Мольер снова выходит на сцену Художественного театра
, 1.09.2025
4 сентября 2025 года МХТ имени А. П. Чехова открывает свой 128-й сезон премьерой – режиссёр Юрий Квятковский представляет новую версию «Кабалы святош» Михаила Булгакова с Константином Хабенским в роли Мольера. Это будет четвёртое обращение Художественного театра к пьесе, специально написанной для мхатовской сцены без малого сто лет назад, в 1929 году.
История последних лет жизни Жан-Батиста Мольера (1622 – 1673), актёра и драматурга, «комедианта на сцене, неудачника, меланхолика и трагического человека в личной жизни», стала для Булгакова возможностью исповедаться на болевую тему – его пьесы в то время запрещались так же, как некогда мольеровский «Тартюф».
Историк Художественного театра Анатолий Смелянский пишет в своей книге о Булгакове: «Жизнь Мольера в булгаковской пьесе имеет смысл только в связи с Тартюфом“. Нет той цены, которую он не заплатил бы за то, чтобы написанное им не было уничтожено».
Михаил Афанасьевич накликал своё будущее – судьба первой постановки «Кабалы святош» была трагической. После множества перипетий «пьеса из музыки и света», как называл её автор, получила шанс быть воплощённой на сцене. Режиссёр Николай Горчаков работал над спектаклем, получившем название «Мольер», в течение пяти лет. Уже на выпуске спектакль был показан К. С. Станиславскому, который категорически не согласился с авторской трактовкой образа Мольера. Он требовал от Булгакова уйти от интимности, от подробностей частной жизни: «Это мне совершенно неинтересно, что кто-то женился на своей дочери Важно, чтобы я почувствовал этого гения, не понятого людьми, затоптанного и умирающего Человеческая жизнь есть, а вот артистической жизни нет».
Станиславский активно вошёл в работу, ломая выстроенный рисунок, меняя смысл, учил актёров типичным для XVII века манерам и жестам, требовал включить в спектакль сцены из пьес Мольера. Узнав об этом, Булгаков обратился к нему с письмом: «Если Художественному Театру Мольер“ не подходит в том виде, как он есть, хотя Театр и принимал его именно в этом виде и репетировал в течение нескольких лет, я прошу Вас Мольера“ снять и вернуть мне».
Некоторое время Константин Сергеевич продолжал репетировать, призывая актёров «победить автора, не отступая от его текста», но завершил работу над многострадальным спектаклем другой основатель МХТ – Вл. И. Немирович-Данченко. Премьера состоялась 15 февраля 1936 года. И хотя Виктору Станицыну, по общему мнению, роль Мольера не удалась, спектакль имел громкий успех – публика восторженно принимала Михаила Болдумана в роли короля Франции Людовика XIV, Бориса Ливанова (Муаррон), Михаила Яншина (Бутон), Ангелину Степанову (Арманда).
Анатолий Смелянский:
«“Золотой идол”, которого Болдуман играл с флегматичным холодком, вышел на первый план и стал воплощением роскошной имперской постановки “из золота и парчи”… “Тяжёлая пышность эпохи”, воссозданная художником Петром Вильямсом, не имела, однако, противовеса в виде “бедного окровавленного мастера”, который виделся драматургу».
Спектакль был сыгран всего семь раз. Статья газеты «Правда» «Внешний блеск и фальшивое содержание», поставила на «Мольере» крест. Он был снят с репертуара приказом дирекции МХАТ, и этот приказ был инспирирован прямым указанием Сталина – слишком много перекличек тех дней и дней давно минувших увидело в пьесе окружение главы СССР. Гибель «Мольера» привела к разрыву отношений Булгакова и Художественного театра.
Спустя полвека «Кабалу святош» на мхатовской сцене дважды ставил Адольф Шапиро (театроведы назвали возвращение пьесы в репертуар «облегчением совести Художественного театра»): в его спектакле 1988 года Мольера играл Олег Ефремов, в постановке 2001 года – Олег Табаков. Каждый из них, будучи художественным руководителем главного драматического театра страны, проявлял в Мольере собственные отношения со сценой, властью и судьбой.
Мольер Ефремова – абсолютно одинокий и очень уставший строитель театра. Его не согревала любовь, не удивляло предательство, ему были привычны запреты. Нерв спектакля держался на дуэте Мольера и короля Людовика, которого Иннокентий Смоктуновский играл человеком артистичным, таким же опытным лицедеем, как Мольер. Критики писали: «Казалось, что комедии Мольера перестали тешить этого короля, и с некоторых пор он тешится, разыгрывая комедии с Мольером».
Олег Табаков в «Кабале святош» 1988 года играл Бутона – слугу Мольера, преданного домашнего шута, «гаера-неудачника среди гаеров-профессионалов». Играл искромётно, купаясь в роли. Примерить на себя главную роль ему предлагал сам Ефремов, но Табаков с сомнением относился к идее реанимации уже сошедшего с репертуара спектакля и решился на Мольера только после смерти Олега Николаевича.
Адольф Шапиро вспоминал:
«В день похорон Ефремова в “Табакерке” играли “На дне”. Ко мне подошёл Табаков: “Давай сделаем то, что Олег хотел”. Я сразу понял, о чём идет речь: “Давай! Только это должен быть совершенно новый спектакль”».
В прежнем спектакле художник Андрис Фрейбергс выстраивал декорацию из сундуков-кофров, символа бесконечных скитаний. В «Кабале святош» 2001 года Юрий Хариков сделал акцент на праздничной пышности театральных занавесов. И Мольер Табакова был совершенно иным – человеком успеха, хозяином театра, привыкшим решать рабочие вопросы на государственном уровне, артистом, для которого главная радость в жизни – выход на сцену, возможность играть…
«Кабала святош» 2025 года не ограничится пьесой Булгакова – режиссёр Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв создают собственную сценическую версию, в которую войдут фрагменты булгаковского романа «Жизнь господина де Мольера». Каким будет директор Пале Рояля в исполнении нынешнего худрука МХТ Константина Хабенского – предстоит узнать в день премьеры.
Режиссёр – Юрий Квятковский, сценограф – Николай Симонов, художник по костюмам – Игорь Чапурин, художник по свету – Иван Виноградов.
В ролях: Константин Хабенский, Александра Ребенок, Максим Николаев, Ольга Петрова, Елизавета Ермакова, Илья Козырев, Сергей Волков, Иван Волков, Игорь Хрипунов, Павел Ващилин, Валерий Трошин, Сергей Медведев, Андрей Кислицин, Алексей Агапов, Иван Дергачёв, Даниил Феофанов и другие.