ДраматургиВиктор Астафьев | Музей МХАТ показал комедию масок перед премьерой «Кабалы святош»Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 4.09.2025 В Зеленом фойе МХТ им. А. П. Чехова открылась яркая экспозиция Музея МХАТ «Играть! Антракт!», посвященная премьере спектакля «Кабала святош». Маски, костюмы, эскизы и закулисная дисциплина, основы которой заложил еще сам Станиславский. «Кабала святош» Юрия Квятковского в МХТ — четвертая по счету. О каждой из них рассказывают (а точнее, показывают) на выставке «Играть! Антракт!», но мы не увидим ни единой фотографии с постановок прошлых лет. Повествование ведется от лица (может, вернее сказать — руки или кисти?) художников, которые работали над постановками. Название «Играть! Антракт!» неслучайно. — В жизни не бывает антрактов, в жизни только жизнь от начала и до конца, — верно подмечает Павел Ващилин, директор Музея МХАТ, на открытии выставки, поясняя идею экспозиции, — а у актеров есть два режима — играть или антракт. А еще идея «музей+театр» уже не первый раз показывает, как прекрасно они могут друг друга дополнять. Эта выставка тому очередное подтверждение. Провести антракт в музее зрителям «подсказывает»… коврик! На полу у входа в Зеленое фойе театра расположили очаровательный ковер с крупной надписью «Антракт!». Тут уж не до буфета… Идем смотреть и сразу попадаем в таинственное для большинства зрителей закулисье. Здесь «завет» Константина Сергеевича Станиславского — объявление о порядке нахождения за кулисами театра. Тон строгий: «Напоминаю всем актерам и служащим МХАТ, что здесь, на лестнице, где стоит диван, и на сцене во время спектакля могут находиться только участники идущего акта». Или вот еще: «Напоминаю всем […] что комната ожидания — это не клуб, а место для подготовления к творчеству актеров перед самым выходом. Здесь не может быть ни посторонних лиц, ни посторонних разговоров. Здесь должно царить только искусство…» Другой любопытный фрагмент закулисья — репетиционные костюмы героев. Пока костюмов еще нет, артисты носят специальную одежду, которую здесь тоже показывают. Это простая черная юбка (на вид как платье на бретелях), черная обувь. Для грима тоже специальная одежда — рубашка и халат. На рубашке есть специальный глубокий вырез, чтобы при снятии не повредить прическу. А халат — вообще универсальная вещь! В костюмах артистам запрещено принимать пищу, поэтому можно накинуть халат, не снимая сценический наряд. А еще в халате тоже можно гримироваться. В месте, где «царит только искусство», мы имеем возможность прокатиться на машине времени. Дата первая — 1936 год. Эскизы Петра Вильямса и Николая Ульянова показывают пышную и помпезную атмосферу первой постановки «Мольера». Но напротив — уголок, посвященный самому автору произведения, Михаилу Булгакову, — другая сторона медали, судьба спектакля оказалась трагичной. Писатель закончил сочинение в 1929 году, затем — несколько лет репетиций, чтобы спектакль сняли со сцены после семи (всего лишь!) показов. Булгаков тогда работал в Художественном театре ассистентом режиссера, и запрет для него стал настоящим ударом — театр он покинул… О том печальном событии здесь напоминают цензорский экземпляр пьесы «Кабала святош», письмо Булгакова к Станиславскому от 22 апреля 1935 года, где писатель выражает свое несогласие с изменениями, внесенными в пьесу, и просит либо принять «Мольера» таким, каким его отдали, либо вернуть обратно. Рядом — посмертная маска Михаила Булгакова. К «Кабале святош» театр вернется еще не раз, но случится это нескоро. Вторую постановку осуществили в 1988 году, ею занимались режиссер Адольф Шапиро и художник Андрис Фрейбергс. Мольера играл Олег Ефремов, а Бутона — Олег Табаков, который в 2001 году, после ухода из жизни Ефремова, в новой версии «Кабалы святош» сам вышел в роли великого драматурга. Третью версию спектакля оформлял Юрий Хариков, чьи эскизы заметно выделяются на фоне остальных — художник не прорисовывает их детально, но рядом — эскизы «живые»: макеты костюмов по эскизам Харикова подготовили студенты Школы-студии МХАТ, а еще тут показывают наряды Олега Павловича из этой постановки, которого совсем недавно вся страна вспоминала по случаю его 90-летия. В этом смысле выставка «Играть! Антракт!» выступает как логическое продолжение, дополнение к выставке «Мое дело — играть!» в Доме-музее К. С. Станиславского в Леонтьевском переулке. Забавно, кстати, как перекликаются названия экспозиций! Над костюмами для четвертой постановки работал знаменитый отечественный дизайнер Игорь Чапурин, чьи рисунки мы можем разглядеть вблизи во время антракта — в Зеленом фойе и в сценическом воплощении — на сцене во время игры. Вишенкой на театральном торте выступают маски из коллекции актера Ивана Дергачева, который на открытии выставки показал небольшое представление в духе комедии дель арте (итальянская комедия масок). И здесь это «лирическое отступление» уместно, ведь маска как персонаж и сценический элемент проходит через все постановки «Кабалы святош» в Художественном театре. — В течение жизни мы все меняем маски, и в произведении Булгакова все персонажи тоже носят их, — объясняет Павел Ващилин ожидаемую, но неожиданную задумку, — зачастую маски прирастают к персонажам настолько, что они перестают существовать без них. Оригинал статьи Пресса Музей МХАТ показал комедию масок перед премьерой «Кабалы святош», Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 4.09.2025 Мольер снова выходит на сцену Художественного театра, Медиацентр МХТ, 1.09.2025 Лена Ясная, Лена Золотая
К 95-летию премьеры «Дней Турбиных», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 5.10.2021 Неизвестная пьеса Булгакова предсказала мировую войну, Карина Липская, Московский комсомолец, 2.06.2021 «Адам и Ева» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 31.05.2021 130 лет исполнилось со дня рождения Михаила Булгакова, видеосюжет Первого канала, 15.05.2021 Кто есть кто в «Театральном романе». Тайны самой злой книги Михаила Булгакова, официальный сайт Мэра Москвы, 19.06.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Театр, которого не было: «Бег» Михаила Булгакова во МХАТе, Ольга Федянина, Сергей Конаев, Коммерсантъ, 11.10.2019 Браво на ошибку: МХТ восстановил художественную справедливость, Светлана Наборщикова, Известия, 30.05.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 «Бег» в МХТ: Сергей Женовач исполнил мечту Булгакова, Анна Балуева, Собеседник, 23.05.2019 Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019 Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019 Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019 Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 «Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019 МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019 Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019 Режиссер Сергей Женовач представил свой первый спектакль на посту худрука МХТ им. Чехова, ТАСС, 14.05.2019 МХТ имени Чехова впервые поставил «Бег» Булгакова, ТАСС, 14.05.2019 Бал Воланда в прямом эфире, Андрей Васянин, Российская газета, 10.11.2016 Актер Игорь Золотовицкий откроет чтения «Мастера и Маргариты» 11 ноября, РИА Новости, 7.11.2016 В Новом Манеже открылась выставка, посвященная Михаилу Булгакову, видеосюжет телеканала «Культура», 29.10.2016 В «Новом Манеже» открылась выставка о жизни Булгакова, Дарья Буянова, Метро, 28.10.2016 «Явление незаконное». Загадочная и необъяснимая судьба Михаила Булгакова, Марина Мурзина, Аргументы и факты, 15.05.2016 К 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова, телеканал «Культура», 15.05.2016 Любил Москву как женщину, Александр Васькин, Независимая газета, 12.05.2016 К 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова, телеканал «Культура», 4.05.2016 Вторая жизнь спектакля МХАТа «Мертвые души». Экранизации Трауберга исполняется 55 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 30.06.2015 Как Булгакова заставляли корректировать текст пьесы Дни Турбиных, Независимая газета, 22.10.2014 «Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014 Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012 Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012 Патриаршие пруды новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011 МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011 МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Мастер и Маргарита», видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.09.2011 Московский Художественный театр имени Чехова представил новую версию булгаковского романа, видеосюжет Первого канала, 6.09.2011 В Камергерском переулке открылась выставка, посвященная Михаилу Булгакову и МХАТу 20-30-х годов, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.05.2011 Выставка, посвященная Булгакову и МХАТу, открылась в МХТ имени Чехова, РИА-Новости, 17.05.2011 Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011 Аншлаг и травля «Дней Турбиных», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 16.05.2011 Воспоминания о Мастере, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 15.05.2011 Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 «Михаил Булгаков. Чёрный снег» авторский цикл программ Анатолия Смелянского, телеканал «Культура», 15.05.2001 Письмо М. А. Булгакова Правительству СССР, 28.03.1930 Вечер воспоминаний о М. Булгакове. Выступление Нар.артита СССР В. Топоркова, Театрология. Старое радио |