Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Франция не беспокоится: «Кабала святош» в МХТ имени Чехова

Наталья Шаинян, Театрал, 14.09.2025
К началу сезона МХТ подготовил премьеру, тут же взорвавшуюся карнавальной шутихой – шум в медиа, пересуды о ценах на билеты, страстное любопытство, как и о чем поставлена пьеса Михаила Булгакова, переживающая свое четвертое рождение на сцене в Камергерском.

Прежде всего, это пьеса другого Михаила – Дегтярева, работавшего с режиссером в давнем спектакле “Занос” в театре “Практика”. Постановщик – Юрий Квятковский, более всего тем спектаклем и запомнившийся, долго ходил в подающих надежды, но на большой сцене не работал, а последние годы посвятил цирку, и это наложило отпечаток на его творческий метод.

Зачем понадобилось переписывать уже классическую пьесу – очевидно, очень хотелось заострить конфликт художника и власти, данный Булгаковым, добавить сведений о мытарствах автора во МХАТе сталинской поры, когда пьесу семь лет не выпускали на сцену и после семи показов сняли по приказу тирана, и главное – подчеркнуть и усилить созвучие сегодняшнему дню. Казалось бы, пьеса в нетронутости своей более чем пронзительно ему созвучна, но авторы спектакля добавили и усугубили, оставив часть зрителей и критиков в растерянности.

Подмостки Николай Симонов уставил гигантскими пупсами – то гидроцефалическими их фигурками в огромном стеллаже, то отдельно мега-головами, выстриженными из зеленых кустов. Двое молодых актеров с надетыми на плечи такими же головами качаются на доске-качели – это маленькие Мольер и король, у второго голова вызолочена. В следующем своем появлении Людовик в маске, закрывающей лицо, с лучами во все стороны, танцует, и лишь в третий раз является во всем блеске в исполнении “Максима Николаева”, но об этом позже. Без видимой связи с модификациями младенцев на сцене будут: алого бархата и золотой бахромы занавес, ездящий по кругу, и расставленные по кругу же огни рампы, без кулис – так складывается немудрящая метафора “весь мир – театр”– и это все, что придумано про едва ли не самую театральную эпоху. Сверху – падуги того же бархата с буквами КС, что трактуй как хочешь. Еще на сцене появятся и исчезнут монарший стол “ковидной” длины, кабинка исповедальни с живыми бесами, квадригой замирающими на ней, и гримерки справа и слева.

Перед нами пышная, многословная, с хорошими актерами разных школ и стилей, с некоторыми интересно решенными сценами, великолепными костюмами Игоря Чапурина и светом Ивана Виноградова работа, очень нестройная драматургически, стилистически и исполнительски. Она не складывается в высказывание, но вырисовывается в явление, возможно, помимо воли авторов.

Сшить куски исходной пьесы с эпизодами романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера», добавить поносящий автора и творение отзыв Керженцева – советского критика-пролеткультовца, замечания Станиславского, прицепить Декарта, Августина, Толстого, Бердяева и бог знает кого еще – чтобы что? Там, где еще держится костяк булгаковской пьесы, там есть действие. В остальном – монтаж аттракционов и парад реприз, действительно остроумных. Здесь нет провокаций ни в художественном, ни в политическом смысле, на что намекал рекламный ролик спектакля, но хватает подмигиваний зрителю.

Кажется, режиссер собрал все, до чего дотянулся, как ребенок в магазине игрушек: вот арапчата в черном трико и белых гофре – слуги просцениума, вот королева-мать, отсутствующая у Булгакова, живой монумент в черном кринолине, который возят на платформе – Павел Ващилин в этой роли комически дает уроки макиавеллизма, с не сходящей с набеленного лица брезгливостью поучает сына, что власть должна внушать восторг и страх. Вот тонкий гибкий силуэт в черном сюртуке – это Лагранж в исполнении Ильи Козырева, регистр, ставший в спектакле и альтер-эго Булгакова, но эта двойственная роль не ложится в действие, и без того лоскутное, а прошивает ее черными стежками сверху – Регистр не без доли демонизма порхает по сцене как бы отдельно от всех.

Есть фейерверки, громы и молнии, есть пыточное колесо с привязанной к нему жертвой – наглядная буквализация творческих и политических терзаний; есть в крошечном эпизоде Шут – прекрасный цирковой артист Андрей Кислицын, которого и не видно в этой роли, есть монологи на французском, героически выученные актерами, но все же с плохим произношением. Есть репетиция “поклона червя” – как можно ниже и подобострастнее извиваться перед королем – это Мольер, как бы ни ерничал, именно унижению учит свою труппу и сам в нем упражняется (почему тут образец вдруг показывает Регистр-Булгаков, оставим на совести авторов). Здесь Декарт эмигрирует со словами, что Франция не подходит свободомыслящему человеку, а в финале покаянно возвращается.

Действие не просто скачет из эпохи в эпоху, оно и исполнителям предлагает выступать не только от лица персонажей, но и от самих себя – и Константину Юрьевичу де Мольеру, как в финале представляется исполнитель главной роли, и остальным. “Ну, покажите класс, народный артист!” – подзуживают его партнеры, и он “дает народного” – падает на колени и с истинным драматизмом рассказывает об умерших своих детях, одиночестве и бессилии, но Регистр, не принимая пронзительности темы и исполнения, пренебрежительно его обрывает.

Насколько одарена труппа у Мольера, хорош ли спектакль, что он показывает двору – понять сложно. Его актерам авторы подарили два ярких монолога об актерских судьбах, скорее от лица самих исполнителей, чем их персонажей. Иван Дергачев (Дю Круази) разражается яростными и уморительными жалобами на жизнь и труд актера на выходах, бескорыстного безвестного труженика сцены. Александра Ребенок в роли Мадлены не занята глубоко ни изменой Мольера, ни ужасом от его невольного инцеста, которого стала нечаянной виновницей, ни сознанием греха, ни покаянием. К тому же, она каким-то образом оказывается чуть не вдвое старше Мольера, которого еще ребенком благословила на театральный путь, и никого эта возрастная несообразность не смущает. Все для нее – игра и роль, возможность сменить верховой костюм на сценический, а тот – на траурный, и наконец выйти в белоснежном платье под своим огромным портретом с черной ленточкой. Она исполняет свою лучшую роль – примы на собственных поминках, и ее шелестящие негромкие интонации, ускользающая полуулыбка, снисходительные ядовитые шпильки коллегам и зрителям – все рисует каботинку до мозга костей, невинную в самой порочности, жившую одним лицедейством и намертво, в буквальном смысле, слившуюся со сценой.

Ее главным партнером стал не Мольер, а архиепископ – Иван Волков в этой роли один воплощает и официальную церковь, и тайную кабалу святош. Он великолепен в разнообразии личин, которые меняет: то монолитная махинав сутане, грозящая любому свободному движению, то, при всем подобострастии поклона королю, опасно не согласен с ним по поводу Мольера, то становится почти пародийным дьяволом, едва ли не бесплотным, в блеске молний взлетая на кабинку исповедальни, чтобы оттуда гвоздить грешницу Мадлену.

Но не Мадлена и не юная кудрявая Арманда (Ольга Петрова) занимают Мольера. Это невысокий, ссутулившийся стареющий человек, вынужденный жить в напряжении и бесконечной растрате энергии: писать мадригалы, играть, иногда до самоиронических кривляний, меняя маски и парики. Он до полусмерти измотан заботами о деньгах, о труппе, о мнении зрителей и власти. Никаких “взмахов гения”, которых Станиславскому не хватало в пьесе Булгакова, в нем нет и в помине, есть печать долгой и трудной сценической пахоты и необходимости держать в узде и дрессировать непокорную труппу. Его Мольер давно разучился видеть в близких людей, замечать их чувства, чем оскорблена не только Мадлена, но и Бутон – по-собачьи преданный Мольеру скандалист и грубиян (Игорь Хрипунов), обрушающий в гневе штанкеты над сценой. Героя Константина Хабенского всерьез волнуют не театральные и не семейные перипетии. Его главные отношения – отнюдь не с этими женщинами, хотя он и надеется на вторую молодость, женясь на Арманде. Истинный треугольник в спектакле совсем другой: с названным сыном Мольера, молодым премьером его труппы Захарией и – конечно, с королем. Вот здесь появляются энергия и взаимодействие. 

Захарию играет Сергей Волков. Его первое сценическое появление – перфоманс совсем иной стилистики, что весь спектакль, настолько он мистичен и метафоричен. Из рояля, который тут называют клавесином, увешанного сосульками и усыпанного огоньками, из-под его крышки порождается, выпрастывается из пелен некое существо – как будто иномирной природы. Он нечеловечески пластичен и текуч, из горла его рвутся обрывки реплик из классических пьес всех времен и народов, он выпутывается из струн, вытягивая их будто из своего сердца – меньше всего его можно принять за живого человека, это явление самого духа театра, рожденного из музыки, льда, тьмы, света, боли и крика. Дальше прозаично – это бездомыш Муаррон, талантливый лицедей, и две сцены соблазнения – его Арманды, где он безуспешно включает свой яркий сексапил, и весьма успешного – его архиепископом, где он предает Мольера так нечаянно, так естественно от страха и растерянности, что почти невинно.

И наконец – тот, ради которого. Тот, который. Центр гелиоцентрической вселенной XVII века и спектакля. Король-солнце в исполнении «Максимова» – Николая Цискаридзе. Тут надо отдать должное безупречному чутью тех, кто предложил ректору Вагановского училища эту роль. Это не только оправдавшийся расчет на жгучий зрительский интерес и кассовый успех. Это прежде всего – понимание его отдельного места в спектакле, вознесенного над прочими. Иной природы существование и сама актерская эманация, чем у драматических. Звезда, легенда. Вот он встает вполоборота, подбоченясь, выставив вперед ногу в белом чулке и перекинув мантию через плечо – и в секунду превращается в самый знаменитый портрет монарха работы Гиацинта Риго. Цискаридзе не просто позволяет зрителю всласть собой налюбоваться, он обнаруживает драматический талант, тонкость, сложность игры – его Людовик не памятник, он живой человек, который стал воплощением страны. “Франция – перед вами, она ест цыпленка и не беспокоится” – ни у кого, кроме Цискаридзе, это не получилось бы такой правдой. И хорошее французское произношение, у единственного. За каждым его движением, поворотом, жестом руки хочется следить, не отводя глаз – так работает эта харизма, эта грация, этот магнетизм, которому не хотят и не могут сопротивляться ни партнеры по сцене, ни зрители в зале. Шуткам короля смеются не просто с готовностью – с радостью. С ним себя ассоциируют все, от умников до простаков. Спектакль построен на него и вокруг него. Его Людовик побеждает архиепископа и покоряет церковь, он размазывает мальчишку Муаррона, которым явно брезгует, он благоволит к Мольеру, но безоговорочно затмевает его, подобострастно замершего на другом конце стола в сцене их ужина. Король – первый актер и драматург, но не их соперничество в центре спектакля. Смысл, возможно, высекшийся невольно – в воздействии, которому не то что нельзя не покориться, а хочется поскорее и полностью. В женственности природы подчинения. В покоряющей неотразимости власти. Власть чарует всех, от дураков до умников, одним лестно само сознание королевского величия, другим, поумнее, не устоять перед монаршьей лаской. Король величаво предлагает Мольеру милость – прислуживать ему в спальне. И когда на сцене сначала протягивается колоссальная белая рубашка, а потом до колосников встает собранная прислужниками нечеловеческая фигура монарха – камзол, водопад жабо, звериные лапы – Мольер склоняется в самом нижайшем поклоне.

Когда перед Мольером появляется сынок-иуда, готовый покончить с собой, если отец не простит его, драматургия вновь совершает кульбит. Мольер, как и у Булгакова, прощает его, а Муаррон немедленно меняется с ним ролями, вместо демонстрации преданности наглеет и требует извинений. Финальный парад, кажется, взят прямо из нынешних соцсетей, где то одни, то другие просят прощения за все и вся, под давлением непредолимой силы. Все герои выстраиваются в ряд на авансцене и просят прощения – от себя и от персонажа, за авторов и за спектакль. Но и тут все не так однозначно, каждому есть за что просить прощения, не только на сцене, но и в зале –недаром Мольер ранее направлял на зрителя луч от огромного полированного подноса – символа лизоблюдства, ставшего прожектором обличения. Среди этой круговерти перевертышей и зыбкости оценок прорисовывается, однако, одна незыблемость и однозначность: непререкаемое величие абсолютизма. Людовик-Цискаридзе застывает в золоченой раме и надменно сообщает, что ни за что не извиняется, ни о чем не жалеет и всех прощает. После нас – хоть потоп, – добавляет он, и публика ликует. Трудно сказать, сочувствуют ли авторы Мольеру или хоть кому-то из героев, но то, что они любуются неотразимым самовластьем – очевидно.

Оригинал статьи
Пресса
После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025
«Пресмыкайся — уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025
МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош», Нурия Ямилова, Независимая газета, 8.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Театр одного танцора, Вячеслав Суриков, Эксперт, 6.09.2025
В МХТ открыли театральный сезон: «Начинаем жадно работать!», Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 4.09.2025
«Все залы забиты битком». МХТ с триумфом открывает 128-й сезон, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 4.09.2025
В МХТ имени Чехова состоялся традиционный сбор труппы, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025
«Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Премьера киноспектакля «Жил. Был. Дом» состоялась в Москве, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Константин Хабенский в программе «Белая студия», Дарья Златопольская, видеосюжет телеканала «Культура», 24.12.2024
Константин Хабенский рассказал, как будет встречать Новый год, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 22.12.2024
Сюда идут… Кушать подано…, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024
Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024
Константин Хабенский посвятил новую «Чайку» женщинам в своей жизни, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 30.11.2024
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Цыпкин, ты достал!»: Константин Хабенский, Александр Цыпкин, радио «Москва FM», 15.11.2024
«Чайку» в постановке Хабенского покажут в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 2.11.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
Фестиваль «Золотая маска» проходит в Карелии, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2022
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022
Константин Хабенский: «Я научился играть агрессивно», Александр Фолин, Кинорепортёр, 8.12.2021
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
Константин Хабенский провел сбор труппы в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021
Татьяна Хабенская: Cын сказал мне: «Пиши, мама», Надя Делаланд, Учительская газета, 12.10.2021
Music Box News: спектакль «Поколение Маугли», видеосюжет Music Box Russia, 10.06.2021
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Театральный проект «Поколение Маугли» возобновится в июне, видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
ОК на связи! Прямой эфир с Константином Хабенским (видео), социальная сеть «Одноклассники», 16.01.2020
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002