Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Один в поле воин: в МХТ поставили «Двадцать дней без войны»

Зоя Игумнова, Известия, 8.05.2025
К 80-летию Великой Победы в МХТ им. А. П. Чехова поставили «Двадцать дней без войны». Режиссер Марина Брусникина взяла за основу киносценарий Константина Симонова, по которому Алексей Герман снял фильм с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко в главных ролях. В премьерной постановке заняты Иван Волков, Михаил Пореченков, Светлана Колпакова. «Известия» оценили сценическую версию картины из золотого фонда советской киноклассики.

Обыграть классика

Взяться за название, хорошо известное кинозрителям, — рискованный эксперимент. Но режиссер Марина Брусникина не стала отказываться от предложения Константина Хабенского поставить «Двадцать дней без войны». Одноименный фильм Алексея Германа с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко вышел на экраны полвека назад. Тогда именно благодаря тому, что Георгий Товстоногов и Григорий Козинцев предложили Герману снять фильм по сценарию писателя-фронтовика Константина Симонова, автора знаменитых пронзительных строк «Жди меня, и я вернусь…» и обладателя шести Сталинских премий, режиссер и остался в профессии. Его предыдущая работа — «Проверка на дорогах» — была «положена на полку» цензурой, Герман не снимал несколько лет и поэтому ухватился за сценарий по мотивам военных очерков и книги Симонова «Из записок Лопатина». Эта киноповесть стала основой и для инсценировки Марины Брусникиной. Как говорит режиссер, если бы не предложение худрука МХТ, она бы никогда не подумала взяться за этот материал.

— Когда прочитала текст сценария, мне очень захотелось это сделать. Я не испугалась. Только сказала: «Разрешите мне использовать плунжеры» (механизированная поднимающаяся часть сцены. — Ред.). Я знаю эту сцену очень хорошо и понимаю, мало кто пользовался ее возможностями по полной, — говорит Марина Брусникина.

На Основной сцене МХТ плунжеры обеспечивают движение 20 подвижных площадок, которые могут подниматься от уровня сцены вверх на 2,9 м, опускаться вниз на 2,7 м и еще наклоняться, меняя угол. В постановке Брусникиной они не раз меняли свое положение, то изображая руины, то вагоны поезда, то длинный стол, то комнаты в коммунальной квартире.

Сценография, по замыслу режиссера, аскетичная. На пустой сцене пляжные лежаки, деревянные палеты в углу и пустая бочка из-под горючего. В глубине на экран выводится титр: «Почему вспоминается именно это?» А следом — «Городской пляж. Зима». Подобные подсказки для зрителя — как отсылка к первооснове. По сцене ходит народ, в центре мечется странный человек в шинели, шапке ушанке, очках. Он нервничает и куда-то торопится. Скоро поезд его доставит в Ташкент. И как только заканчивается привокзальная суета, в один момент пустая сцена оживает. Быстро и бесшумно вырастают пространства разного уровня.

Еще одним условием режиссера Брусникиной было то, что роль военкора Василия Лопатина, ту, что в фильме играл Никулин, должен исполнить Иван Волков. В канун 1943 года герой отправляется в трехнедельный отпуск в глубокий тыл, в Ташкент, где на местной киностудии снимается фильм по его сталинградским очеркам. Ему предстоит навестить семью погибшего однополчанина, встретить Новый год в мирной компании, пережить недолгую, но яркую любовь — провести 20 дней отпуска без войны.

Герой Ивана Волкова военкор Лопатин своим визитом буквально разворошил жизнь эвакуированных женщин. Каждая стремится встретиться и поговорить с ним, получить утешение и надежду, что мужья и сыновья скоро вернутся с фронта, ведь и он был в Сталинграде и смог выжить. Женщины к Лопатину так внимательны, потому что чувствуют потребность в мужском плече хотя бы на несколько минут. Как признается партнерша Ивана Волкова Светлана Колпакова, интеллигента сыграть невозможно, им можно только быть.

Актриса играет Нику, костюмера эвакуированного в Ташкент московского театра. Как признается Светлана Колпакова, в работе над ролью образ, созданный на экране Людмилой Гурченко, на нее не давил. Она прислушивалась к задачам, которые ставила режиссер. В своей героине Светлана Колпакова видит жажду жизни. Возможно, именно поэтому любовь приходит так стремительно. Актриса полагает, что в мирной жизни ее героиня и не обратила бы внимания на этого мужчину. А в этих обстоятельствах ее не испугала даже разница в 17 лет.

В спектакле заняты и дети артистов. Светлана Колпакова на сцену выходит вместе со своим пятилетним сыном Андреем. Актриса очень сопротивлялась, не хотела, чтобы мальчик пошел в артисты. Но режиссер разглядела дарование, и этому сопротивляться было сложно. Если Андрей быстро влился в работу над спектаклем, то мама до сих пор боится за него.

— У меня впервые, когда я думаю не только о своей роли, но и одновременно волнуюсь за сына, — призналась Светлана Колпакова. — Но риск оправдан. Потому что происходящее на сцене очень красиво и плунжерами создается мощный образ.

Разбитое сердце

В спектакле также заняты Игорь Хрипунов, Армэн Арушанян, Алексей Варущенко, Юлия Ковалева, Илья Козырев, Алексей Красненков, Анастасия Скорик, Мария Сокольская, Дмитрий Сумин, Валерий Трошин, Алена Хованская, Дарья Юрская, Маргарита Якимова. Все они играют по несколько ролей. Сценарий Симонова густонаселенный.

У народного артиста Михаила Пореченкова одна роль. Его персонаж — летчик Юрий Строганов, с которым Лопатин познакомился в поезде по дороге в Ташкент. Герою изменила жена, и он не может ее простить, хоть и очень любит. Мужчину с разбитым сердцем в фильме играл Алексей Петренко — небольшая, но запоминающаяся работа в картине Германа. Переиграть предшественника Пореченков даже не пытался.

— Моя главная задача была сделать не хуже, чем у Алексея Васильевича. Петренко — великий актер, — говорит Михаил Пореченков. — Я играю человека с раненой душой. Война проходит через жизнь людей, затрагивает самые мирные уголки души человеческой и в итоге поглощает всё. Об этом мы и хотели сказать своим спектаклем. Война расставляет свои акценты, а мы только считываем то, что она делает. У меня два деда не вернулись с фронта. А эту работу я посвящаю мирному времени.

Проза Симонова современна, честна по форме, считает режиссер спектакля. Будучи военным корреспондентом, он знал войну без прикрас.

— Он выводит на первый план людей, находящихся вдалеке от линии фронта, в эвакуации, — отмечает Марина Брусникина. — Они неожиданно вырваны из привычной среды, перемешаны друг с другом, абсолютно потеряны, эмоционально раздерганы. Их жизнь изменилась в один момент, и с этим ничего нельзя поделать, кроме как пытаться каким-то образом жить дальше. Более того, надо находить в себе мужество не просто существовать, но и бороться за победу.

И в этом разрушенном мире, в невероятном холоде вдруг прорастает любовь. А значит, появляется надежда на счастье, опора, смысл жизни. Премьера спектакля состоится 8 мая в 19:00 на Основной сцене МХТ имени Чехова.

Оригинал статьи
Пресса
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Любовь побеждает железный занавес, Анна Оконова, Театрон, 18.04.2018
Голливудская «Ниночка» на сцене МХТ им. А. П. Чехова, Наталия Козлова, Мир женской политики, 21.09.2017
В МХТ имени Чехова вспомнили «Веселые времена», Дарья Лабутина, Известия, 18.09.2017
В МХТ им. Чехова представят спектакль «Веселые времена», видеосюжет телеканала «Культура», 24.08.2017
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
На сцене МХТ состоялся концерт ко Дню всех влюбленных, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2017
Светлана Колпакова: «Хочу убить Юлю на взлете», Алексей Еньшин, Weburg (Екатеринбург), 4.02.2017
Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
На сцене Волковского блистали актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 26.05.2015
16 вопросов для Светланы Колпаковой, Пресс-служба МХТ, 10.10.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007