Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Способность любить не иссякла: в МХТ показали спектакль к 90-летию Табакова

Софья Малинникова, Театрал, 30.10.2025
26 октября МХТ им. Чехова отметил свой день рождения. По традиции, днем в Портретном фойе состоялось вручение памятных знаков «Чайка», а вечером артисты театра подготовили праздничную постановку на Основной сцене – к 90-летию со дня рождения Олега Табакова.

Весь вечер гости и сотрудники театра встречали друг друга словами: «С праздником!». Для них этот день – не просто часть общей истории театрального мира, а замечательная возможность оглянуться на судьбу родных стен и вспомнить своего мастера, своего художественного руководителя. В этом помог документальный спектакль «Олег Табаков. В поисках радости», который был поставлен нынешним худруком Константином Хабенским. 

В основе спектакля – пьеса драматургов Рината Ташимова и Карины Бесолти, основанная на книге воспоминаний Олега Табакова «Моя настоящая жизнь» и его интервью в программе Анатолия Смелянского «Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах». В этой инсценировке оживают воспоминания артиста о юности годах и его профессиональном становлении. Актеры на сцене не просто читают текст, они живут словами Олега Табакова, его интонациями и идеями.

«Почти всем артистам, которые участвуют в этом спектакле, посчастливилось работать вместе с Олегом Павловичем. Они имеют представление о том, каким он был разным, многоликим в хорошем смысле этого слова. Поэтому мы сразу решили, что не будет конкретного актера на роль Табакова. Каждый, вышедший на сцену – это Олег Павлович», – рассказал Константин Хабенский. 

В зале – близкие друзья и родные Олега Табакова, высокопоставленные гости, а на сцене – он сам и история его взросления, его большого и сложного пути, который постепенно вёл маленького «маршала Лелика» к делам большого мастера.

«Я появился на свет желанным ребенком. Родители в те поры были очень счастливы. Маме, Марии Андреевне Березовской, исполнилось тридцать два года, отцу, Павлу Кондратьевичу Табакову, – тридцать один. Хотя много позже, будучи уже на возрасте, мама призналась, что, поскольку она училась на пятом курсе медицинского факультета, в ее планы тогда не входило заниматься деторождением. Меня старались, как бы это сказать… извести. Но не тут-то было. Поэтому живучесть, бойкость и развитый инстинкт самосохранения считаю своими врожденными качествами».

Зрители смогли увидеть почти все ключевые события из жизни великого артиста — начиная с довоенного детства в Саратове, переживаний войны, учебы в Школе-студии, основания «Современника» и заканчивая Художественным театром, которым Табаков руководил восемнадцать лет. В спектакле нашлось место и его главным экранным ролям, любимым поколениями – Обломову и коту Матроскину.

«Наиболее стоящее из того, чего я достиг в профессии, делалось в моменты наивысшего напряжения, когда „смешивались в кучу кони, люди“, когда подготовка премьеры спектакля происходила на фоне неотложных киносъемок, радиозаписей, а также пленарных заседаний неизвестно чего, где я назначался „непременным членом президиума..

Стальной, непробиваемый характер Табаков тренировал в течение всей жизни: первое горькое воспоминание – потеря бабушки; страшное испытание молодости – перенесенный в 29 лет инфаркт; взрослые переживания – расставания с друзьями и коллегами, волнения за свой театр, маленькую „Табакерку“. Все беды и тревоги, свалившиеся на артиста помогли ему вырасти в профессии, без которой он не представлял своей жизни. Как говорил сам Олег Павлович: „когда свербит, невозможно бездействовать“.

В его сценических мемуарах образами проплыли и все те, кто повлиял на Табакова, на его судьбу. В воспоминаниях – Волчек, Кваша, Евстигнеев, Розов, Володин, Михалков. Но самое важное место и в жизни, и на страницах воспоминаний, и на сцене отведено его главным учителям в профессии – первому педагогу Наталии Сухостав, мастеру курса Василию Топоркову и старшему товарищу Олегу Ефремову. Они подарили артисту компас ощущения себя на сцене и в обществе. И этот авторитет позволил Табакову в свое время также ступить на путь педагога.

„Своих учеников я люблю. Не за то, что они меня, возможно, любят, а потому, что их люблю я. И это тоже является моей радостью Вот это обстоятельство – главное“

В финале звучит голос самого Табакова: на экране появляется фрагмент интервью Анатолию Смелянскому „Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах“, снятого в 2010-м году. В нем практически подведен итог всей жизни – итог долгих лет борьбы за творчество, благополучие своих театров, за свои мечты, за неиссякающую возможность любить. Авторы спектакля, как и Смелянскмй, подчеркивают – уникальность личности Табакова в том, что его не опишешь двумя словами и не расскажешь всю правду ни за один праздничный спектакль, ни за пять вечеров. Отношения с друзьями, „Современник“, раздел МХАТа, „Табакерка“, своя школа и путь худрука МХТ им. Чехова в этой картине оказываются лишь частью огромной солнечной системы, в центре которой всегда будет легендарный „Атом Солнца“ Олег Табаков.

„Жизнь несовершенна, но миром правит вера, твое собственное желание сотворить что-то и не уйти бесследно. Надеюсь, именно этим питалась моя настоящая жизнь“

На сцену вышли Ирина Пегова, Светлана Колпакова, Ольга Литвинова, Армэн Арушанян, Алексей Варущенко, Артём Волобуев, Павел Ворожцов, Илья Козырев, Янина Колесниченко, Алексей Краснёнков, Ростислав Лаврентьев, Валерий Трошин, Николай Сальников, Дмитрий Сумин, Олег Тополянский, Даниил Феофанов и Игорь Хрипунов.

Оригинал статьи и фоторепортаж Екатерины Цветковой
Пресса
Двух голосов перекличка, Мария Чернова, Экран и сцена, 28.10.2025
После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
«Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025
Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024
Сюда идут… Кушать подано…, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024
Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023