Режиссеры

Мнимый Мольер

Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
МХТ им. Чехова открыл сезон громкой премьерой — «Кабалой святош» Булгакова в постановке Юрия Квятковского. Но зрительский ажиотаж и космические цены на билеты спектаклю обеспечили в первую очередь исполнители главных ролей — Константин Хабенский в роли Мольера и Николай Цискаридзе, дебютирующий на драматической сцене в роли короля Людовика. О том, как в булгаковской пьесе преломилась сегодняшняя реальность, рассказывает Марина Шимадина.

Режиссер Юрий Квятковский вместе с драматургом Михаилом Дегтяревым создали на основе пьесы собственную сценическую версию, дополнив ее разнообразными текстами от Декарта до святого Августина, а также историческими параллелями. В анонсе обещан «временной фрактал» между эпохой Мольера, советским временем и нашими днями. Действительно, под видом одного из персонажей пьесы, летописца Регистра, в постановку введено лицо от автора (Илья Козырев), в котором угадывается Булгаков. Параллельно действию он строчит что-то в блокноте, видимо сочиняя на ходу пьесу, а потом вступает в схватку с суфлером, требующим заменить в тексте «бессудную тиранию» на «королевскую тиранию» (такие правки писателю пришлось внести по требованию цензуры). Но все же атмосферы 1930-х годов тут почти нет, а из современных реалий есть только пиджак Константина Хабенского, в котором он появляется ближе к финалу.

В постановке 1936 года художник Петр Вильямс пытался передать «атмосферу тяжелой пышной мощности эпохи» с помощью сверкающего золота и парчи. Николай Симонов пошел по тому же пути барочной избыточности: алые бархатные занавесы с инициалами КС наверху (то ли «Кабала святош», то ли Константин Станиславский, то ли «король-солнце»), позолоченные пупсы, огромные истуканы, пыточные машины… Костюмы дизайнера Игоря Чапурина — словно с модного дефиле, а уж наряды короля Людовика с огромной шляпой, которую придерживают придворные,— настоящий «тяжелый люкс». В общем, все дорого-богато, чтобы не стыдно было показывать за 35 тыс. руб., до которых доходит официальная стоимость билета в партере. За эту цену публике предлагают целый парад аттракционов — то придворный балет с фейерверками, то эффектное обрушение софитов в финале.

Юрий Квятковский всегда тяготел к зрелищному театру, хотя раньше ставил в основном на камерных площадках — в «Практике», Центре имени Мейерхольда (впрочем, успел поработать и в Росгорцирке). В числе самых известных его проектов — хип-хоп-опера «Копы в огне», «Занос» по Сорокину, иммерсивный «Норманск» по братьям Стругацким, «Сван» и «Зарница» по текстам Андрея Родионова и Екатерины Троепольской. Но на большой сцене МХТ он развернулся вовсю и сделал ставку на шоу.

Режиссер, помимо прочего, вывел на сцену Мольера и Людовика в детстве (с огромными головами младенцев), а также их родителей — придворного обойщика Поклена (Алексей Агапов) и Анну Австрийскую (Павел Ващилин), которую выкатывают на колесиках словно памятник. Но все эти новые вставки и желание затронуть множество тем сразу скорее сбивают с толку. Автор сценической версии Михаил Дегтярев специализируется на современных формах — иммерсивных операх, перформансах, документальном театре, и его приемы литературного монтажа плохо подходят для постановки, созданной в общем и целом по принципам драматического театра. Так что она распадается на ряд разножанровых и плохо связанных друг с другом сцен.

Авторы спектакля не скупятся на «актуалочки»: он пересыпан фразами вроде «сделаем Францию снова великой», «культуру нужно держать в узде, а лучше на цепи», «читал и осуждаю», «я крепкий хозяйственник» и так далее.

И при этом очень боятся пафоса: стоит проявиться настоящему драматизму, как его тут же снимают попсовой музыкой, да еще репликой «фу, какие сладкие сопли». Так что у зрителя нет шансов проникнуться сочувствием хоть к кому-то из героев.

Не складывается и актерский ансамбль — каждый играет как может. Отлично придумана сцена появления помощника фокусника Захарии Муаррона: он вылезает из недр клавесина, словно ожившая мумия, разрывая на себе струны, и сыплет цитатами из классики, которых наслушался, прячась внутри инструмента. Но тут замечательный артист Сергей Волков, демонстрируя невероятную пластичность и способность к мгновенным сменам маски, повторяет приемы, найденные в спектакле Елизаветы Бондарь «Голод» в том же МХТ. А дальше играет уже в совершенно другом ключе. Александра Ребенок в роли бывшей любовницы Мольера Мадлены Бежар не очень справляется с драмой покинутой женщины, но уверенно «выдает Богомолова» в сцене собственных похорон, иронично обставленных как бенефис. Иван Волков, перешедший в МХТ из Александринки, в свою очередь, показывает серьезную драматическую школу, играя архиепископа Шаррона. Ну а Николаю Цискаридзе в роли блистательного Людовика и играть ничего не нужно: томные интонации, величественно-небрежные манеры и привычка снисходительно смотреть на людей сверху вниз даются звезде балета, бывшему премьеру Большого, лауреату двух Государственных премий и ректору Вагановской академии без видимого труда.

Главный вопрос постановки — кого в ней играет Константин Хабенский. 

Его Мольер не выглядит большим художником, не обладает личностным объемом, каким был, скажем, Мольер Юрия Любимова в телеспектакле Анатолия Эфроса. Это загнанный жизнью, уставший и потрепанный комедиант в нелепом парике, который всячески выслуживается перед высочайшей властью, льстит и угождает. Помимо булгаковской сцены с одой во имя короля, за которую Мольер тут получает не просто мешочек луидоров, а целый театр Пале-Рояль, режиссер вводит сцену репетиции поклонов — герой Хабенского учит артистов стелиться перед монархом и вельможами как можно ниже, «быть пылью», «пресмыкаться в хорошем смысле слова». И это раболепство он объясняет и оправдывает, конечно же, заботой о театре. В финале все по очереди произносят покаянные речи не только от имени персонажей, но и от себя лично: жанр, распространенный и в эпоху Булгакова (хотя сам писатель отказался каяться за «Мольера»), и в наше время, когда велик риск «войти не в ту дверь».

Оригинал статьи
Пресса
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024