонкий образ интеллигентной нежной девочки, терпеливо ждавшей мужа в оккупации, выходившей раненого постояльца Федора, а потом соединившей с ним жизнь. Нет в ней вины за новую любовь, есть только сочувствие к мужу, такому красавцу, такому герою, такому круглому сироте. Новый друг, утешающий капитана звякающими бутылками, ловко стучащий костылем «сбитый летчик» Ерошик, нервный и нежный – его играет Александр Суворов, чьи глаза будто бы с каждым стаканом голубеют все пронзительнее.

У всех позади то, что встает не огромным умолчанием, а общеизвестным, в слова не переводимым опытом – Сталинград. Война. Им немного за двадцать, а они внутри старики. «Моя биография кончилась», – с отчаянной улыбкой произносит молодой вихрастый Ерошик и снова разливает водку. Он и кидается склеивать союз Митясова и Шуры, потому что на себя махнул рукой: пусть не у него, пусть хоть у кого-то будет, как надо. Только никто из них не знает, как надо. Списанные на гражданку вчерашние бойцы должны стать теми, кем не успели из-за беды – студентами, работниками, должны жить обычной мирной жизнью, в которой существовать не умеют. Не умеют и девушки: в спектакле появляется дуэт молоденькой, но жесткой, закрытой, резкой фронтовички Вали (Полина Пушкарук) и ее матери (Анна Рудь) – классической интеллигентки в пуховой шали на плечах. Это единственный дом, где пахнет домом, и потому Митясов так тянется туда, почтительно восхищаясь матерью и сам не понимая почему, подолгу задерживая взгляд на мальчишески-хрупкой, с вечной папиросой, не девичьей повадки Вале. «Не надо расхваливать войну», – заповедь Анны Пантелеймоновны как завет жизни отчаявшимся молодым, зациклившимся на страшном прошлом, растерявшимся перед сложностью человеческой обычности.

И вот пока ветеранская молодежь пытается как-то заново обрести себя в разрушенной реальности, на сцену то и дело выходят, безо всякой связи с действием, дюжие монтировщики, с грохотом что-то опускают, поднимают, застраивают, не забывая рявкнуть на вчерашних офицеров, которые лишь досадливо, без сопротивления, оглядываются на них. Сцена постепенно обретает сначала ровно-гладкий вид, потом кумачово-нарядный, с занавесом, лозунгами, по линеечке расставленными столами, графинами, стаканами, стульями. И вот это главное. Пока послефронтовые студенты узнают себя и друг друга, пока собирают из осколков свои жизни, среди них обнаруживаются те, а особенно тот, кто умеет. Кто знает. Кому неведомы сомнения. Александр Антипенко играет своего капитана Чекменя по-настоящему страшным – свойскостью, безошибочностью оценок, отсутствием моральных дилемм. Это не фанатик, это циник, точно уловивший новый ветерок. Гладкий, уверенный, с победным разворотом плеч, прилизанными волосами, с рублеными фразами, не терпящий возражений. Карьера потребует – и он предаст любого: вчерашнего друга и сослуживца Митясова, профессора, пошедшего в мясорубку времени, товарищей. Он теперь власть. Как-то незаметно, исподволь зародившаяся среди вроде бы равных и подмявшая их под себя.

На сцене, которая торжествует апофеозом послевоенного строительства, вешают огромный портрет Сталина в тяжелой золотой раме. Чекмень садится под ним и «бронзовеет», глобальная мизансцена застывает. Если во время трудного и бедного приспособления к мирной жизни фронтовики были с залом, актеры находились среди зрителей, и этот прием нарочито и властно включал всех присутствующих в единый круг размышлений и чувств, то теперь непреодолимый водораздел рампы заставил зал замереть перед президиумом, подавляющим ало-золотой мощью. Со-чувствие, со-участие сменяются созерцанием. Беспомощные или разъяренные, сломленные или притихшие, все оказались перед лицом того, что за их спинами, помимо их воли воздвигли безликие и безымянные, вдруг среди них выбравшие голос и лицо – Чекменя, поделившего всех на своих и чужих. Новая война, теперь между вчерашними фронтовиками, между людьми одного опыта и поколения, заставляет Митясова горестно недоумевать – как и почему люди выходят столь разными после пережитого, никакой неоднозначности не подразумевающего.

Оригинал статьи
Пресса
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022
И это всё о ней. Марина Брусникина, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 12.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
Неизвестная пьеса Булгакова предсказала мировую войну, Карина Липская, Московский комсомолец, 2.06.2021
«Адам и Ева» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 31.05.2021
Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021
Друзья и коллеги поздравили Марину Брусникину с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 9.02.2021
К юбилею Марины Брусникиной, Павел Руднев, Юрий Квятковский, Петербургский театральный журнал, 9.02.2021
Заколдованное место, Алена Карась, Российская газета, 8.02.2021
Сергей Женовач вручил «Чайки» артистам и сотрудникам МХТ Чехова, видеосюжет «Московского комсомольца», 17.01.2021
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Марина Брусникина: «Нет ощущения, что наступила пауза», Валерия Новокрещенова, Театрал, 24.04.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020
«Звезда Театрала»-2019 назвала лауреатов, Виктор Борзенко, Театрал, 3.12.2019
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Марина Брусникина о театральных планах, Мария Чемберлен, Московская правда, 24.10.2019
Человеку нужен человек, Марианна Власова, Независимая газета, 3.10.2019
«Пролетный гусь» в Сухуме: во власти эмоций, Эсма Голандзия, Sputnik Абхазия, 12.09.2019
«Личный подход»: Марина Брусникина, Ольга Журавлева, Москва 24, 5.07.2019
«Хочется лёгкого, светлого, нежного…», Андрей Мягков, Год литературы 2019, 2.06.2019
Вечер имени Солженицына в МХТ, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 29.01.2019
Ещё раз про нелюбовь, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 10.01.2019
Была бы Гертруда, а платье найдется, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 10.01.2019
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018
Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018
Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018
Марина Брусникина: Если убрать из актерской профессии амбиции,которые разрушают тебя, то это прекрасная профессия, Сергей Николаевич, видеозапись программы «Культурный обмен», телеканал «Культура», 23.11.2018
В королевстве всё неладно не по-датски, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.11.2018
Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018
От Гамлета не лечат, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.11.2018
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Офелия боится воды», видеосюжет телеканала «Культура», 9.11.2018
В МХТ имени Чехова прошел пресс-показ спектакля «Офелия боится воды», видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 9.11.2018
Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018
Марина Брусникина:«У театралов особый ген», Наталья Васильева, Известия, 20.09.2018
МХТ привез в Минск «Пролетного гуся», видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 13.09.2018
Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018
«Круг чтения», Полина Тихонова, 28.06.2018
«Посвящение Вознесенскому» в Центральном доме актера, «Диалоги о культуре», Радио России, 2.12.2017
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
«Ночь поэзии» пройдет в МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ТАСС, 15.06.2017
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
Наше всё и немного больше, Альбина Драган, официальный сайт Года литературы, 8.06.2017
Марина Брусникина и Николай Чиндяйкин на книжном фестивале «Красная площадь», Юлиан Макаров, видеосюжет телеканала «Культура», 6.06.2017
На сцене МХТ состоялся концерт ко Дню всех влюбленных, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2017
Река с быстрым течением, Камилла Конвэй, startup.ru, 27.01.2017
Белогорье встречает лучших актеров России, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.09.2016
Как в зеркале жизни, Юлия Владимирова, Наш Красноярский край, 11.09.2016
«Такое дело есть — любить», Анастасия Скорондаева, Российская газета, 3.06.2016
«Ночь поэзии» прошла в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2016
Режиссер Марина Брусникина: «Человек не меняется вообще», Светлана Полякова, Новые известия, 4.04.2016
Марина Брусникина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 3.03.2016
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Чехов в прямом эфире, радио «Эхо Москвы», 27.09.2015
В столице завершился фестиваль «Книги России», видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2015
В МХТ имени Чехова до утра читали стихи, видеосюжет Первого канала, 6.06.2015
День рождения Пушкина отметили «Ночью поэзии», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 6.06.2015
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Марина Брусникина на «Худсовете», видеосюжет телеканала «Культура», 8.05.2015
Семейные истории на полях Великой Отечественной, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.04.2015
Каждому человеку на войне приходится делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 22.04.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
Дмитрий Брусникин в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 22.02.2015
В России стартовал Год литературы, видеосюжет Пятого канала, 29.01.2015
Читаем иногда — по возможности, Ольга Тимофеева, Новая газета, 29.01.2015
Марина Брусникина на «Худсовете», телеканал «Культура», 27.01.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Марина Брусникина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.12.2014
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
В Брянске начались гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании ТВ-Центр (Брянск), 26.08.2014
«Пролетный гусь» прилетел в Красноярск, Екатерина Котова, Труд, 21.05.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
«Пролетный гусь» в Красноярске прошел на «ура», ИА «1-LINE» (Новости Красноярска), 20.05.2014
Бесконечные поиски «что дальше?», журнал «Станиславский», 11.04.2014
Драматургия слова от Марины Брусникиной, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 11.09.2013
Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013
Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013
Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Нерифмованная ночь: поэзия в МХТ, Николай Чикишев, Русский пионер, 4.06.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
В Москве впервые пройдет «Ночь поэзии. XXI век», Мария Лазарева, Московский комсомолец, 29.05.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
«Золотая маска» угнездилась в Череповце, Сергей Виноградов, газета «Речь» (Череповец), 23.10.2012
Мы его никогда не забудем, мы его никогда не увидим, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.06.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
Театральный «Письмовник», Алена Карась, Российская газета, 7.11.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Марина Брусникина в «Новостях культуры», телеканал «Культура», 24.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009
В МХТ свили гнездо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009
На вас, Лаврецкий, пахать и пахать!, Ольга Романцова, «Газета», 10.11.2009
Дмитрий Дюжев в роли Лаврецкого, Видеосюжет телеканала «Звезда», 7.11.2009
Премьера спектакля «Дворянское гнездо», Видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 6.11.2009
Дорога и жизнь, Наталия Колесова, Планета Красота, 07.2008
Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002
Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002
Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002
Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002
Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002
Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001