Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Двух голосов перекличка

Мария Чернова, Экран и сцена, 28.10.2025
Спектакль со сложносочиненным названием «Люблю. Целую. Кеша. / Все письма только о любви» в первый раз был сыгран на Малой сцене МХТ еще весной – к столетию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского. В текущем сезоне он был принят в репертуар Новой сцены Художественного театра. Прямо скажем, нечасто встречающееся явление, когда мероприятие, предполагавшееся для одного юбилейного вечера, продолжает полноценную творческую жизнь, наполняясь воздухом, обретая новые краски, иные акценты и смыслы.

Эту «историю одного столетия» выгодно отличает от других подобных постановок удивительная небанальность. Вместо огромной сцены – камерная, вместо пафосного описания жизненного пути гения с видеорядом «дороги побед» – всего несколько лет из жизни артиста, вместо воспоминаний о великих ролях мастера – документальная пьеса, созданная из личных писем.

Александра Машукова, автор пьесы «Дорогая моя находка», по которой поставлен спектакль, не только поработала с архивом Смоктуновского, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина, что само по себе требует сил, времени и определенных умений, но и сочинила тонкую, деликатную композицию, настоящую драматургию, в которой очевидны и понимание законов сцены, и подлинная любовь к героям.

Павел Ващилин, режиссер спектакля, артист МХТ и с недавних пор директор музея МХАТ, правда, зачем-то решил вставить в сценическую версию отрывки из книги Смоктуновского «Быть!», но зато нашел несколько интересных, выигрышных для постановки решений. Роли исполняют совсем молодые артисты Художественного театра, видевшие Смоктуновского только в теле- и видеозаписях. Никаких игр во внешнее сходство и, значит, никакого риска сорваться в пародию. Наконец, исполнителей на сцене – пятеро, а действующих лиц – двое.

Многоликий, но единственный Он – Илья Козырев. Единственная, но многоликая Она – Ульяна Глушкова, Елизавета Ермакова, Мария Сокольская, Владислава Сухорукова. Легкое недоумение такое распределение ролей вызывает только при прочтении программки. Потом, когда чуть больше часа Он и Она читают письма Иннокентия и Суламифи Смоктуновских, появляется ощущение невероятной цельности создаваемых образов и кажется совершенно ясным и абсолютно естественным, что в одной женщине живет целый музыкальный квартет, а один мужчина любит все ее проявления. И только жаль, что время эпистолярного жанра, кажется, прошло безвозвратно, ведь столько «невозвратимо пережитой» жизни в этих письмах, столько иронии и нежности, тоски и юмора.

Они встретились не юными, но молодыми. Их семейная жизнь началась с трагедии – смерти первой дочери Надежды. Его путь в профессию и жизнь в профессии не были легки, их совместная жизнь не была безоблачна. На этом спектакле не думаешь о гениальном актере Смоктуновском и его веке, но вдруг остро осознаешь, что он был. И она была. Муж и жена, мужчина и женщина, мать и отец. Может быть, бессмертно не только творчество, но и любовь.

Оригинал статьи
Пресса
Двух голосов перекличка, Мария Чернова, Экран и сцена, 28.10.2025
Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017