Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | «Пресмыкайся уволю!»Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025 У спектакля «Кабала святош», открывшего сезон МХТ им. Чехова, не было шанса не стать громким событием. Одни предвкушали увидеть худрука Константина Хабенского в образе Мольера, другим интересно было, как драматург Михаил Дегтярев обогатит знаковую для театра в Камергерском переулке пьесу Михаила Булгакова. И, конечно, все с любопытством ожидали появления Николая Цискаридзе в роли короля Людовика ХIV, которого, шутка ли, почти 40 лет назад играл сам Иннокентий Смоктуновский. Но, увидев цены на билеты, зрители не знали, хвататься ли за кошелек или за валерьянку: в сентябре «Кабала святош» режиссера Юрия Квятковского у перекупщиков зашкаливает за 100 тысяч, а на официальном сайте, где цена «всего лишь» упирается в 35 тысяч рублей, билеты разобраны на два месяца вперед. По иронии судьбы, сам Булгаков создавал романтическую драму в 1929 году в затравленном состоянии: все его пьесы были к тому времени сняты с репертуара театров, писателя не печатали. После того как в 1930-м цензура запретила и «Кабалу святош», Булгаков отправил письмо правительству СССР с просьбой выпустить его за границу. Как известно, в ответ Сталин лично позвонил автору, после чего того даже приняли на службу во МХАТ и там же стали работать над постановкой по «Кабале святош», переименованной в «Мольера». Но ее участь все равно оказалась печальной: после растянувшихся на четыре с лишним года репетиций «Мольер» прошел на сцене семь раз, а потом в «Правде» появилась редакционная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», и спектакль запретили как «исторически неверный». Причина, конечно, крылась в том, что аналогия между отношениями художника с властью в постановке и при диктатуре пролетариата была слишком очевидной. Сейчас трагифарс по мотивам булгаковской пьесы создал специализирующийся на новых формах Михаил Дегтярев, включив туда фрагменты многих текстов — от Декарта и Сенеки до документальных свидетельств 1930-х. Внешнего блеска в нынешней постановке тоже хоть отбавляй — от властной Анны Австрийской, воплощенной на сцене актером и по совместительству директором Музея МХАТ Павлом Ващилиным, до Короля и Мольера в детском возрасте, которых играют актеры с огромными кукольными головами. А художник Николай Симонов оформил сцену алым занавесом с золотыми кистями, напоминающим и о дворцах, и о помпезности сталинской эпохи. Первое появление короля в головном уборе в виде солнечных лучей заканчивается фейерверком и буквально ослепляет — над костюмами работал известный модельер Игорь Чапурин. К радости зрителей, герой Цискаридзе участвует в придворном балете — кстати, Людовик ХIV любил и отлично умел танцевать. И в том, что в роли Мольера Хабенский, есть логика: после 1936 года «Кабала святош» дважды ставилась на этой сцене, и оба раза образ главного героя воплощали худруки, два Олега — Ефремов и Табаков. Нынешний Мольер стремится сохранить театр любой ценой, пусть даже раболепия и унижений. Он учит труппу кланяться королю как можно ниже, а на возражение: «Я не лакей, я актер» — герой Хабенского кричит: «Пресмыкайся — уволю!». А перед смертью Мольер горестно размышляет, не стал ли недостаток лести причиной его несчастья. Вот и попробуй угадать, где она — граница между компромиссом и цинизмом? Вопрос, увы, очень актуальный и сегодня. Цинизмом сверх меры наделены и главный враг Мольера — тонко ведущий свою игру архиепископ де Шаррон, и блестящий актер, предавший Мольера его ученик Захария Муаррон. Эти роли прекрасно сыграли однофальмильцы Иван (представитель известной театральной династии, сын Николая и Ольги Волковых) и Сергей Волковы. Бессердечен и сам Людовик ХIV, привыкший к блеску, роскоши и поклонению. Николаю Цискаридзе очень идет эта роль. В финале король великодушно решает, что, пожалуй, все-таки выдаст разрешение на погребение покойного нечестивца Мольера. «Как приятно прощать», — с облегчением произносит Людовик, изящно поедая мороженое Оригинал статьи Пресса После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025 Франция не беспокоится: «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Наталья Шаинян, Театрал, 14.09.2025 «Пресмыкайся уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025 Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025 Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025 Цискаридзе в роли «короля-солнца» — и чем еще впечатляет «Кабала святош» в МХТ, Наталья Витвицкая, Афиша Daily, 5.09.2025 Константин Хабенский рассказал о больших планах на сезон, Татьяна Власова, Театрал, 5.09.2025 Сергей Волков в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 27.08.2025 Сергей Волков: «В театре надо прыгать выше головы», Татьяна Власова, Театрал, 3.11.2024 Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024 Константин Хабенский о планах МХТ на сезон: «Готовлю театральную сенсацию», Анастасия Евтефеева, Театрал, 3.09.2024 В легендарном МХТ имени Чехова стартовал новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 3.09.2024 «МК» объявил результаты своей театральной премии: Верник и Крегжде лучшие актеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.08.2024 Песьим ходом: по московским сценам гуляли дамы с арбузами и без, Влад Васюхин, Известия, 3.08.2024 Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024 Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024 Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024 Дама из рассказа Чехова стала собачкой, а собачка превратилась в арбуз, Наталья Бабахина, Метро, 18.06.2024 На сцене Московского Художественного театра «дама с собачкой» завыла от отчаяния, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.06.2024 Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка», Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024 Мизгирёв в МХТ отправит героев «Дамы с собачкой» к психотерапевту, Елена Алдашева, Театръ, 17.06.2024 МХТ имени Чехова завершает сезон премьерой спектакля «Дамасобачка», видеосюжет телеканала «Культура», 17.06.2024 Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024 Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024 Психологический роман Кнута Гамсуна перенесли на театральную сцену, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.04.2024 Крупным планом: Елизавета Бондарь и Сергей Волков в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 3.04.2024 Самые интересные театральные премьеры марта. «Голод» МХТ имени А. П. Чехова, Влад Васюхин, Известия, 31.03.2024 МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024 Премьера «Голод» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 22.03.2024 Сергей Волков: «Героя Голода закручивает в штопор одиночества», Александра Машукова, Ok!, 21.03.2024 Сергей Волков о своём герое в спектакле «Голод» (видео), Медиацентр МХТ, 19.03.2024 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Голод» по роману нобелевского лауреата Гамсуна, Александра Сидорова, BFM.ru, 19.03.2024 Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024 МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024 МХТ имени А. П. Чехова представит премьеру спектакля «Голод», ТАСС, 19.03.2024 Премьера «Голод» по роману Кнута Гамсуна в МХТ имени Чехова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 18.03.2024 |