Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Кеша и СуламифьЮлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025 В завершившемся сезоне на Малой сцене Художественного театра прошел необычный вечер «Люблю. Целую. Кеша / Все письма только о любви» к юбилею народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского, которому в 2025 году исполнилось бы сто лет. С нового сезона спектакль будет играться в репертуаре МХТ на Новой сцене.Эта постановка интересна тем, что приоткрывает для зрителя многим совершенно не известные страницы истории актера — те, когда он работал внештатным артистом Театра имени Ленинского комсомола, а позже пытался пробиться в кино в Студии киноактера на Мосфильме. Самой главной задачей для театроведа Александры Машуковой, создавшей на основе переписки Смоктуновского и его жены из архива Театрального музея имени Бахрушина, и частично мемуаров Смоктуновского пьесу «Дорогая моя находка», было показать историю любви двух еще молодых, но уже не юных творческих индивидуумов: артиста Смоктуновского и его жены, художницы из Театра имени Ленинского комсомола Суламифи Кушнир (позже — Смоктуновской), которая стала менеджером, директором, спутницей и соратницей актера, а поначалу просто взяла его к себе жить, найдя однажды в бездомном статусе на лестнице театра. Отсюда и название пьесы Машуковой. Конечно, такую долгую историю любви, начавшуюся в их молодые, но уже опытные (Смоктуновский ранее был женат на Римме Быковой, бросившей его) годы и продлившуюся всю жизнь, не расскажешь за час с небольшим, поэтому режиссер Павел Ващилин решил не претендовать на глобальность освещения темы, подробность и хронологическую верность передачи этой истории любви. Он нашел иной ход, который, может быть, отдалил некоторые фактические детали этой истории, сделал ее более осколочной, монтажной, поэтичной, но при этом попытался приблизить ее к нам, так, чтобы мы почти поверили, что вот же он, перед нами, молодой актер и отец, сыгранный Ильей Козыревым, качающийся на качелях и детском стульчике, который пишет: «Люблю. Целую. Кеша». А вот — его жена, которая в его и нашем сознании становится настолько многоликой, что для ее образа понадобились четыре актрисы (Ульяна Глушкова, Елизавета Ермакова, Мария Сокольская и Владислава Сухорукова), такие разные, и такие понятные нам, все достойные нашего (и мужниного) восхищения по-разному. При этом Елизавете Ермаковой, оформившей спектакль музыкально, показалось вполне уместным, чтобы жены, а с ними иногда и Иннокентий-Козырев запели песни «Битлз». Жены прыгают по стульям, качаются на качелях и играют на музыкальных инструментах. Сценография Марии Мелешко, с одной стороны, условная, беспредметная, а с другой, такая же легкая, поэтическая, связанная с полетом молодой души и безграничностью возможностей, в которые хочется верить, несмотря на ограничения, бедность и даже смерть ребенка, с которой придется столкнуться чете Смоктуновских. Наш герой стремительно поднимается к славе, как и ливерпульские парни в те же годы. Но самым проникновенным, несмотря на такую необычную фактуру спектакля, все же остается собственно текст писем Суламифи и самого Смоктуновского, чье мышление, оказывается, отличалось искрометным, часто даже едким, юмором. Вот здесь, пожалуй, целостность фигуры Суламифи слегка теряется при расщеплении ее реакций и цитат на четырех актрис, а вот Илье Козыреву при отстраненности, некоторой даже повышенной ученической строгости чтения текста удается не закрыть собственными эмоциями, а впрямую передать нам мысли, страхи, надежды, нежность и юмор Кеши, Иннокентия Смоктуновского, который шутит даже по поводу будущих страданий своей дочери (не прожившей и года), у которой будет такое ужасное отчество. За сложносочиненностью мысли будущего народного артиста интересно наблюдать даже в его реакциях на факт своего отцовства, в подтруниваниях над женой, в передаче деталей съемок и своей усталости от них. Спектакль не дает нам сомневаться в том, что мир этого человека был бездонным, и он сам только начинал открывать его. Суламифь же, пожалуй, осталась здесь менее понятной, ушла в тень своего мужа (в программке даже нет ее девической фамилии), раздробилась на яркие персоналии актрис, игравших ее (помнишь их, их пение, пластику, мимику, но не создаешь образ этой женщины). Самая яркая сцена — ее рассказ о посещении кладбища умершей дочки, где трагедия молодой матери впервые затмевает творческие поиски и страдания ее мужа, Кеши, который, как показывают письма, всегда далеко — на съемках и в поездках. И хотя после спектакля Павла Ващилина понадобится прочитать какую-нибудь хорошую биографию актера (например, работы Елены Горфункель), чтобы контекстуализировать услышанное, а пьеса Александры Машуковой скорее, хороша найденным и отобранным материалом, чем прочной драматургической конструкцией, первое событие в рамках празднования юбилея Иннокентия Смоктуновского радует возможностью прикоснуться к мышлению этого человека, к его интимной и трепетной истории любви. Оригинал статьи Пресса МХТ имени Чехова открыл в Пекине серию показов спектакля «Чайка», видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 8.08.2025 Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025 Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025 Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025 «Люблю. Целую. Кеша.»: в МХТ им. Чехова вспоминали Иннокентия Смоктуновского, видеосюжет телеканала «Культура», 21.04.2025 Столетие Иннокентия Смоктуновского: МХТ отмечает юбилей великого артиста, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 21.04.2025 В МХТ имени Чехова прошел вечер к 100-летию Иннокентия Смоктуновского, Алиса Куликова, ТАСС, 20.04.2025 Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025 Илья Козырев в программе Марины Брусникиной «Практика театра», Театр «Практика», 16.01.2025 Потерянные дети встречаются с родителями 20 лет спустя, Анна Чепурнова, Труд, 26.12.2024 «А был ли мальчик?»: в МХТ имени Чехова представили новую интерпретацию «Старшего сына» Вампилова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.12.2024 Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024 МХТ им. Чехова поставил «Старшего сына» по пьесе Вампилова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.12.2024 Премьерный «Старший сын» в МХТ: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 12.12.2024 В МХТ имени Чехова поставили спектакль по пьесе Вампилова «Старший сын», видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2024 Сюда идут
Кушать подано
, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024 Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024 Хабенский дебютировал как режиссер, поставив «Чайку» в МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.12.2024 «Чайка» Хабенского о том, как женщины могут поднять мужчин до небес или вогнать их в землю, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.12.2024 Театр начинается с «Чайки»: легенда в новом прочтении на сцене МХТ, видеосюжет Первого канала, 2.12.2024 Дебют Хабенского. Какой получилась «Чайка», вернувшаяся на сцену МХТ, Инга Бугулова, Российская газета, 2.12.2024 Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 «Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Хабенский поставил в МХТ имени Чехова «Чайку», ТАСС, 30.11.2024 Хабенский дебютировал в качестве режиссера постановкой «Чайки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 29.11.2024 Михаил Швыдкой: Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детектив, Михаил Швыдкой, Российская газета, 29.10.2024 «МК» объявил результаты своей театральной премии: Верник и Крегжде лучшие актеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.08.2024 В Пространстве «Внутри» играют комедию в духе Тарантино: но без мочилова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.06.2024 Блиц-интервью Ильи Козырева в проекте «13», U MAGAZINE, 30.05.2024 Илья Козырев: «Когда тебе что-то дорого, ты этим не хвастаешься», Александра Машукова, U MAGAZINE, 7.05.2024 Илья Козырев: о Школе-студии МХАТ, Премии Художественного театра и статусе молодой звезды (аудио), Культурная страна (проект банка ВТБ), 22.04.2024 Крупным планом: Илья Козырев в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 10.01.2024 Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023 «Ничем не прикроешься»: спектакль «Речи немых» в МХТ Чехова вернул к корням, Виктория Сытник, Пятый канал, 14.12.2023 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Речи немых», ТАСС, 25.11.2023 Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023 «Цыпкин, ты достал!»: Юлия Витрук и Илья Козырев, Москва FM, 20.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Исследование природы человека: Верник отмечает свой юбилей на сцене МХТ Чехова, видеосюжет Пятого канала, 11.10.2023 К юбилею братьев Верников МХТ им. Чехова подготовил премьеру «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2023 Наш земляк сыграет на сцене МХТ имени Чехова вместе с Игорем Верником, Евгений Стариков, Вологда Регион, 10.10.2023 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Маскарад с закрытыми глазами», Оксана Арефьева, видеосюжет ТАСС, 10.10.2023 МХТ им. Чехова представляет премьеру — «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет Первого канала, 10.10.2023 В МХТ имени Чехова готовятся представить «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2023 |