Режиссеры | «Кабала святош» Михаила Дегтярева по одноименной пьесе Михаила БулгаковаНикита Балашов, Ревизор.ru, 8.09.2025 МХТ начал сезон с шокирующей премьеры. Еще и пресс-показа не было, а билеты распроданы до конца года. Еще бы! Ведь роль Людовика Великого исполняет сам Максим Николаев (Ну да, да, все уже знают, что под этим псевдонимом скрывается Николай Цискаридзе).И это единственный, наверное, вопрос, который хотелось бы хотелось задать создателям спектакля. Зачем нужен этот цирк с псевдонимами? По остальному вопросов нет. Шикарно! Потрясающе! Смело! Ничего ни добавить, ни убавить. Это и не удивительно, ведь Юрий Квятковский – один из лучших режиссеров Москвы. Он всегда славился удивительным умением работать с мизансценами, совмещать несовместимое, метаться от трагедии к фарсу, а главное, создавать множество подтекстов. Зрители со стажем помнят великолепную «Кабалу» в том же МХТ с Олегом Ефремовым в роли Мольера, Иннокентием Смоктуновским в роли Людовика Великого. Квятковский и не пытался соперничать с той постановкой Адольфа Шапиро. Это совершенно другой спектакль. Да, от классической пьесы Булгакова оставлено немного, но самое главное – сохранен ее противоречивый дух. Фактически спектакль является антиподом «Самоубийцы» Николая Рощина – одной из главных премьер МХТ прошлого сезона. И там и там красной нитью проходят противоречия творца и власти. Но если Рощин решил эту тему в мрачных, серых тонах, то здесь наоборот – тона пестрые, буффонадные, с постоянным ерничаньем то в адрес одних, то в адрес других. В каждой мизансцене можно увидеть сотни отсылок к чему угодно. Одна из самых ярких сцен спектакля – обед Мольера и Людовика Великого, когда на сцене появляется артист, играющий цыпленка, и герои обсуждают, как они будут его есть. Мольер отказывается, Людовик Великий настаивает. Тут и комедия, и драма, и сатира, и реализм. Вообще – это уникальный пример постановки решительно для всех. Либерально настроенный зритель будет уверен, что здесь в первую очередь высмеивается власть, государственник посмеется над тем, как режиссер мастерски макнул в грязь продажных артистов и так называемых творцов, вывернул наизнанку всю их гнилую сущность. Один из зрителей вообще сказал, что это прямой намек власти на то, что нужно понять и простить уехавших из страны после 2022 года деятелей искусства. Другой заметил – что наоборот, намек на то, что им нечего делать в России. И все правы. Юрий Квятковский не пытается отвечать на вопросы, он их ставит, он подталкивает зрителя к тому или другому ответу, а окончательное решение, конечно же, за людьми в зале. И это особо ценно. Зрители не любят морализаторства. У нас своя голова на плечах. «Кабала святош» заставляет эту голову работать, и думать на действительно актуальные темы. Нельзя конечно не отметить потрясающую сценографию (художник Николай Симонов, костюмы Игоря Чапурина, свет – Ивана Виноградова). Решительно все достойны номинации на «Золотую маску». Что же касается актеров, то про Константина Хабенского (Мольера) писать не буду. Безупречно. Конечно, в первую очередь – нас интересует тот самый Максим Николаев (Николай Цискаридзе). Мы знаем его как выдающегося танцора. И, конечно же, когда он просто проходит по сцене на высоких каблуках, с безупречной осанкой – это само по себе событие. Но. Самое главное, что режиссер очень грамотно уловил дух актера. Мне показалось, что актер и не играл, а просто давал очередное интервью какой-нибудь «Светской хронике». Но оказалось, что так и надо. Именно такой немного равнодушный, немного заинтересованный, утонченный и при этом дерзкий тон идеально лег в образ Людовика. Да, он, с одной стороны, выглядит не как великий политический деятель, а как гламурный персонаж с глянцевых обложек, но именно это позволяет нам увидеть глубокий подтекст в этом образе. С уверенностью можно сказать, что театральный дебют Максима Николаева удался на славу. Так что те, кто уже купили билеты – однозначно будут в восторге. А всем остальным могу только посоветовать дождаться начала октября и срочно бежать в кассы МХТ. У вас есть шанс – увидеть один из лучших спектаклей сезона, а может быть, и последнего десятилетия. До встречи в МХТ. Оригинал статьи Пресса После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025 Франция не беспокоится: «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Наталья Шаинян, Театрал, 14.09.2025 «Пресмыкайся уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025 Драма на разрыв парика: король-солнце решит судьбу грешника Мольера, Наталья Бабахина, Метро, 10.09.2025 МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош», Нурия Ямилова, Независимая газета, 8.09.2025 Премьера «Кабала святош» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 8.09.2025 «Кабала святош» Михаила Дегтярева по одноименной пьесе Михаила Булгакова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 8.09.2025 Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025 Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025 Театр одного танцора, Вячеслав Суриков, Эксперт, 6.09.2025 Цискаридзе в роли «короля-солнца» — и чем еще впечатляет «Кабала святош» в МХТ, Наталья Витвицкая, Афиша Daily, 5.09.2025 В МХТ им. Чехова поставили «Кабалу святош» с Цискаридзе в роли Людовика XIV, Нина Дымченко, Российская газета, 5.09.2025 Попали на «Кабалу»: МХТ имени Чехова открыл сезон премьерой по Булгакову, Зоя Игумнова, Известия, 5.09.2025 «Бойтесь милости королей»: в МХТ Чехова показали новую «Кабалу святош» с Хабенским и Цискаридзе, Полина Федосеева, BFM.ru, 4.09.2025 Хабенский Мольер, Цискаридзе Людовик и вуаля: билеты в партер от перекупов по 100 тысяч, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.09.2025 «Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025 На сцену МХТ имени Чехова возвращается спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош», видеосюжет Первого канала, 3.09.2025 Мольер снова выходит на сцену Художественного театра, Медиацентр МХТ, 1.09.2025 Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023 Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023 Хранительницы смыслов: галерея женских образов представлена в спектакле «Занавес», Виктория Сытник, Пятый канал, 13.10.2023 Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023 Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023 «Здесь дом стоял» в РАМТе и «Занавес» в МХТ: документальные спектакли о театре, Вячеслав Суриков, Эксперт, 2.10.2023 Спектакль «Занавес» – первая премьера нового сезона на Малой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 28.09.2023 МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023 «Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023 В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023 «Расскажи мне про Гренландию» (лаборатория «АРТХАБ»). Фоторепортаж Олега Черноуса, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 28.06.2022 Победить других, проиграть себе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.01.2004 Политика пола, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2003 Контрабас под дельтапланом, Мария Львова, Вечерний клуб, 11.12.2003 |