Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | «Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешениеАнна Ентякова, Кинорепортер, 18.05.2025 Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова ей предложил перенести на подмостки худрук Константин Хабенский. И от смены вида искусства зрелищная кинематографичность (или, если угодно, кинематографическая зрелищность) оригинала нисколько не пострадала. Пожалуй, даже усилилась.Занавес поднят, сумрак сцены обманчиво пуст. Но вот на ней появляются люди – между собой они общаются буднично, почти шутливо. Выдает только привычка оставаться начеку, которую уже не вытравить из жестов и взглядов. Считанные мгновения спустя с неба обрушится вражеский огонь. А еще через несколько минут присутствующего при налете Лопатина (Иван Волков), писателя и военкора, выдернет из боевой кутерьмы эшелон, следующий в Ташкент. В отпуске ему предстоит пробыть почти три недели. Навестить семью погибшего товарища, встретиться с бывшей женой, с которой он расстался накануне большой трагедии, проконсультировать создателей картины по своим сталинградским очеркам. И хотя бы постараться перевести дыхание. Мерзлые грохочущие вагоны возникают из той же черноты, овеянной пороховыми клубами (сценограф – Николай Симонов, художник по свету – Иван Виноградов). На сцене без всяких монтажных склеек творится настоящая магия: классических декораций в спектакле не предусмотрено («Иначе скатимся в бытовой театр», – объясняет постановщица), только сложная, хитроумная машинерия. Заставляющая актеров внимательно считать шаги и с удвоенным вниманием следить за детьми (в их числе – маленькие сын Светланы Колпаковой и дочь Ивана Волкова). В эвакуации их много: плачущих навзрыд вслед за безутешными матерями или, напротив, непринужденно примирившихся с тыловой реальностью. К Лопатину тянутся, хоть и удивляются его внешнему виду – слишком тих, недостаточно брав, да и «шинель сидит неловко, не по-военному». Тянутся не только женщины и дети, но и мужчины: горестный эпизод из своей биографии попутчику еще в вагоне рассказывает капитан-летчик Строганов. Играющий его Михаил Пореченков появляется на сцене всего на несколько минут, но залпа экспрессии, который он производит, хватает надолго. Еще громче кричат вдовы, только догадывающиеся о своем положении: кажется, их горячее отчаяние вот-вот превратится в бессвязные проклятия, но они слишком любят тех, о ком справляются, и слишком сильно хотят верить в их возвращение. Сложно сказать, чего в этом порыве больше – истовой надежды или инстинкта самосохранения: в противном случае слишком просто сойти с ума и перестать держаться даже за собственное существование. Лопатин внимательно выслушивает каждую исповедь, которая выпадает на его долю, хоть и просвечивает в нем постоянно нечеловеческая усталость. В повести Симонов описывает его как человека, который «устал от чувства опасности и никуда особенно не совался». Но измучен он не столько риском, к которому привык так сильно, что просто перестал загадывать наперед, сколько тем, что видит и слышит со всех сторон. Эту мучительную пресыщенность бедой – вовсе не внутреннюю опустошенность – подсвечивают вспышки чужого бессилия: люди, у которых отняли привычную жизнь, никак не могут встроиться в новую, а потому многое доводят до крайности. Так, театральной постановщице позарез нужно знать, что чувствуешь, когда убиваешь, а кинорежиссеру непременно хочется запечатлеть подвиг человеческого духа. Который под неестественным давлением вдруг превращается в гротесково-патетическую агитку. В почти комедийную – разумеется, только по форме – сценку Лопатин вмешивается с предельной вежливостью. И также кротко объясняет, чем пропаганда – даже во благо – отличается от реальной жизни, часто идущей вразрез с уставом. Сложно поверить, что тихого интеллигента, упорно отказывающегося от звания фронтовика, играет тот же человек, что и Подсекальникова в «Самоубийце», злой черной комедии, обличающей нравы эпохи. Да, там Иван Волков тоже намеренно избегал ярких красок, играя маленького во всех смыслах человека, погрязшего в самолюбии и не способного перерасти себя. Но в «Двадцати днях» громкость и яркость его персонажа в силу множества причин сведена почти что к нулю. Лопатина практически стерли события последних лет, и даже когда он погружается в воспоминания, все чаще перед его взором оказываются пустые листы в незаполненном фотоальбоме. И, конечно, на его фоне гораздо выразительнее выглядят все остальные – даже те, кто в тотальное отчаяние не впадал, хотя тоже успел хлебнуть горя. Например, костюмерша Ника (Светлана Колпакова) несмотря ни на что кажется охваченной пылким чувством, хотя в ее облике и проступает страх сделать что-то лишнее, что-то не то. Стоит ли говорить, что «не тем» в условиях военного времени оказывается абсолютно все?.. «Война сама все расставляет по местам», – констатирует Михаил Пореченков, чьему герою душу растравили не столько боевые действия, сколько рухнувшая картина мира. Частный случай лишь подтвердит коллективную трагедию: не раз и не два стылую тишину разорвет истошный крик «За что?» Искреннее желание миллионов вернуть все как было не оборачивает время вспять. Зато упорно множится число тех, кого посекло настоящими осколками, – в мощнейшей, правдивой прозе Симонова отражена и вина выжившего (пронзительный Игорь Хрипунов), и приступы ПТСР. И снова беспомощность, неприкаянность, непригодность. На этом фоне любое, даже самое зыбкое проявление нежности – крошечный шанс противостоять суровой реальности. Она не растворяется в зимнем воздухе и не дает сгинуть самому. И, конечно, эти сокровенные моменты стараются всеми силами сберечь. В иные минуты спектакль напоминает актерскую читку, и произнесенные слова расходятся с действиями: нужный образ рисуется в воображении, но посторонних в эти минуты еще не счастья, но уже предчувствия покоя, все же не допускают. Жизнь и искусство переплетаются все крепче, и уже сложно понять – это актеры озвучивают нужные строки или сами герои говорят о себе в третьем лице. Эффект усиливается, когда оригинальный текст возникает и на огромном экране, – ровно в те моменты, когда произносить слова вслух преступно. На фоновый занавес выводится и военная хроника, которая особенно эффектно смотрится с дальних рядов: в партере можно выхватить только огненную вспышку да отблеск фюзеляжа. Грохота выстрелов при этом нет. Зато летит над залом песня, и чем ближе к финалу, тем явственнее в ней слышится намек на новую весну, новую жизнь и новую любовь. Оригинал статьи Пресса Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025 Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025 «Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение, Анна Ентякова, Кинорепортер, 18.05.2025 Сложное здание: Хабенский и Цыпкин в МХТ поставили сказку для взрослых, Зоя Игумнова, Известия, 15.05.2025 Заслуженная тишина и любовь: В МХТ им. Чехова состоялся показ спектакля «Двадцать дней без войны», Иван Волосюк, Московский комсомолец, 14.05.2025 «Двадцать дней без войны» в МХТ имени А. П. Чехова: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага…», Юлия Бурулёва, WORLD PODIUM, 13.05.2025 Сыграть не хуже Петренко. Михаил Пореченков согласился на небольшую роль, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 11.05.2025 Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025 Один в поле воин: в МХТ поставили «Двадцать дней без войны», Зоя Игумнова, Известия, 8.05.2025 МХТ в преддверии 80-летия Победы показывает «20 дней без войны», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.05.2025 Телеверсия вечера «Мхатовские пятницы. Светлана Колпакова», телеканал «Театр», 10.08.2024 Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024 В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024 Премьера «Стоики» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Татьяна Власова, Театрал, 30.04.2024 Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024 МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024 Премьера «9 ряд. 10, 11 место»: фоторепортаж из МХТ, Театрал, 28.11.2023 В МХТ объяснились в любви прямо со сцены, Анна Чепурнова, Труд, 3.11.2023 Любовь в девятом ряду. О чем могут думать Он и Она на юбилейном спектакле МХТ им. Чехова?, Инга Бугулова, Российская газета, 28.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023 Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023 МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023 «Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023 Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023 «Жизель Ботаническая», 06.07.2023. Фоторепортаж Ирины Петровской-Мишиной, Musecube, 23.07.2023 «Жизель Ботаническая»: Послевоенный Ленинград в МХТ имени Чехова, Анна Ентякова, КиноРепортер, 11.07.2023 «Жизель Ботаническая» – премьерное завершение сезона в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Жатько, Театр To Go, 10.07.2023 В МХТ имени А. П. Чехова премьера «Жизель Ботаническая». Фоторепортаж Анатолия Морковсина, Театрал, 10.07.2023 «Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023 «Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Крупным планом: Светлана Колпакова в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 19.04.2023 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 Прислуга в пачках говорит на французском: новое видение чеховского «Дяди Вани», видеосюжет Пятого канала, 22.03.2023 «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова, Инесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 «Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 «Дядя Ваня» в версии Дениса Азарова на сцене МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2023 Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню», Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023 Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023 Сергей Епишев, Павел Чинарев, Авангард Леонтьев волею случая оказались на одной сцене, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.03.2023 Создание костюмов к спектаклю «Дядя Ваня». Видеоэссе с участием Светланы Колпаковой и Марии Даниловой, Медиацентр МХТ, 13.03.2023 Денис Азаров представил пьесу «Дядя Ваня» Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 10.03.2023 Светлана Колпакова: «Елена Андреевна это роль на вырост», Александра Машукова, Ok!, 9.03.2023 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 Спектакль Евгения Писарева «Примадонны» сыгран в последний раз, Медиацентр МХТ, 30.06.2021 Светлана Колпакова: «Мои подписчики деликатные, добрые и много пишут хороших слов», Мария Бабаева, Киноафиша, 22.01.2021 «Некое нечто» «Круг чтения» к 150-летию со дня рождения Ивана Бунина. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 17.11.2020 Светлана Колпакова и Павел Табаков в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 16.10.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 «Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 Светлана Колпакова: Когда спрашивают, как входила в роль, всегда отвечаю: «С разбега», Елена Садкова, Вечерняя Москва, 2.02.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 «Мужья и жены»: постановка по фильму Вуди Аллена на сцене Петербурга, видеосюжет topspb.tv, 9.11.2018 Светлана Колпакова: «Я не ленивая, хотя и москвичка», Елена Грибкова, WomanHIT.ru, 1.11.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Светлана Колпакова: «От стрессов мне помогают баня и прогулка с собакой», Виталий Бродзкий, WomanHIT.ru, 3.05.2018 Любовь побеждает железный занавес, Анна Оконова, Театрон, 18.04.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 Медведь, водка, балалайка и немного любви, КультМск, 28.09.2017 Голливудская «Ниночка» на сцене МХТ им. А. П. Чехова, Наталия Козлова, Мир женской политики, 21.09.2017 В МХТ имени Чехова вспомнили «Веселые времена», Дарья Лабутина, Известия, 18.09.2017 В МХТ им. Чехова представят спектакль «Веселые времена», видеосюжет телеканала «Культура», 24.08.2017 Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017 Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017 Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017 В МХТ показали сценическую версию фильма Вуди Аллена «Мужья и жены», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.06.2017 На сцене МХТ состоялся концерт ко Дню всех влюбленных, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2017 Светлана Колпакова: «Хочу убить Юлю на взлете», Алексей Еньшин, Weburg (Екатеринбург), 4.02.2017 Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017 Пресс-показ нового музыкального спектакля «Гордость и предубеждение». Фоторепортаж Михаила Ветлова, Geometria.ru, 24.09.2016 «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова. Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 24.09.2016 Сбор труппы МХТ. Фоторепортаж Владимира Майорова, 30.08.2016 В МХТ репетируют «Гордость и предубеждение» на языке мюзикла, видеосюжет телеканала «Культура», 25.08.2016 «Макбет» в фотографиях Галины Фесенко, 20.04.2016 «Макбет» в фотографиях Евгения Люлюкина, 16.04.2016 «Макбет» в фотографиях Владимира Майорова, 16.04.2016 «Макбет» в фотографиях Леонида Казаринова, 15.04.2016 Телеверсия юбилейного вечера Олега Табакова, Первый канал, 16.01.2016 Светлана Колпакова: «К талантливым людям всегда тянешься», Ольга Храбрых, Экспресс К, 23.10.2015 Проект «Чехов жив» «Чайка», 25.09.2015 Сбор труппы в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 2.09.2015 На открытии МХТ им. Чехова Табаков назвал русских артистов нахалами. Фоторепортаж Кирилла Искольдского, Московский комсомолец, 2.09.2015 Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015 На сцене Волковского блистали актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 26.05.2015 «Песни военных лет» накануне Дня Победы исполнили актеры МХТ, видеосюжет телекомпании «Мир 24», 10.05.2015 МХАТовцы побывали на месте строительства своего филиала, Юлия Чечикова, teatrall.ru, 25.03.2015 Фоторепортаж Владимира Майорова о церемонии открытия закладного камня на месте строительства филиала МХТ, 25.03.2015 В Москве дан старт строительству филиала МХТ имени А. П. Чехова, Министерство культуры РФ, 25.03.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 16 вопросов для Светланы Колпаковой, Пресс-служба МХТ, 10.10.2014 «Карамазовы» в фотографиях Галины Фесенко, 12.09.2014 А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014 Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013 Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013 Фоторепортаж «Московский Художественный театр имени Чехова открыл новый сезон», Московский комсомолец, 3.09.2013 Константин Богомолов в программе «Личное время», телеканал «Культура», 17.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013 В МХТ имени Чехова начались предпремьерные показы спектакля «Идеальный муж», видеосюжет телеканала «Звезда», 11.02.2013 Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013 Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013 115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012 Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012 Художественный театр закрывает сезон премьерой спектакля «Зойкина квартира», видеосюжет телеканала «Культура», 2.07.2012 Кирилл Серебренников поселил в «Зойкину квартиру» оппозиционеров, видеосюжет телекомпании «Мир», 16.06.2012 В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта
, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012 «Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012 Салон, бомонд и проходимцы: премьера «Зойкиной квартиры» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 9.06.2012 «Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012 Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012 «Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009 Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007 |