Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | «Пресмыкайся уволю!»Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025 У спектакля «Кабала святош», открывшего сезон МХТ им. Чехова, не было шанса не стать громким событием. Одни предвкушали увидеть худрука Константина Хабенского в образе Мольера, другим интересно было, как драматург Михаил Дегтярев обогатит знаковую для театра в Камергерском переулке пьесу Михаила Булгакова. И, конечно, все с любопытством ожидали появления Николая Цискаридзе в роли короля Людовика ХIV, которого, шутка ли, почти 40 лет назад играл сам Иннокентий Смоктуновский. Но, увидев цены на билеты, зрители не знали, хвататься ли за кошелек или за валерьянку: в сентябре «Кабала святош» режиссера Юрия Квятковского у перекупщиков зашкаливает за 100 тысяч, а на официальном сайте, где цена «всего лишь» упирается в 35 тысяч рублей, билеты разобраны на два месяца вперед. По иронии судьбы, сам Булгаков создавал романтическую драму в 1929 году в затравленном состоянии: все его пьесы были к тому времени сняты с репертуара театров, писателя не печатали. После того как в 1930-м цензура запретила и «Кабалу святош», Булгаков отправил письмо правительству СССР с просьбой выпустить его за границу. Как известно, в ответ Сталин лично позвонил автору, после чего того даже приняли на службу во МХАТ и там же стали работать над постановкой по «Кабале святош», переименованной в «Мольера». Но ее участь все равно оказалась печальной: после растянувшихся на четыре с лишним года репетиций «Мольер» прошел на сцене семь раз, а потом в «Правде» появилась редакционная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», и спектакль запретили как «исторически неверный». Причина, конечно, крылась в том, что аналогия между отношениями художника с властью в постановке и при диктатуре пролетариата была слишком очевидной. Сейчас трагифарс по мотивам булгаковской пьесы создал специализирующийся на новых формах Михаил Дегтярев, включив туда фрагменты многих текстов — от Декарта и Сенеки до документальных свидетельств 1930-х. Внешнего блеска в нынешней постановке тоже хоть отбавляй — от властной Анны Австрийской, воплощенной на сцене актером и по совместительству директором Музея МХАТ Павлом Ващилиным, до Короля и Мольера в детском возрасте, которых играют актеры с огромными кукольными головами. А художник Николай Симонов оформил сцену алым занавесом с золотыми кистями, напоминающим и о дворцах, и о помпезности сталинской эпохи. Первое появление короля в головном уборе в виде солнечных лучей заканчивается фейерверком и буквально ослепляет — над костюмами работал известный модельер Игорь Чапурин. К радости зрителей, герой Цискаридзе участвует в придворном балете — кстати, Людовик ХIV любил и отлично умел танцевать. И в том, что в роли Мольера Хабенский, есть логика: после 1936 года «Кабала святош» дважды ставилась на этой сцене, и оба раза образ главного героя воплощали худруки, два Олега — Ефремов и Табаков. Нынешний Мольер стремится сохранить театр любой ценой, пусть даже раболепия и унижений. Он учит труппу кланяться королю как можно ниже, а на возражение: «Я не лакей, я актер» — герой Хабенского кричит: «Пресмыкайся — уволю!». А перед смертью Мольер горестно размышляет, не стал ли недостаток лести причиной его несчастья. Вот и попробуй угадать, где она — граница между компромиссом и цинизмом? Вопрос, увы, очень актуальный и сегодня. Цинизмом сверх меры наделены и главный враг Мольера — тонко ведущий свою игру архиепископ де Шаррон, и блестящий актер, предавший Мольера его ученик Захария Муаррон. Эти роли прекрасно сыграли однофальмильцы Иван (представитель известной театральной династии, сын Николая и Ольги Волковых) и Сергей Волковы. Бессердечен и сам Людовик ХIV, привыкший к блеску, роскоши и поклонению. Николаю Цискаридзе очень идет эта роль. В финале король великодушно решает, что, пожалуй, все-таки выдаст разрешение на погребение покойного нечестивца Мольера. «Как приятно прощать», — с облегчением произносит Людовик, изящно поедая мороженое Оригинал статьи Пресса После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025 Франция не беспокоится: «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Наталья Шаинян, Театрал, 14.09.2025 «Пресмыкайся уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025 Премьера «Кабала святош» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 8.09.2025 Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025 Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025 Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025 Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 «Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение, Анна Ентякова, Кинорепортер, 18.05.2025 Заслуженная тишина и любовь: В МХТ им. Чехова состоялся показ спектакля «Двадцать дней без войны», Иван Волосюк, Московский комсомолец, 14.05.2025 «Двадцать дней без войны» в МХТ имени А. П. Чехова: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага…», Юлия Бурулёва, WORLD PODIUM, 13.05.2025 Сыграть не хуже Петренко. Михаил Пореченков согласился на небольшую роль, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 11.05.2025 Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025 «Война, которая забирает все»: МХТ имени Чехова представил драму по сценарию писателя и военкора Симонова, видеосюжет Пятого канала, 9.05.2025 «Обострённое чувство жажды жизни»: в МХТ поставили спектакль «20 дней без войны» по Симонову, Яна Ларина, RT на русском, 8.05.2025 Марина Брусникина поставила в МХТ спектакль «Двадцать дней без войны», видеосюжет телеканала «Культура», 8.05.2025 Один в поле воин: в МХТ поставили «Двадцать дней без войны», Зоя Игумнова, Известия, 8.05.2025 МХТ в преддверии 80-летия Победы показывает «20 дней без войны», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.05.2025 Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025 Приоткрытый занавес: актер и композитор Иван Волков, Музей МХАТ, 28.02.2025 Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024 Михаил Швыдкой: Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детектив, Михаил Швыдкой, Российская газета, 29.10.2024 Крупным планом: Николай Рощин и Иван Волков в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 11.09.2024 Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024 МХТ им. Чехова открыл сезон «Самоубийцей» в постановке Николая Рощина, Инга Бугулова, Российская газета, 6.09.2024 Гроб на колесиках: как МХТ им. Чехова открыл 127-й сезон, Зоя Игумнова, Известия, 4.09.2024 «Самоубийца» Николая Эрдмана в МХТ. Режиссер Николай Рощин, Никита Балашов, Ревизор.ru, 3.09.2024 Дмитрий Трубочкин о спектакле «Самоубийца», Медиацентр МХТ, 3.09.2024 МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024 МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024 Константин Хабенский о планах МХТ на сезон: «Готовлю театральную сенсацию», Анастасия Евтефеева, Театрал, 3.09.2024 В легендарном МХТ имени Чехова стартовал новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 3.09.2024 |