Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Мнимый Мольер

Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
МХТ им. Чехова открыл сезон громкой премьерой — «Кабалой святош» Булгакова в постановке Юрия Квятковского. Но зрительский ажиотаж и космические цены на билеты спектаклю обеспечили в первую очередь исполнители главных ролей — Константин Хабенский в роли Мольера и Николай Цискаридзе, дебютирующий на драматической сцене в роли короля Людовика. О том, как в булгаковской пьесе преломилась сегодняшняя реальность, рассказывает Марина Шимадина.

Режиссер Юрий Квятковский вместе с драматургом Михаилом Дегтяревым создали на основе пьесы собственную сценическую версию, дополнив ее разнообразными текстами от Декарта до святого Августина, а также историческими параллелями. В анонсе обещан «временной фрактал» между эпохой Мольера, советским временем и нашими днями. Действительно, под видом одного из персонажей пьесы, летописца Регистра, в постановку введено лицо от автора (Илья Козырев), в котором угадывается Булгаков. Параллельно действию он строчит что-то в блокноте, видимо сочиняя на ходу пьесу, а потом вступает в схватку с суфлером, требующим заменить в тексте «бессудную тиранию» на «королевскую тиранию» (такие правки писателю пришлось внести по требованию цензуры). Но все же атмосферы 1930-х годов тут почти нет, а из современных реалий есть только пиджак Константина Хабенского, в котором он появляется ближе к финалу.

В постановке 1936 года художник Петр Вильямс пытался передать «атмосферу тяжелой пышной мощности эпохи» с помощью сверкающего золота и парчи. Николай Симонов пошел по тому же пути барочной избыточности: алые бархатные занавесы с инициалами КС наверху (то ли «Кабала святош», то ли Константин Станиславский, то ли «король-солнце»), позолоченные пупсы, огромные истуканы, пыточные машины… Костюмы дизайнера Игоря Чапурина — словно с модного дефиле, а уж наряды короля Людовика с огромной шляпой, которую придерживают придворные,— настоящий «тяжелый люкс». В общем, все дорого-богато, чтобы не стыдно было показывать за 35 тыс. руб., до которых доходит официальная стоимость билета в партере. За эту цену публике предлагают целый парад аттракционов — то придворный балет с фейерверками, то эффектное обрушение софитов в финале.

Юрий Квятковский всегда тяготел к зрелищному театру, хотя раньше ставил в основном на камерных площадках — в «Практике», Центре имени Мейерхольда (впрочем, успел поработать и в Росгорцирке). В числе самых известных его проектов — хип-хоп-опера «Копы в огне», «Занос» по Сорокину, иммерсивный «Норманск» по братьям Стругацким, «Сван» и «Зарница» по текстам Андрея Родионова и Екатерины Троепольской. Но на большой сцене МХТ он развернулся вовсю и сделал ставку на шоу.

Режиссер, помимо прочего, вывел на сцену Мольера и Людовика в детстве (с огромными головами младенцев), а также их родителей — придворного обойщика Поклена (Алексей Агапов) и Анну Австрийскую (Павел Ващилин), которую выкатывают на колесиках словно памятник. Но все эти новые вставки и желание затронуть множество тем сразу скорее сбивают с толку. Автор сценической версии Михаил Дегтярев специализируется на современных формах — иммерсивных операх, перформансах, документальном театре, и его приемы литературного монтажа плохо подходят для постановки, созданной в общем и целом по принципам драматического театра. Так что она распадается на ряд разножанровых и плохо связанных друг с другом сцен.

Авторы спектакля не скупятся на «актуалочки»: он пересыпан фразами вроде «сделаем Францию снова великой», «культуру нужно держать в узде, а лучше на цепи», «читал и осуждаю», «я крепкий хозяйственник» и так далее.

И при этом очень боятся пафоса: стоит проявиться настоящему драматизму, как его тут же снимают попсовой музыкой, да еще репликой «фу, какие сладкие сопли». Так что у зрителя нет шансов проникнуться сочувствием хоть к кому-то из героев.

Не складывается и актерский ансамбль — каждый играет как может. Отлично придумана сцена появления помощника фокусника Захарии Муаррона: он вылезает из недр клавесина, словно ожившая мумия, разрывая на себе струны, и сыплет цитатами из классики, которых наслушался, прячась внутри инструмента. Но тут замечательный артист Сергей Волков, демонстрируя невероятную пластичность и способность к мгновенным сменам маски, повторяет приемы, найденные в спектакле Елизаветы Бондарь «Голод» в том же МХТ. А дальше играет уже в совершенно другом ключе. Александра Ребенок в роли бывшей любовницы Мольера Мадлены Бежар не очень справляется с драмой покинутой женщины, но уверенно «выдает Богомолова» в сцене собственных похорон, иронично обставленных как бенефис. Иван Волков, перешедший в МХТ из Александринки, в свою очередь, показывает серьезную драматическую школу, играя архиепископа Шаррона. Ну а Николаю Цискаридзе в роли блистательного Людовика и играть ничего не нужно: томные интонации, величественно-небрежные манеры и привычка снисходительно смотреть на людей сверху вниз даются звезде балета, бывшему премьеру Большого, лауреату двух Государственных премий и ректору Вагановской академии без видимого труда.

Главный вопрос постановки — кого в ней играет Константин Хабенский. 

Его Мольер не выглядит большим художником, не обладает личностным объемом, каким был, скажем, Мольер Юрия Любимова в телеспектакле Анатолия Эфроса. Это загнанный жизнью, уставший и потрепанный комедиант в нелепом парике, который всячески выслуживается перед высочайшей властью, льстит и угождает. Помимо булгаковской сцены с одой во имя короля, за которую Мольер тут получает не просто мешочек луидоров, а целый театр Пале-Рояль, режиссер вводит сцену репетиции поклонов — герой Хабенского учит артистов стелиться перед монархом и вельможами как можно ниже, «быть пылью», «пресмыкаться в хорошем смысле слова». И это раболепство он объясняет и оправдывает, конечно же, заботой о театре. В финале все по очереди произносят покаянные речи не только от имени персонажей, но и от себя лично: жанр, распространенный и в эпоху Булгакова (хотя сам писатель отказался каяться за «Мольера»), и в наше время, когда велик риск «войти не в ту дверь».

Оригинал статьи
Пресса
После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025
«Пресмыкайся — уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004