Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Заслуженная тишина и любовь: В МХТ им. Чехова состоялся показ спектакля «Двадцать дней без войны»

Иван Волосюк, Московский комсомолец, 14.05.2025
Марина Брусникина поставила в МХТ киносценарий Константина Симонова

В МХТ им. Чехова состоялся показ спектакля Марины Брусникиной «Двадцать дней без войны». Актриса и режиссер, поставившая около сотни спектаклей, включая фронтовые, в ведущих театрах, опиралась не на литературную основу — повесть Константина Симонова «Из записок Лопатина», а на авторский киносценарий классика-фронтовика, по которому в 1976 году Алексей Герман снял образцовый во всех отношениях фильм. Корреспондент «МК» побывал на премьере, понимая, что спектакль придется сравнивать с известной кинолентой.

Технические возможности кинематографа разительно отличаются от того, как и что можно показать на сцене. Снятый киношниками с натуры на черно-белую пленку вагон поезда, везущего главных героев произведения Симонова в 1943 году в тыл, в хлебный и спокойный Ташкент, команда Брусникиной решила не воссоздавать с помощью декораций. «Вагонами» стали подъемно-опускные механизмы сцены, на которых разместили главных и второстепенных персонажей. В ограниченном прямоугольном пространстве как раз и встретились военкор «Красной звезды», срисованный Симоновым с самого себя, — Василий Лопатин (Иван Волков) и капитан-летчик Юрий Строганов (Михаил Пореченков).

Сразу скажу, что тех, кто идет в МХТ на Пореченкова, ждет небольшое разочарование: звездный актер прочтет длинный монолог и больше по ходу действия не появится. Зато его роль — одна из самых глубоких и драматичных: Строганову изменила жена с демобилизованным из-за потери пальцев учителем. Военный поехал на родину, где «битюг здоровый с детьми два плюс три складывает, а баба бревна ворочает». Вроде бы примирился, узнав, что порочная связь прекращена после письма, пришедшего с фронта. Провел несколько дней дома «и не жил я не с ней за это время ни разу… правда, в последнюю ночь не выдержал» (смех в зале). Нужно ли пояснять, что и в фильме, и в спектакле эти события не показываются, а рассказываются — что требовало тогда от Алексея Петренко и теперь от Пореченкова невероятных усилий. 

Повесть Симонова входит в цикл «Так называемая личная жизнь», потому что она говорит о заслуженном к середине Великой Отечественной праве советского солдата на короткую — двадцатидневную, как отпуск после Сталинграда, передышку. И праве любить и быть любимым.

Встретив брошенную мужем еще перед войной Нику (Светлана Колпакова), Лопатин находит то, что только что потерял, пережив разрыв с женой. Конечно, сыграть так, как Юрий Никулин и Людмила Гурченко, никакой актерский дуэт не сможет — простите мне мою убежденность, что «раньше было лучше». Однако генезис взаимного чувства, его процессуальность и порыв Волков с Колпаковой передали прекрасно. Особенно в мгновения медленных встреч на улице, где задубевшие возлюбленные греются у бочки с горящим в ней мусором.

Артистам веришь, даже когда они, особенно женщины, «переигрывают», что продиктовано установками фильма. Где на грани срыва проходит большинство сцен, как, например, встреча Лопатина со вдовой Паши Рубцова и ее «меркантильной» мамашей, жалующейся, что он привез им чиненые сапоги.

«Господи, как жить!» — кричит Рубцова. «Это ты, ты один виноват, ты занимался своей писаниной!» — кричит Ксюша — бывшая супруга Лопатина. «Почему все так устроено?» — вопрошает одна из героинь.

Называть это «истериками» язык не поворачивается, потому что здесь не дочка-подросток айфон выпрашивает и не ребенок новую игрушку, а опаленные и раздавленные войной русские женщины выплескивают нестерпимую боль.

Ну, да, в спектакле много кричат, рыдают и плачут — младенцы, дети и взрослые. Но считать, что во время войны советские люди вели себя иначе — более эпично и картинно, — означает не доверять Симонову. Который хотя был «не фронтовиком, а человеком, по долгу службы бывавшим на фронте», но все видел собственными глазами.

Кстати, в Ташкент Лопатин едет, чтобы выступить консультантом процесса съемки там неправдоподобной киноленты о не сломленных врагом мирных жителях, оказавшихся в немецкой оккупации. Кинопродукцию военных лет Симонов едко пародирует, в «пересказе» Брусникиной и актерского состава это получилось живо и комично. «Я так мечтала, что наши придутЬ, прилетятЬ сАмолеты», — произносит Алена Хованская на южнорусский манер, исполняя «роль в квадрате», играя актрису фильма внутри спектакля.

Безжизненности пропаганды — пусть нужной и духоподъемной, но пропаганды — Константин Михайлович противопоставлял живых людей, с их чувствами и эмоциями. Марина Брусникина это хорошо поняла, пусть ее интерпретация и кажется несколько эклектичной, когда нельзя не заметить распадания единого повествования на отдельные сценки о войне, вызванного «переводом» с киноязыка на язык театра.

Самое сильное, что есть у Симонова, — вера в лучшее, в некую военную версию истины, что в сорок лет (читай — на исходе и после войны) жизнь только начинается. Когда, как не сейчас, делиться этой верой со зрителями?

Оригинал статьи
Пресса
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024