Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

В МХТ им. Чехова поставили «Кабалу святош» с Цискаридзе в роли Людовика XIV

Нина Дымченко, Российская газета, 5.09.2025
Пьесу Михаила Булгакова «Кабала святош» ставят в МХТ им. Чехова уже в четвертый раз — и худрук театра Константин Хабенский уверен: «Нет, эта тема еще не исчерпана».

Первую «Кабалу святош» когда-то ставил — репетировал пять лет — Николай Горчаков, ученик Станиславского. Автор, Булгаков, значился ассистентом режиссера. Долго спорили. Станиславскому не нравилось, что в пьесе «слишком много интимности, мещанской жизни, а взмахов гения нет». Наконец, в 1936 году премьера состоялась — и сразу же, после семи представлений, спектакль закрыли. Сверху было предписание. Что так пугало — сам герой, комедиант Мольер? Автор Булгаков, очень уж напоминавший своего героя? Или те самые ужасные «интимности»?

Так или иначе, Булгакову пришлось покинуть МХАТ. 

Лишь через полвека с лишним «Кабале святош» удалось вернуться на сцену этого театра. Постановки Адольфа Шапиро с Олегом Ефремовым в 1988 году и Олегом Табаковым в 2001-м стали знаковыми — так что накануне нынешней премьеры о них, конечно, вспомнили не раз. Теперь за «Кабалу святош» взялся Юрий Квятковский, режиссер-новатор и экспериментатор.

Худрук Хабенский объясняет: «Возвращение пьесы вполне соответствует традиции Художественного театра. Пьеса была написана для МХАТ, и изучение этого материала далеко не закончено. Тем более что у нас не в чистом виде „Кабала святош“ — скорее, материя, сотканная из самой пьесы, из „Жизни господина де Мольера“ того же Булгакова и из архивных документов музея».

В предыдущих постановках главную роль играли исключительно художественные руководители театра, Ефремов и Табаков. Вот и теперь Мольер на сцене – Константин Хабенский. Сравнений с предшественниками он не боится: «В этом тоже некий знак, и пока есть силы, можно его использовать».

Мольер Хабенского, в отличие от величественного Ефремова и до конца сохраняющего внутреннее достоинство Табакова, местами откровенно язвителен, местами заискивает перед Людовиком, учит других, как правильнее кланяться… А потом — «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» — направляет в зал огромное зеркало. И при этом всем в герое сохраняется гениальность художника, которому приходится балансировать между творческой свободой и «рукой», эту свободу дарующей.

Переплетение сюжетов пьесы, книги о Мольере, булгаковской биографии и писем делает еще нагляднее параллели двух писательских судеб. Жанр спектакля обозначен как трагифарс. Режиссер Квятковский подчеркивает: в каждом герое важно обнаружить «кабалу» — свою болезненную зависимость, отравляющую жизнь.

«Мои мучения с пьесой продолжаются, несмотря на то, что это — Мольер, XVII век, и современность в ней я никак не затронул», — говорит со сцены актер Илья Козырев в образе Булгакова. Он же здесь — Лагранж, верный друг и секретарь Мольера, в реальной жизни издавший его первое собрание сочинений. В пьесе актеры называют его «Регистром».

Два друга в воспоминаниях Регистра выплывают из детства — с огромными мордашками «пупсов» из папье-маше на головах у молодых актеров, Всеволода Корникова и Веры Ефремовой. Тут же и отец Мольера, Поклен (Алексей Агапов), придворный обойщик и ростовщик, содержавший вдобавок на первых порах блестящий театр сына. Тут и Анна Австрийская (Павел Ващилин), набожная королева, которая напутствует сына, молодого Людовика, словами Макиавелли о сильном государе — чем комичнее она, тем опаснее.

Переплетения во всем — происходящее на сцене с легкостью напоминает и французских комедиантов, и итальянскую комедию дель арте, и, конечно, русский психологический театр. Как замечает режиссер, эта градация — от игрового театра к искусству переживания — выстроена осознанно. И сценография под стать: абсолютизм, «тяжелая пышная мощность эпохи» — в сочетании с цирковой эксцентрикой.

Главный художник МХТ Николай Симонов создал несколько версий роскошного пространства для разных картин. Например, в начале все заставлено шкафами с куклами – а перед появлением императора на гигантский камзол в глубине сцены по колосникам «взбирается» парик. Версальские деревья и кусты в саду императора подстрижены в форме голов все тех же «пупсов».

Костюмы для спектакля создал модельер Игорь Чапурин. Главный художник МХТ Николай Симонов выстроил пространство, которое заставлено шкафами с куклами — а на гигантский камзол в глубине сцены по колосникам «взбирается» парик. Версальские деревья и кусты подстрижены в форме голов все тех же «пупсов». Это важно режиссеру как напоминание: что король Людовик, что Мольер — все вышли из детских и наивных «игр».

Главный сюрприз спектакля — в роли Людовика XIV дебютирует народный артист Николай Цискаридзе. В программке ректор Вагановской балетной академии и экс-премьер Большого значится под псевдонимом «Максим Николаев». Цискаридзе объясняет: «Лет двадцать назад в одном интервью я пошутил, что никогда не выйду на какую-нибудь сцену, кроме балетной, под именем Николая Цискаридзе — оно для многих связано исключительно с Большим театром».

В книге Булгакова «Жизнь господина де Мольера» его еще когда-то в юности зацепила фраза, которую Цискаридзе принял и на свой счет: «Когда появляются гении, вся серость объединяется против них».

Что касается его героя, Людовика XIV, Цискаридзе «может уже лекции читать». Тем более что именно при этом императоре в Париже появилась Королевская академия танца, заложившая основы балета как искусства. «Он мне безумно интересен. И вся роль оказалась очень злободневной…» — говорит артист. Его величественный Людовик, естественно, с балетной осанкой, — бескомпромиссный и жестокий эстет, в котором нет ни капли жалости к подданным. Кстати, Цискаридзе говорил журналистам, что каждый, кто является руководителем, «отчасти и является Людовиком».

Актриса Александра Ребенок играет Мадлену Бежар — это ее героиня в спектакле приводит поначалу «деревянного» Мольера за кулисы, в магический мир театра. По словам артистки, все это сложное смешение жанров, стилей, школ в одном спектакле продиктовано самим Булгаковым — потому здесь неслучайно и появление звезды балета Николая Цискаридзе, и артиста Cirque Du Soleil Андрея Кислицына…

«Помимо рассказов об актерской судьбе, мы затрагиваем вопрос человеческих отношений. Насколько они должны быть близки, насколько они во главе угла… Но вообще это история о всепрощении. Нужно уметь прощать друг друга — к этому мы и подводим зрителя», — подытоживает Константин Хабенский. 

Кстати

В Зеленом фойе МХТ им. Чехова, музее МХАТ, к премьере открылась выставка «Играть! Антракт!», посвященная всем четырем постановкам «Кабалы святош».

Из фондов Дома-музея Станиславского — посмертная маска Булгакова. Здесь же - подписанная цензором рукопись. Нервная переписка автора со Станиславским. Эскизы костюмов и декораций разных лет — от Николая Ульянова, Петра Вильямса, Андриса Фрейбергса, Юрия Харикова. Здесь даже части реквизита новой постановки — говорят, их будут забирать в день спектакля.

Отдельное место занимают маски из коллекции Ивана Дергачева, исполняющего роль актера мольеровской труппы Дю Круази. Директор музея МХАТ Павел Ващилин говорит: «Все мы в жизни меняем маски. Они важны и на этой выставке, и в произведениях Булгакова. Все его персонажи носят маски, зачастую даже забывая, где они сами, где их „персонаж“. Так и живут, и существуют в масках».

Оригинал статьи и фоторепортаж
Пресса
После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025
«Пресмыкайся — уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004