Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Симфония судьбы

Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
«Двадцать дней без войны». К. Симонов.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Марина Брусникина, художник Николай Симонов.


В спектакле МХТ, поставленном театром к 9 Мая, — то есть в спектакле «датском» именно в советском значении этого слова, вновь ставшем актуальным, — нет ни пафоса, ни надрыва, ни истерики, ни вранья, ни пустоты, ни цинизма, ни лжи.

Это спектакль кристально честный по режиссерскому замыслу и практически безупречный по актерскому исполнению. Во всяком случае, 22 июня он был именно таким. Спектакль пронизывала сдержанность общего тона, точная интонация каждого — в каждом эпизоде, и звучание многоголосья как идеально «спетого» (в значении — сыгранного, единого) хора под управлением мастеровитого, опытного хормейстера, для которого вся эта история — дело очень личное. А что для Марины Брусникиной война — дело личное, сомневаться не приходится. Брусникина 61-го года рождения, и в ее ДНК даже больше, чем в моем (я 79-го), вшито: «Только бы не было войны». И «Летят журавли» Михаила Калатозова (это 57-й год). И «Двадцать дней без войны» Алексея Германа по сценарию Константина Симонова. Фильм с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко, который вышел в 1976 году и стал одной из тех картин, что застроили, определили отношение к войне, к людям, прошедшим через нее, — для тех, кто жил и живет и в СССР, и в РФ. Для нас.

Сегодня Марина Брусникина выбрала для своей постановки к 80-летию Победы сценарий Константина Симонова и взяла на главную роль Ивана Волкова, в этом сезоне вошедшего в труппу МХТ. Актера, которого после исполнения им роли военкора Лопатина стоит, кажется, назвать одним из главных актеров сегодняшнего дня. Во всяком случае, таким актером, чьи работы пропускать нельзя и за которым стоит следить как за камертоном, как за тем, кто создает смыслы, пропускает сквозь себя время.

Волков играет сдержанно, как-то все внутрь, без толики актерствования. Играет тихо, ничего не акцентирует, не педалирует, держится все время словно в тени. А видишь его все время. И не потому, что он почти не уходит со сцены, а потому же, почему всегда было видно Ольгу Яковлеву, которая намеренно уходила с авансцены, оставаясь при этом эпицентром энергии и сути, и именно поэтому на нее и смотрели.

Игра у Волкова — такой плотности, как проза высшей пробы. Роль пропитана смыслом, правдой до краев, и, кажется, нам, зрителям, было дано счастье видеть в ней жизнь человеческого духа. Ту сердцевину человеческой судьбы, поймать и передать которую учили великие (а мы про это только читали). Ведь это совсем редко кому удается. Почти никому. И мы уже привыкли к заменителям, к оболочкам, к суррогату. А когда видим, как у Волкова, настоящее, — теряемся. Как об этом писать? Какие фразы найти, чтобы передать лопатинскую сутулость, цепкий усталый взгляд, нелюбовь к громким словам и эффектным жестам, терпимость к людям и очень разным их проявлениям? Физическую непереносимость фальши. Желание спрятаться. Нежелание врать. Подчиненность себя делу, не тобой выбранному, но — общему. Тяжелый фронтовой опыт, когда уже даже не истерика внутри, а полное опустошение. Смирение со своей незадавшейся судьбой и неотменимое ничем, никакой войной и никаким разводом, желание жить и любить. И быть любимым.

Волков играет человека, который похож на брошенного или потерявшегося большого лохматого пса, промокшего под дождем. Идти ему некуда. Вроде бы, все ему рады, он знаменитость, его фронтовые очерки вырезают из газет, цитируют, его зовут в гости, все хотят с ним поговорить, задают умные вопросы, по его текстам снимают фильм. А по сути, никто и нигде его не ждет. Бывшая жена, бездушная змея в огненно-сухом исполнении Дарьи Юрской, обдает его таким холодом, что страшно и хочется уползти от нее куда-нибудь подальше, пока не добила окончательно. И вдруг он встречает женщину, которая его увидела. Приняла. Услышала по-настоящему, всерьез, и открылась ему. Дала согреться. Оттаяла рядом с ним сама. Полюбила, когда он уже совсем не ждал этого. И теперь он ходит за Ниной, которую играет Светлана Колпакова, как хвостик. Она его спасла. Она сделала его снова живым.

Светлана Колпакова Волкову хорошая пара. Она играет земную, загрубевшую некогда прелестную женщину, которая тоже, как и Лопатин, поставила на себе крест. Муж ушел еще до войны. Ребенок маленький. Эвакуация. Ну какая любовь. И тут вдруг.

Когда они видят друг друга в поезде, еще до встречи в Ташкенте, все уже случается. Она выходит курить. Он подходит, берет за руку. Ведет к фонарю — рассмотреть. Она идет за ним. Все — без слов. Все и так понятно.

В спектакле Брусникиной, помимо больших актерских работ, выросших из хорошей литературы и режиссуры, много пауз, в которых столько же смысла и души, как и в игровых эпизодах. Много музыки (композитор тоже Иван Волков). Много воздуха (художник по свету Иван Виноградов). Много сценической, высокой театральной поэзии. Экран во весь задник, на нем титры и — понизу — дым. Что-то все время горит в этом почти безлюдном мире (художник видеопроекции Михаил Купрыгин). Здесь, в спектакле, много непроговоренного, не на показ, знания, глубины и боли. И в сочетании со сценографией Николая Симонова, который как основной принцип взял выдвигающиеся из сцены на разную высоту платформы, плунжера (зыбкая, не твердая земля под ногами, мир меняется каждую минуту, не опереться), возникает настоящий серьезный театр. Симфония одной судьбы и целого народа, переживающего войну, которой не видно конца.

Брусникина, вся постановочная команда и мхатовцы сделали спектакль не на потребу времени, не ради галочки. Все здесь всерьез, так, что, кажется, само время дышит на сцене.

Ходят слухи, что спектакль не будет идти в следующем сезоне. Хочется верить, это только слухи. Может, конечно, это преувеличение, но кажется, что нет: ощущение, что случилось большое художественное событие. 

Оригинал статьи
Пресса
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Любовь побеждает железный занавес, Анна Оконова, Театрон, 18.04.2018
Голливудская «Ниночка» на сцене МХТ им. А. П. Чехова, Наталия Козлова, Мир женской политики, 21.09.2017
В МХТ имени Чехова вспомнили «Веселые времена», Дарья Лабутина, Известия, 18.09.2017
В МХТ им. Чехова представят спектакль «Веселые времена», видеосюжет телеканала «Культура», 24.08.2017
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
На сцене МХТ состоялся концерт ко Дню всех влюбленных, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2017
Светлана Колпакова: «Хочу убить Юлю на взлете», Алексей Еньшин, Weburg (Екатеринбург), 4.02.2017
Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
На сцене Волковского блистали актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 26.05.2015
16 вопросов для Светланы Колпаковой, Пресс-служба МХТ, 10.10.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007