Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Двадцать дней без войны» в МХТ имени А. П. Чехова: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага…»

Юлия Бурулёва, WORLD PODIUM, 13.05.2025
8 мая на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера пронзительного и проникновенного спектакля Марины Брусникиной «Двадцать дней без войны», поставленного по киносценарию Константина Симонова.

Многие знают и любят культовый фильм Алексея Германа с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко, но театр и кинематограф – кардинально разные виды искусства.

Марина Брусникина, которую по праву называют одним из лучших режиссёров, работающих с прозой, не впервые берёт за основу спектакля киносценарий – недавно мы рассказывали о «Калине красной», поставленной режиссёром по легендарному киносценарию Василия Шукшина: «Калина красная» в Театре на Бронной: поэтическая проза жизни.

Воплотить «Двадцать дней без войны» Константина Симонова в канун 80-ой годовщины со Дня Победы Советского союза над фашистской Германией Марине Брусникиной предложил художественный руководитель МХТ Константин Хабенский. Режиссёр, ранее не работавшая с произведениями писателя-фронтовика, рассказала: «Я просто сама поражена, насколько он честен, современен по форме. Когда человек, сам прошедший войну, настолько правдив в своих ощущениях, и когда он взял тему не войны, то есть это не война, это эвакуация – и это тоже война, потому что она вокруг и во всех людях».

«Двадцать дней без войны» — драма о вероломном вторжении войны в жизнь людей.

Спектакль, как и кино, погружает в ощущение разрушений, моральной пустоты и хаоса, которые принесла война, показывает попытки поиска надежды и обретения веры. Главный герой военкор Лопатин (актёр Иван Волков) – в канун нового, 1943 года отправляется в трёхнедельный отпуск в глубокий тыл, в Ташкент, где снимается фильм по его сталинградским очеркам.

Война присутствует на сцене не в разрывах снарядах и свисте пуль, а оживает в фрагментах воспоминаний военного корреспондента, прошедшего Сталинград и выжившего в адском пекле смертельной схватки.

В поезде, который везёт Лопатина в Ташкент, встречаются разные люди, физически израненные и духовно истерзанные.

Михаил Пореченков, у которого два деда не вернулись с войны, во всей гамме чувств проживает на сцене судьбу капитана-лётчика, которого предала жена. Он пытается найти в себе силы её простить. Лётчик рассказывает своему попутчику-военкору о семейной трагедии и просит Лопатина помочь ему выразить чувства в письме к жене, которую он не разлюбил. Эта, по сути, эпизодическая роль несёт в себе столько смыслов и эмоций, что невозможно сдержать слёзы.

Михаил Пореченков: «Мы говорим, что война проходит через всю жизнь людей, она затрагивает и самые мирные уголки души человека. Она забирает всё, целиком. Об этом и хотели сказать. Она всё поглощает».

Многие актёры воплощают на сцене сразу несколько ролей – из разных судеб складывается история страны.

Несмотря на кардинальные различия, всех героев объединяет одно – они выживают в реалиях войны и в тылу, и стараются верить в Победу. Постановка Марины Брусникиной говорит о том, насколько война страшна и разрушительна не только для тех, кто находится в эпицентре боевых действий, но и для тех, кто далеко от линии фронта.

В Ташкенте эвакуированные женщины видят в Лопатине «весточку с фронта», пытаются опереться на него, как на могучую стену, узнать ответы на терзающие их вопросы, найти утешения от своих потерь и обрести надежду, что раз он, пройдя адское пекло Сталинграда, смог выжить, то и их родные непременно к ним вернутся.

Очень сильная сцена, в которой героиня Маргариты Якимовой, чей муж ушёл в разведку и пропал без вести, пытается в диалоге с военным корреспондентом прийти к осознанию, что муж непременно вернётся, но герой, конечно же, не может ей это обещать. Именно перу Константина Симонова принадлежит гениальное стихотворение «Жди меня, и я вернусь…», которое для многих солдатских жён стало лейтмотивом жизни.

Судьбы разных людей на сцене проживают: Армэн Арушанян, Алексей Варущенко, Юлия Ковалёва, Илья Козырев, Алексей Краснёнков, Анастасия Скорик, Мария Сокольская, Дмитрий Сумин, Валерий Трошин, Алёна Хованская, Игорь Хрипунов, Дарья Юрская.

Кульминация «Двадцати дней без войны» — история любви Лопатина и костюмерши эвакуированного из Москвы театра Ники (восхитительная Светлана Колпакова).

Светлана Колпакова: «Поразительная история — как человек приходит с фронта, при этом сталкивается с судьбами женщин, которым настолько тревожно и у которых настолько обострены чувства, что каждая срывается в первую встречу с ним. Для них важно получить от него ответ — что будет? Как нам дальше жить?»

Историю любви Ники и Лопатина актриса назвала «обострённым чувством жажды жизни в этих обстоятельствах»: «Когда такая ситуация, так хочется от этой жизни получить максимум любви, самой жизни и испытать все эти эмоции».

Встреча Лопатина и Ники даёт обоим надежду на то, что счастье ещё возможно. Актёры во всей палитре эмоций проживают смущение, смятение, робость от возникающих между ними чувств, которые для каждого становятся спасительными. Будущее туманно и зыбко, чувства обострены до предела. События происходят в конце Сталинградской битвы, как раз во время действия приходит известия, что фашисты сдались под Сталинградом. Никто не знает, что же дальше? Но то, что до конца войны ещё очень далеко, очевидно.

Лопатин видел столько горя и боли, что внешне он кажется отстранённым – охранительный режим для мозга притупляет эмоции. Но это лишь внешняя холодность, у героя очень чуткое, отзывчивое сердце, которое не может не откликаться на чужие беды.

Как тонко заметила Светлана Колпакова в адрес своего партнёра: «Интеллигентна нельзя сыграть, им можно только быть». Светлана воплощает свою героиню очень живой и невероятно сильной, не ожесточившейся от суровой жизни, предательств и трагедий. 

В роли сына Ники предстаёт 5-летний сын Светланы Колпаковой. Режиссёр уговорила актрису на этот дебют и он, без сомнения, удался. К слову, в спектакле участвуют сразу несколько актёров-детей – то, насколько органично с ними работает Марина Брусникина, по-настоящему восхищает! Дети придают действию особый трепет и предельную искренность.

Сцена съёмки фильма в Ташкенте противопоставляется суровой действительности реальной жизни: контраст вымысла и правды только усиливает драматизм.

«БЕСКОНЕЧНОЕ НЕБО»

Сценография спектакля основана на действии множества подъёмных механизмов (плунжеров), которые становятся купе поезда и руинами сражений, тесными квартирами эвакуированных и киностудией в Ташкенте, городскими площадями и улицами…

Сценограф постановки — Николай Симонов, художник по костюмам — Мария Данилова, художник по свету — Иван Виноградов, художник видеопроекции — Михаил Купрыгин. 

Марина Брусникина: «Я понимала, что, если будут декорации, мы сразу скатимся в бытовой театр, что для меня невозможно в этом материале. Потому что есть замечательное кино, поразительное по своему видеоряду, своей гениальности… Это совершенно другое пространство: здесь можно взять ощущением космической пустоты и разрухи и вокруг, и в жизни. В этом смысле пустое пространство и машинерия создают нужную атмосферу».

Иван Волков, который в прошлом году вошёл в труппу МХТ, также является композитором спектакля – музыка точно и тонко отражает стилистику 40-ых, в некоторых сценах она звучит из репродуктора.

Многоголосье разных героев очень органично оживляет на сцене киносценарий, а какие-то его части проецируются на сцене в печатном виде, способствуя более полному погружению зрителей в происходящие события. 

Метафоричным образом спектакля Марины Брусникиной является бесконечное небо, которое простирается над жителями Земли вопреки всем войнам и другим трагедиями. Сменяются эпохи, полыхают конфликты, но остаётся небо, которое выше всех земных событий и бед.

Такие спектакли, как «Двадцать дней без войны», не романтизируют войну, не пытаются прикрывать трагедию патриотичными лозунгами и призывами, а показывают, насколько война страшна не только физически, но и духовно, и насколько важно даже в самом адском пекле сохранять силу духа, веру в лучшее, милосердие, сострадание и другие незыблемые нравственные качества.

И даже когда до родных и близких далеко, а «до смерти четыре шага», надо верить в ЖИЗНЬ! Следующий показ спектакля «Двадцать дней без войны» состоится 22 июня, в День памяти и скорби.

Оригинал статьи
Пресса
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Любовь побеждает железный занавес, Анна Оконова, Театрон, 18.04.2018
Голливудская «Ниночка» на сцене МХТ им. А. П. Чехова, Наталия Козлова, Мир женской политики, 21.09.2017
В МХТ имени Чехова вспомнили «Веселые времена», Дарья Лабутина, Известия, 18.09.2017
В МХТ им. Чехова представят спектакль «Веселые времена», видеосюжет телеканала «Культура», 24.08.2017
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
На сцене МХТ состоялся концерт ко Дню всех влюбленных, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2017
Светлана Колпакова: «Хочу убить Юлю на взлете», Алексей Еньшин, Weburg (Екатеринбург), 4.02.2017
Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
На сцене Волковского блистали актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 26.05.2015
16 вопросов для Светланы Колпаковой, Пресс-служба МХТ, 10.10.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007