Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

После нас – хоть потоп

Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025
Московский Художественный театр рефлексирует по поводу своей истории. Второй сезон подряд здесь открывают постановкой многозначительной пьесы, имеющей в анамнезе сложные отношения авторов с основателями театра и советской властью, перекидывая мостик в сегодняшний день и аккуратно намекая: «У них были свои трудности, у нас свои». Со спектаклем Николая Рощина «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана нынешнюю «Кабалу святош» Михаила Булгакова режиссера Юрия Квятковского объединяет не только возможность продемонстрировать на сцене архивные материалы, призывая к диалогу Константина Сергеевича Станиславского, а также сделать ретроспективную выставку в музейном пространстве, но и макабрические сцены – похороны, прощания, последние слова. В «Самоубийце» гроб с «телом» Подсекальникова несли через зрительный зал в фойе, в «Кабале святош» Мадлена Бежар удаляется с собственной панихиды, прощаясь со зрителями, тем же путем.

Общим мрачным тонам прошедшего сезона наступивший противопоставляет, однако, многоцветие, пышность и эффектность. Декорация Николая Симонова – бархатные бордовые занавесы с золотыми кисточками, тем же золотом сверкающие куклы за стеклом шкафов витрин, уходящих под колосники, ярко-зеленые кусты регулярного французского парка – дополнена невероятной красоты костюмами Игоря Чапурина. Все это хочется долго разглядывать, но насыщенность действия, приправленная фейерверками, огненным шоу и придворным балетом заодно, не оставляет времени насладиться моментом. Чрезмерность театральных средств вызывает апокалиптические ощущения и словно отвлекает от главного – того, что, собственно, происходит на сцене между действующими лицами.

Юрий Квятковский, отказавшись от традиции видеть в главном герое пьесы Булгакова – Мольере – самого Булгакова, тем не менее, не обходится в постановке «Кабалы святош» без автора и делает его Лагранжем, которого все зовут Регистром – актером мольеровской труппы и летописцем его жизни. Илья Козырев в этой роли одновременно вездесущ и незаметен, он появляется внезапно и столь же внезапно исчезает, целиком оправдывая булгаковские ремарки «проваливается». Он вдруг блистательно крутит фуэте и ведет хронику не столько истории Мольера, сколько первой постановки своей пьесы о нем на этой сцене. Свой «самый большой черный крест» Регистр рисует и великую реплику «причиной этого была судьба» произносит, когда спектакль закрывают после седьмого показа, а не после того, как его герой «был похищен неумолимой смертью во время представления “Мнимого больного”». Илья Козырев играет в этой «Кабале святош» главную роль, словно и не подозревая об этом.

Любопытно, конечно, что сказал бы Булгаков, услышав все то, что намешал в его текст автор сценической версии Михаил Дегтярев. Наблюдать, как строго, стройно и сценично выглядит булгаковский текст рядом с репликами придуманных персонажей вроде Рене Декарта, Анны Австрийской или вылезающей из будки суфлерши, – тоже интересно. Дописанные сцены, между тем, не всегда неудачны. Увертюра с детьми на качелях-весах – Жан-Батист и Людовик хотят просто играть, а взрослые навязывают им правила будущей жизни – вполне мила, а уж монолог Захарии Муаррона, возникающего из клавесина, – шедевр. Странно другое – как только начинаются игры с текстом, заканчивается внятность режиссуры. После вдохновенно полетного первого действия, второе выглядит странным паззлом с эффектной статикой от Уилсона, арапчатами от Мейерхольда, экстатичными танцами от Бутусова, сценами на грани фола от Богомолова, этюдами всех жанров и видов, а также бессчетным числом финалов.

Впрочем, этот спектакль – о страсти к игре и спасении в ней, о театрализации жизни, стирании границ между сценой и явью – и игра с текстом Булгакова в нем вполне допустима. Здесь Мольер Константина Хабенского ничуть не лучше Людовика Великого в исполнении никому не известного дебютанта в драматическом театре Максима Николаева (он же знаменитый в балетном мире Николай Цискаридзе). Мольер такой же тиран и деспот в своей труппе, как король – в своей стране. Он по прихоти казнит (Мадлену Бежар, например) и по прихоти милует (того же предателя Захарию Муаррона). Его интересует только собственный успех, возможность реализовать свой талант, глобальнее он не мыслит. Личная трагедия разбивает его, но единственное, чего он по-прежнему действительно хочет – выходить на сцену. Здесь умирающая Мадлена Бежар Александры Ребенок идет на полную исповедь, когда епископ обещает ей в раю «вечную службу», и она слышит гром аплодисментов – единственную вечную службу, которую желает слышать актриса. Здесь архиепископ города Парижа в исполнении Ивана Волкова, ханжески опустив глаза, спокойно плетет свою интригу, блестяще играя роль дьявола в исповедальне. Здесь Захария Муаррон Сергея Волкова – «мировая душа» театра, ангел с колосников, запертый в клавесине – врывается на сцену с монологом, слепленным из самых известных реплик самых великих пьес, и предает Мольера только потому, что оказывается изгнан им из труппы, а возвращается только потому, что Король отправил его работать в сыскную полицию. Здесь, в конце концов, Людовик Великий, Солнце Франции, абсолютно спокойно вкушающее ужин за увеличивающимся в размерах в зависимости от статуса сотрапезника столом, кукловод и непослушный сын, интересующийся театром больше, чем положено монарху.

Все играют. Вдохновенно и отчаянно. Как в последний день человечества, перед заходом солнца, в один из последних вечеров карнавала.

Оригинал статьи
Пресса
После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025
«Пресмыкайся — уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024