Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Попали на «Кабалу»: МХТ имени Чехова открыл сезон премьерой по Булгакову

Зоя Игумнова, Известия, 5.09.2025
Константин Хабенский в образе Мольера, Николай Цискаридзе — короля Франции Людовика XIV. В МХТ имени Чехова вернулась «Кабала святош». Написанная Михаилом Булгаковым специально для этой сцены пьеса ставится здесь в четвертый раз. Теперь режиссером Юрием Квятковским. В зале — аншлаг, а билеты проданы на два месяца. Как прошла премьера и откуда такой ажиотаж — в материале «Известий».

Переиграть Табакова

Интерес к новому спектаклю МХТ имени Чехова «Кабала святош» — грандиозный. Билеты на премьерные показы раскуплены. Причем цены на лучшие места были сопоставимы со стоимостью проходки в Большой — 35 тыс. рублей. Спекулянты тоже подсуетились. Билет в десятый ряд партера на 5 сентября перепродают за 115 тыс. Последний ряд балкона на 17 октября стоит около 12,8 тыс.

Спектакль по пьесе Булгакова ставили в Художественном театре несколько раз. Впервые Михаил Афанасьевич познакомил труппу Художественного театра со своей новой работой о Жане-Батисте Мольере в 1930 году, но зрителя она нашла нескоро. Как когда-то запрещали «Тартюфа» авторства великого француза, так и работа Булгакова, героем которой он стал, сразу оказалась под пристальным вниманием цензоров.

Впервые за нее взялся режиссер Николай Горчаков. Через пару месяцев репетиций ее запретили. И только вмешательство Горького и обращение Булгакова к Сталину вернуло «Кабалу святош» на сцену. Но всё равно, спектакль сыграли всего семь раз. В 1988-м за «Кабалу святош» взялся Адольф Шапиро. Он сделал спектакль на Олега Ефремова, Иннокентия Смоктуновского и Наталью Тенякову. А в 2001-м он представил ее в обновленной версии с Олегом Табаковым в роли Мольера, который в спектакле 1988 года выходил в роли Жан-Жака Бутона.

Версия Юрия Квятковского — четвертая. Теперь Мольера играет худрук МХТ имени Чехова Константин Хабенский. В образе короля Франции Людовика XIV на драматической сцене дебютировал Николай Цискаридзе.

— Людовик XIV придумал мою профессию, это он создал балет, то, что сейчас существует — его выдумка, — говорит Николай Цискаридзе. — И вдруг Хабенский предложил мне эту роль в спектакле МХТ. Мне немного не по себе, потому что я в этих стенах и в этой роли видел Иннокентия Смоктуновского. Я никогда не мог представить, что и я однажды выйду на эту сцену.

Имени народного артиста в афише не значится. В программке роль Людовика исполняет не Николай Максимович, а Максим Николаев. Такой он придумал себе псевдоним. 

Задействованы также Александра Ребенок (Мадлена Бежар), Сергей Волков (Муаррон), Иван Волков (архиепископ Шаррон), Игорь Хрипунов (Бутон), Павел Ващилин (Анна Австрийская), Валерий Трошин (Декарт), Алексей Агапов (Поклен), Иван Дергачев (Дю Круази).

Появляется и новый персонаж. Драматург Михаил Дегтярев дополнил постановку фрагментами романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера». Так в «Кабале святош» возник автор в исполнении молодого артиста Ильи Козырева. В трупе актер два года, и без него не обходится ни одна премьера. У молодого человека — 14 названий из репертуара. Столько нет даже у худрука: Константин Хабенский появляется в десятке постановок.

Кунсткамера или покои короля

Ожидания зрителей, готовых к хрестоматийной пьесе Булгакова, были не до конца оправданы. На сцене — качели. В центре — две гигантских головы. Позади — стеллаж, на полках которого жуткие пупсы, напоминающие уродцев в банках из анатомической коллекции Кунсткамеры. Такие же головастые малыши возились на авансцене. Один — из простых, будущий драматург Жан-Батист Мольер. А второй — золотой мальчик, будущий Король-Солнце Людовик XIV.

Художник спектакля Николай Симонов использовал образ страшного пупса в оформлении всего действия. Такой в спектакле появляется на барельефах театра Мольера. Во втором акте Людовик прогуливается по саду вдоль кустов, выстриженных в виде детских голов, напоминающих здесь каучуковые скульптуры Самуэля Сальседо в парке Les Jardins d’Étretat в городе Этрета. Работа по созданию атмосферы Франции XVII века проделана большая. Созданы интерьеры собора, где исповедует архиепископ, а также орудия, которыми святая инквизиция пытает неверных: колесо с шипами, «кресло ведьм» со штырями.

Особую роль в спектакле играют костюмы. Создал их российский модельер Игорь Чапурин. Только Людовик XIV меняет образ шесть раз. Один роскошней другого. Король — в золотом, в синем, в белом, в бирюзовом. Есть и особенная деталь. Константин Хабенский передал Николаю Цискаридзе перстень, который когда-то надевал в «Кабале святош» Олег Павлович Табаков. Сегодняшний Людовик предстает перед зрителем величественным, властным, невозмутимым.

— Франция перед вами в кресле, — произносит король, принимая у себя во дворце Мольера. — Она ест цыпленка и не беспокоится.
— Во всем мире только вы один можете так сказать, — отвечает Мольер.

Несмотря на лизоблюдство, кара настигает драматурга. Любимого сочинителя, комедианта Людовик низвергает не задумываясь, узнав о преступлении Мольера против церкви. Жан-Батист женился на молоденькой актрисе Арманде, которая оказалась его дочерью. Мать девушки Мадлена Бежар — прима его труппы — не знала, кто настоящий отец, и выдавала наследницу за сестру. Из-за кровосмешения до года не дожили двое детей Мольера и Арманды. Безбожнику был уготован страшный конец. Мадлена умерла. Его молодая супруга спуталась с названным сыном Мольера Муарроном. Застигнутый врасплох любовник и сдал архиепископу главную тайну «отца». Но несмотря на санкции монарха, Мольер в итоге прощает доносчика Муаррона.

Режиссер решил, что в этом спектакле прощения достойны не только Муаррон. В финальной сцене в первую очередь извиниться должен Мольер перед молодым повесой-стукачом. А затем актеры театра Чехова признаются, что у каждого есть моменты в жизни, когда покаяние необходимо. «Язык мой — враг мой», — рассудили лицедеи.

— Я призываю всех не повторять моих ошибок, и думать своей головой, если она есть, — каялась Анна Австрийская.

— Я Илья Козырев, актер, играющий за автора в этой пьесе, прошу прощения за драматурга, который исправил и переписал текст «Кабалы святош», — подхватил артист. — Искренне извиняюсь за подтасовку исторических фактов в угоду художественному вымыслу. Сам не понимаю, как это могло произойти. По всей видимости, затуманился разум. Простите, бога ради.

— Я, Константин Юрьевич де Мольер, художественный руководитель этого театра искренне прошу извинить меня за всё это. В погоне за достижениями, амбициями, успехом, стерлась грань дозволенного. Понимаю, народный артист должен тщательней подбирать слова. Мне предстоит еще проанализировать. Но мне искренне стыдно перед всеми, кто посмотрел этот спектакль. Возможно, поверили в него. Я раскаиваюсь в содеянном. Еще раз приношу свои извинения потерпевшим и тем, кто ушел в антракте.

И зрители простили. Овацией они благодарили артистов.

Оригинал статьи
Пресса
МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош», Нурия Ямилова, Независимая газета, 8.09.2025
Николай Цискаридзе сыграл Людовика XIV в перстне Олега Табакова, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 8.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Театр одного танцора, Вячеслав Суриков, Эксперт, 6.09.2025
«Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025
Николай Цискаридзе рассказал, как попал в МХТ, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 3.09.2025