Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Попали на «Кабалу»: МХТ имени Чехова открыл сезон премьерой по Булгакову

Зоя Игумнова, Известия, 5.09.2025
Константин Хабенский в образе Мольера, Николай Цискаридзе — короля Франции Людовика XIV. В МХТ имени Чехова вернулась «Кабала святош». Написанная Михаилом Булгаковым специально для этой сцены пьеса ставится здесь в четвертый раз. Теперь режиссером Юрием Квятковским. В зале — аншлаг, а билеты проданы на два месяца. Как прошла премьера и откуда такой ажиотаж — в материале «Известий».

Переиграть Табакова

Интерес к новому спектаклю МХТ имени Чехова «Кабала святош» — грандиозный. Билеты на премьерные показы раскуплены. Причем цены на лучшие места были сопоставимы со стоимостью проходки в Большой — 35 тыс. рублей. Спекулянты тоже подсуетились. Билет в десятый ряд партера на 5 сентября перепродают за 115 тыс. Последний ряд балкона на 17 октября стоит около 12,8 тыс.

Спектакль по пьесе Булгакова ставили в Художественном театре несколько раз. Впервые Михаил Афанасьевич познакомил труппу Художественного театра со своей новой работой о Жане-Батисте Мольере в 1930 году, но зрителя она нашла нескоро. Как когда-то запрещали «Тартюфа» авторства великого француза, так и работа Булгакова, героем которой он стал, сразу оказалась под пристальным вниманием цензоров.

Впервые за нее взялся режиссер Николай Горчаков. Через пару месяцев репетиций ее запретили. И только вмешательство Горького и обращение Булгакова к Сталину вернуло «Кабалу святош» на сцену. Но всё равно, спектакль сыграли всего семь раз. В 1988-м за «Кабалу святош» взялся Адольф Шапиро. Он сделал спектакль на Олега Ефремова, Иннокентия Смоктуновского и Наталью Тенякову. А в 2001-м он представил ее в обновленной версии с Олегом Табаковым в роли Мольера, который в спектакле 1988 года выходил в роли Жан-Жака Бутона.

Версия Юрия Квятковского — четвертая. Теперь Мольера играет худрук МХТ имени Чехова Константин Хабенский. В образе короля Франции Людовика XIV на драматической сцене дебютировал Николай Цискаридзе.

— Людовик XIV придумал мою профессию, это он создал балет, то, что сейчас существует — его выдумка, — говорит Николай Цискаридзе. — И вдруг Хабенский предложил мне эту роль в спектакле МХТ. Мне немного не по себе, потому что я в этих стенах и в этой роли видел Иннокентия Смоктуновского. Я никогда не мог представить, что и я однажды выйду на эту сцену.

Имени народного артиста в афише не значится. В программке роль Людовика исполняет не Николай Максимович, а Максим Николаев. Такой он придумал себе псевдоним. 

Задействованы также Александра Ребенок (Мадлена Бежар), Сергей Волков (Муаррон), Иван Волков (архиепископ Шаррон), Игорь Хрипунов (Бутон), Павел Ващилин (Анна Австрийская), Валерий Трошин (Декарт), Алексей Агапов (Поклен), Иван Дергачев (Дю Круази).

Появляется и новый персонаж. Драматург Михаил Дегтярев дополнил постановку фрагментами романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера». Так в «Кабале святош» возник автор в исполнении молодого артиста Ильи Козырева. В трупе актер два года, и без него не обходится ни одна премьера. У молодого человека — 14 названий из репертуара. Столько нет даже у худрука: Константин Хабенский появляется в десятке постановок.

Кунсткамера или покои короля

Ожидания зрителей, готовых к хрестоматийной пьесе Булгакова, были не до конца оправданы. На сцене — качели. В центре — две гигантских головы. Позади — стеллаж, на полках которого жуткие пупсы, напоминающие уродцев в банках из анатомической коллекции Кунсткамеры. Такие же головастые малыши возились на авансцене. Один — из простых, будущий драматург Жан-Батист Мольер. А второй — золотой мальчик, будущий Король-Солнце Людовик XIV.

Художник спектакля Николай Симонов использовал образ страшного пупса в оформлении всего действия. Такой в спектакле появляется на барельефах театра Мольера. Во втором акте Людовик прогуливается по саду вдоль кустов, выстриженных в виде детских голов, напоминающих здесь каучуковые скульптуры Самуэля Сальседо в парке Les Jardins d’Étretat в городе Этрета. Работа по созданию атмосферы Франции XVII века проделана большая. Созданы интерьеры собора, где исповедует архиепископ, а также орудия, которыми святая инквизиция пытает неверных: колесо с шипами, «кресло ведьм» со штырями.

Особую роль в спектакле играют костюмы. Создал их российский модельер Игорь Чапурин. Только Людовик XIV меняет образ шесть раз. Один роскошней другого. Король — в золотом, в синем, в белом, в бирюзовом. Есть и особенная деталь. Константин Хабенский передал Николаю Цискаридзе перстень, который когда-то надевал в «Кабале святош» Олег Павлович Табаков. Сегодняшний Людовик предстает перед зрителем величественным, властным, невозмутимым.

— Франция перед вами в кресле, — произносит король, принимая у себя во дворце Мольера. — Она ест цыпленка и не беспокоится.
— Во всем мире только вы один можете так сказать, — отвечает Мольер.

Несмотря на лизоблюдство, кара настигает драматурга. Любимого сочинителя, комедианта Людовик низвергает не задумываясь, узнав о преступлении Мольера против церкви. Жан-Батист женился на молоденькой актрисе Арманде, которая оказалась его дочерью. Мать девушки Мадлена Бежар — прима его труппы — не знала, кто настоящий отец, и выдавала наследницу за сестру. Из-за кровосмешения до года не дожили двое детей Мольера и Арманды. Безбожнику был уготован страшный конец. Мадлена умерла. Его молодая супруга спуталась с названным сыном Мольера Муарроном. Застигнутый врасплох любовник и сдал архиепископу главную тайну «отца». Но несмотря на санкции монарха, Мольер в итоге прощает доносчика Муаррона.

Режиссер решил, что в этом спектакле прощения достойны не только Муаррон. В финальной сцене в первую очередь извиниться должен Мольер перед молодым повесой-стукачом. А затем актеры театра Чехова признаются, что у каждого есть моменты в жизни, когда покаяние необходимо. «Язык мой — враг мой», — рассудили лицедеи.

— Я призываю всех не повторять моих ошибок, и думать своей головой, если она есть, — каялась Анна Австрийская.

— Я Илья Козырев, актер, играющий за автора в этой пьесе, прошу прощения за драматурга, который исправил и переписал текст «Кабалы святош», — подхватил артист. — Искренне извиняюсь за подтасовку исторических фактов в угоду художественному вымыслу. Сам не понимаю, как это могло произойти. По всей видимости, затуманился разум. Простите, бога ради.

— Я, Константин Юрьевич де Мольер, художественный руководитель этого театра искренне прошу извинить меня за всё это. В погоне за достижениями, амбициями, успехом, стерлась грань дозволенного. Понимаю, народный артист должен тщательней подбирать слова. Мне предстоит еще проанализировать. Но мне искренне стыдно перед всеми, кто посмотрел этот спектакль. Возможно, поверили в него. Я раскаиваюсь в содеянном. Еще раз приношу свои извинения потерпевшим и тем, кто ушел в антракте.

И зрители простили. Овацией они благодарили артистов.

Оригинал статьи
Пресса
После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025
«Пресмыкайся — уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004