Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Попали на «Кабалу»: МХТ имени Чехова открыл сезон премьерой по БулгаковуЗоя Игумнова, Известия, 5.09.2025 Константин Хабенский в образе Мольера, Николай Цискаридзе — короля Франции Людовика XIV. В МХТ имени Чехова вернулась «Кабала святош». Написанная Михаилом Булгаковым специально для этой сцены пьеса ставится здесь в четвертый раз. Теперь режиссером Юрием Квятковским. В зале — аншлаг, а билеты проданы на два месяца. Как прошла премьера и откуда такой ажиотаж — в материале «Известий».Переиграть Табакова Интерес к новому спектаклю МХТ имени Чехова «Кабала святош» — грандиозный. Билеты на премьерные показы раскуплены. Причем цены на лучшие места были сопоставимы со стоимостью проходки в Большой — 35 тыс. рублей. Спекулянты тоже подсуетились. Билет в десятый ряд партера на 5 сентября перепродают за 115 тыс. Последний ряд балкона на 17 октября стоит около 12,8 тыс. Спектакль по пьесе Булгакова ставили в Художественном театре несколько раз. Впервые Михаил Афанасьевич познакомил труппу Художественного театра со своей новой работой о Жане-Батисте Мольере в 1930 году, но зрителя она нашла нескоро. Как когда-то запрещали «Тартюфа» авторства великого француза, так и работа Булгакова, героем которой он стал, сразу оказалась под пристальным вниманием цензоров. Впервые за нее взялся режиссер Николай Горчаков. Через пару месяцев репетиций ее запретили. И только вмешательство Горького и обращение Булгакова к Сталину вернуло «Кабалу святош» на сцену. Но всё равно, спектакль сыграли всего семь раз. В 1988-м за «Кабалу святош» взялся Адольф Шапиро. Он сделал спектакль на Олега Ефремова, Иннокентия Смоктуновского и Наталью Тенякову. А в 2001-м он представил ее в обновленной версии с Олегом Табаковым в роли Мольера, который в спектакле 1988 года выходил в роли Жан-Жака Бутона. Версия Юрия Квятковского — четвертая. Теперь Мольера играет худрук МХТ имени Чехова Константин Хабенский. В образе короля Франции Людовика XIV на драматической сцене дебютировал Николай Цискаридзе. — Людовик XIV придумал мою профессию, это он создал балет, то, что сейчас существует — его выдумка, — говорит Николай Цискаридзе. — И вдруг Хабенский предложил мне эту роль в спектакле МХТ. Мне немного не по себе, потому что я в этих стенах и в этой роли видел Иннокентия Смоктуновского. Я никогда не мог представить, что и я однажды выйду на эту сцену. Имени народного артиста в афише не значится. В программке роль Людовика исполняет не Николай Максимович, а Максим Николаев. Такой он придумал себе псевдоним. Задействованы также Александра Ребенок (Мадлена Бежар), Сергей Волков (Муаррон), Иван Волков (архиепископ Шаррон), Игорь Хрипунов (Бутон), Павел Ващилин (Анна Австрийская), Валерий Трошин (Декарт), Алексей Агапов (Поклен), Иван Дергачев (Дю Круази). Появляется и новый персонаж. Драматург Михаил Дегтярев дополнил постановку фрагментами романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера». Так в «Кабале святош» возник автор в исполнении молодого артиста Ильи Козырева. В трупе актер два года, и без него не обходится ни одна премьера. У молодого человека — 14 названий из репертуара. Столько нет даже у худрука: Константин Хабенский появляется в десятке постановок. Кунсткамера или покои короля Ожидания зрителей, готовых к хрестоматийной пьесе Булгакова, были не до конца оправданы. На сцене — качели. В центре — две гигантских головы. Позади — стеллаж, на полках которого жуткие пупсы, напоминающие уродцев в банках из анатомической коллекции Кунсткамеры. Такие же головастые малыши возились на авансцене. Один — из простых, будущий драматург Жан-Батист Мольер. А второй — золотой мальчик, будущий Король-Солнце Людовик XIV. Художник спектакля Николай Симонов использовал образ страшного пупса в оформлении всего действия. Такой в спектакле появляется на барельефах театра Мольера. Во втором акте Людовик прогуливается по саду вдоль кустов, выстриженных в виде детских голов, напоминающих здесь каучуковые скульптуры Самуэля Сальседо в парке Les Jardins d’Étretat в городе Этрета. Работа по созданию атмосферы Франции XVII века проделана большая. Созданы интерьеры собора, где исповедует архиепископ, а также орудия, которыми святая инквизиция пытает неверных: колесо с шипами, «кресло ведьм» со штырями. Особую роль в спектакле играют костюмы. Создал их российский модельер Игорь Чапурин. Только Людовик XIV меняет образ шесть раз. Один роскошней другого. Король — в золотом, в синем, в белом, в бирюзовом. Есть и особенная деталь. Константин Хабенский передал Николаю Цискаридзе перстень, который когда-то надевал в «Кабале святош» Олег Павлович Табаков. Сегодняшний Людовик предстает перед зрителем величественным, властным, невозмутимым. — Франция перед вами в кресле, — произносит король, принимая у себя во дворце Мольера. — Она ест цыпленка и не беспокоится. — Во всем мире только вы один можете так сказать, — отвечает Мольер. Несмотря на лизоблюдство, кара настигает драматурга. Любимого сочинителя, комедианта Людовик низвергает не задумываясь, узнав о преступлении Мольера против церкви. Жан-Батист женился на молоденькой актрисе Арманде, которая оказалась его дочерью. Мать девушки Мадлена Бежар — прима его труппы — не знала, кто настоящий отец, и выдавала наследницу за сестру. Из-за кровосмешения до года не дожили двое детей Мольера и Арманды. Безбожнику был уготован страшный конец. Мадлена умерла. Его молодая супруга спуталась с названным сыном Мольера Муарроном. Застигнутый врасплох любовник и сдал архиепископу главную тайну «отца». Но несмотря на санкции монарха, Мольер в итоге прощает доносчика Муаррона. Режиссер решил, что в этом спектакле прощения достойны не только Муаррон. В финальной сцене в первую очередь извиниться должен Мольер перед молодым повесой-стукачом. А затем актеры театра Чехова признаются, что у каждого есть моменты в жизни, когда покаяние необходимо. «Язык мой — враг мой», — рассудили лицедеи. — Я призываю всех не повторять моих ошибок, и думать своей головой, если она есть, — каялась Анна Австрийская. — Я Илья Козырев, актер, играющий за автора в этой пьесе, прошу прощения за драматурга, который исправил и переписал текст «Кабалы святош», — подхватил артист. — Искренне извиняюсь за подтасовку исторических фактов в угоду художественному вымыслу. Сам не понимаю, как это могло произойти. По всей видимости, затуманился разум. Простите, бога ради. — Я, Константин Юрьевич де Мольер, художественный руководитель этого театра искренне прошу извинить меня за всё это. В погоне за достижениями, амбициями, успехом, стерлась грань дозволенного. Понимаю, народный артист должен тщательней подбирать слова. Мне предстоит еще проанализировать. Но мне искренне стыдно перед всеми, кто посмотрел этот спектакль. Возможно, поверили в него. Я раскаиваюсь в содеянном. Еще раз приношу свои извинения потерпевшим и тем, кто ушел в антракте. И зрители простили. Овацией они благодарили артистов. Оригинал статьи Пресса После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025 Франция не беспокоится: «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Наталья Шаинян, Театрал, 14.09.2025 Премьера «Кабала святош» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 8.09.2025 Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025 Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025 В МХТ им. Чехова поставили «Кабалу святош» с Цискаридзе в роли Людовика XIV, Нина Дымченко, Российская газета, 5.09.2025 Попали на «Кабалу»: МХТ имени Чехова открыл сезон премьерой по Булгакову, Зоя Игумнова, Известия, 5.09.2025 «Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025 На сцену МХТ имени Чехова возвращается спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош», видеосюжет Первого канала, 3.09.2025 МХТ имени Чехова открыл в Пекине серию показов спектакля «Чайка», видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 8.08.2025 Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025 Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025 Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025 «Люблю. Целую. Кеша.»: в МХТ им. Чехова вспоминали Иннокентия Смоктуновского, видеосюжет телеканала «Культура», 21.04.2025 Столетие Иннокентия Смоктуновского: МХТ отмечает юбилей великого артиста, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 21.04.2025 В МХТ имени Чехова прошел вечер к 100-летию Иннокентия Смоктуновского, Алиса Куликова, ТАСС, 20.04.2025 Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025 Илья Козырев в программе Марины Брусникиной «Практика театра», Театр «Практика», 16.01.2025 Потерянные дети встречаются с родителями 20 лет спустя, Анна Чепурнова, Труд, 26.12.2024 «А был ли мальчик?»: в МХТ имени Чехова представили новую интерпретацию «Старшего сына» Вампилова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.12.2024 Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024 МХТ им. Чехова поставил «Старшего сына» по пьесе Вампилова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.12.2024 Премьерный «Старший сын» в МХТ: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 12.12.2024 В МХТ имени Чехова поставили спектакль по пьесе Вампилова «Старший сын», видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2024 Сюда идут
Кушать подано
, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024 Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024 Хабенский дебютировал как режиссер, поставив «Чайку» в МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.12.2024 «Чайка» Хабенского о том, как женщины могут поднять мужчин до небес или вогнать их в землю, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.12.2024 Театр начинается с «Чайки»: легенда в новом прочтении на сцене МХТ, видеосюжет Первого канала, 2.12.2024 Дебют Хабенского. Какой получилась «Чайка», вернувшаяся на сцену МХТ, Инга Бугулова, Российская газета, 2.12.2024 Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 «Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Хабенский поставил в МХТ имени Чехова «Чайку», ТАСС, 30.11.2024 Хабенский дебютировал в качестве режиссера постановкой «Чайки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 29.11.2024 Михаил Швыдкой: Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детектив, Михаил Швыдкой, Российская газета, 29.10.2024 «МК» объявил результаты своей театральной премии: Верник и Крегжде лучшие актеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.08.2024 В Пространстве «Внутри» играют комедию в духе Тарантино: но без мочилова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.06.2024 Блиц-интервью Ильи Козырева в проекте «13», U MAGAZINE, 30.05.2024 Илья Козырев: «Когда тебе что-то дорого, ты этим не хвастаешься», Александра Машукова, U MAGAZINE, 7.05.2024 Илья Козырев: о Школе-студии МХАТ, Премии Художественного театра и статусе молодой звезды (аудио), Культурная страна (проект банка ВТБ), 22.04.2024 Крупным планом: Илья Козырев в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 10.01.2024 Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023 «Ничем не прикроешься»: спектакль «Речи немых» в МХТ Чехова вернул к корням, Виктория Сытник, Пятый канал, 14.12.2023 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Речи немых», ТАСС, 25.11.2023 Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023 «Цыпкин, ты достал!»: Юлия Витрук и Илья Козырев, Москва FM, 20.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Исследование природы человека: Верник отмечает свой юбилей на сцене МХТ Чехова, видеосюжет Пятого канала, 11.10.2023 К юбилею братьев Верников МХТ им. Чехова подготовил премьеру «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2023 Наш земляк сыграет на сцене МХТ имени Чехова вместе с Игорем Верником, Евгений Стариков, Вологда Регион, 10.10.2023 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Маскарад с закрытыми глазами», Оксана Арефьева, видеосюжет ТАСС, 10.10.2023 МХТ им. Чехова представляет премьеру — «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет Первого канала, 10.10.2023 В МХТ имени Чехова готовятся представить «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2023 |