Режиссеры

Музей МХАТ показал комедию масок перед премьерой «Кабалы святош»

Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 4.09.2025
В Зеленом фойе МХТ им. А. П. Чехова открылась яркая экспозиция Музея МХАТ «Играть! Антракт!», посвященная премьере спектакля «Кабала святош». Маски, костюмы, эскизы и закулисная дисциплина, основы которой заложил еще сам Станиславский. 

«Кабала святош» Юрия Квятковского в МХТ — четвертая по счету. О каждой из них рассказывают (а точнее, показывают) на выставке «Играть! Антракт!», но мы не увидим ни единой фотографии с постановок прошлых лет. Повествование ведется от лица (может, вернее сказать — руки или кисти?) художников, которые работали над постановками.

Название «Играть! Антракт!» неслучайно.

— В жизни не бывает антрактов, в жизни только жизнь от начала и до конца, — верно подмечает Павел Ващилин, директор Музея МХАТ, на открытии выставки, поясняя идею экспозиции, — а у актеров есть два режима — играть или антракт.

А еще идея «музей+театр» уже не первый раз показывает, как прекрасно они могут друг друга дополнять. Эта выставка тому очередное подтверждение. Провести антракт в музее зрителям «подсказывает»… коврик! На полу у входа в Зеленое фойе театра расположили очаровательный ковер с крупной надписью «Антракт!». Тут уж не до буфета… Идем смотреть и сразу попадаем в таинственное для большинства зрителей закулисье. Здесь «завет» Константина Сергеевича Станиславского — объявление о порядке нахождения за кулисами театра. Тон строгий: «Напоминаю всем актерам и служащим МХАТ, что здесь, на лестнице, где стоит диван, и на сцене во время спектакля могут находиться только участники идущего акта». Или вот еще: «Напоминаю всем […] что комната ожидания — это не клуб, а место для подготовления к творчеству актеров перед самым выходом. Здесь не может быть ни посторонних лиц, ни посторонних разговоров. Здесь должно царить только искусство…» Другой любопытный фрагмент закулисья — репетиционные костюмы героев. Пока костюмов еще нет, артисты носят специальную одежду, которую здесь тоже показывают. Это простая черная юбка (на вид как платье на бретелях), черная обувь. Для грима тоже специальная одежда — рубашка и халат. На рубашке есть специальный глубокий вырез, чтобы при снятии не повредить прическу. А халат — вообще универсальная вещь! В костюмах артистам запрещено принимать пищу, поэтому можно накинуть халат, не снимая сценический наряд. А еще в халате тоже можно гримироваться.

В месте, где «царит только искусство», мы имеем возможность прокатиться на машине времени.

Дата первая — 1936 год. Эскизы Петра Вильямса и Николая Ульянова показывают пышную и помпезную атмосферу первой постановки «Мольера». Но напротив — уголок, посвященный самому автору произведения, Михаилу Булгакову, — другая сторона медали, судьба спектакля оказалась трагичной. Писатель закончил сочинение в 1929 году, затем — несколько лет репетиций, чтобы спектакль сняли со сцены после семи (всего лишь!) показов. Булгаков тогда работал в Художественном театре ассистентом режиссера, и запрет для него стал настоящим ударом — театр он покинул… О том печальном событии здесь напоминают цензорский экземпляр пьесы «Кабала святош», письмо Булгакова к Станиславскому от 22 апреля 1935 года, где писатель выражает свое несогласие с изменениями, внесенными в пьесу, и просит либо принять «Мольера» таким, каким его отдали, либо вернуть обратно. Рядом — посмертная маска Михаила Булгакова.

К «Кабале святош» театр вернется еще не раз, но случится это нескоро. Вторую постановку осуществили в 1988 году, ею занимались режиссер Адольф Шапиро и художник Андрис Фрейбергс. Мольера играл Олег Ефремов, а Бутона — Олег Табаков, который в 2001 году, после ухода из жизни Ефремова, в новой версии «Кабалы святош» сам вышел в роли великого драматурга. Третью версию спектакля оформлял Юрий Хариков, чьи эскизы заметно выделяются на фоне остальных — художник не прорисовывает их детально, но рядом — эскизы «живые»: макеты костюмов по эскизам Харикова подготовили студенты Школы-студии МХАТ, а еще тут показывают наряды Олега Павловича из этой постановки, которого совсем недавно вся страна вспоминала по случаю его 90-летия. В этом смысле выставка «Играть! Антракт!» выступает как логическое продолжение, дополнение к выставке «Мое дело — играть!» в Доме-музее К. С. Станиславского в Леонтьевском переулке. Забавно, кстати, как перекликаются названия экспозиций!

Над костюмами для четвертой постановки работал знаменитый отечественный дизайнер Игорь Чапурин, чьи рисунки мы можем разглядеть вблизи во время антракта — в Зеленом фойе и в сценическом воплощении — на сцене во время игры.

Вишенкой на театральном торте выступают маски из коллекции актера Ивана Дергачева, который на открытии выставки показал небольшое представление в духе комедии дель арте (итальянская комедия масок). И здесь это «лирическое отступление» уместно, ведь маска как персонаж и сценический элемент проходит через все постановки «Кабалы святош» в Художественном театре.

— В течение жизни мы все меняем маски, и в произведении Булгакова все персонажи тоже носят их, — объясняет Павел Ващилин ожидаемую, но неожиданную задумку, — зачастую маски прирастают к персонажам настолько, что они перестают существовать без них. 

Оригинал статьи
Пресса
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Музей МХАТ показал комедию масок перед премьерой «Кабалы святош», Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 4.09.2025
Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Документальная история: премьера спектакля «Речи немых» в МХТ, Яна Музыка, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Неизвестная пьеса Булгакова предсказала мировую войну, Карина Липская, Московский комсомолец, 2.06.2021
«Адам и Ева» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 31.05.2021
Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021
Прямой эфир с Павлом Ващилиным, Светлана Бердичевская, Ticketland, 3.03.2021
Как страшный сон…, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Мы все короли». Павел Ващилин в диалоге со зрителями, Мария Куликовская, http://localdramaqueen.moscow, 17.07.2019
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
В Белгороде открылся фестиваль «Борислав Струлев и друзья», Анна Шацкая, Информационный портал «МОЁ! Белгород», 25.02.2018
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера», Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
10 вопросов для Павла Ващилина, Пресс-служба МХТ, 3.03.2015
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
Эйхман капут?, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.09.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003