ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Во власти арт-бульвараНаталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025 В одной из не принадлежащих перу Булгакова реплик спектакля (там этого много, в афише честно сказано «по мотивам») мы слышим: «Это вам не бульвар». Тут МХТ, разумеется, весело рефлексирует сам себя. А тем временем на его большой сцене в последние годы пышно цветет так называемый «большой стиль»: чумовые декорации и костюмы, сногсшибательный свет-свет, упоенное лицедейство. Вот и в «Кабале святош» этот самый стиль просто-таки царит. Намеренно, конечно. Лежащая в основе спектакля пьеса Михаила Булгакова ведь написана про театр, часть действия происходит в парижском Пале-Рояле, события приходятся на период правления Людовика ХIV со всей его неуемной роскошью.Помнится, в одноименном спектакле Малого театра (2009 год) художник Станислав Бенедиктов тоже намеренно создал декорации, исполненные пышности, позолоты, тяжелой красной материи — все это давило на Мольера, не давало ему дышать. К этому спектаклю, а также к двум другим, вышедшим по этой пьесе спустя восемь лет, я еще вернусь. А сейчас надо рассказать, как замечательный художник Николай Симонов сделал анфиладу плотных бархатных занавесов, как он поставил в глубине позолоченные головы неких «божков», как исповедальную будку в католическом храме, где служит архиепископ де Шаррон, превратил в барочное чудище с тесно сгрудившимися на крыше бестиями. Надо рассказать и то, как художник по костюмам Игорь Чапурин щедро снабдил действующих лиц и диковинными шляпами, и курчавыми париками, и пышными камзолами. Как сценограф и художник по костюмам придумали маму Людовика Анну Австрийскую, которая затянута в огромное, сошедшее с классических полотен черное платье и выезжает на сцену, стоя на платформе. Однако вся эта намеренная и, безусловно, ироническая помпезная среда на нынешнего Мольера, кажется, вовсе и не давит. Наверное, тут и пора вспомнить, как в 2001 году один, а в 2009 еще два художественных руководителя трех крупных столичных театров сыграли булгаковского Мольера: Олег Табаков в МХТ, Александр Ширвиндт — в Театре Сатиры и Юрий Соломин — в Малом. Время для пьесы, чья сквозная и доминирующая тема — художник и власть — было совсем не подходящим. Этот кровоточащий для всей советской культурной истории конфликт именно в тот недолгий период стал у нас не актуальным: ни цензуры, ни идеологического диктата не было, разве что остро стоял вопрос о финансовом обеспечении творчества. И если в постановках позднего советского периода, где крупные артисты и режиссеры (Ефремов, Юрский, Любимов в телеспектакле Эфроса) играли, в сущности, самих себя, а главная коллизия булгаковского текста читалась недвусмысленно, то теперь пьеса мельчала прямо у нас на глазах, ибо, про что ее было играть-то? Во всех трех спектаклях играли про саму материю театра, про вечную Голгофу таланта и, к тому же лидера театрального коллектива. Ну, хоть так, тем более что и такая тема в пьесе, несомненно, есть. Надо признать, играли ее народные артисты-худруки отменно: Ширвиндт — безмерную усталость, Соломин — почти физически непосильную ношу, а Табаков — ловкую хозяйственность и забиячливый гонор насквозь театрального человека. А нынче, как говорится, погляди вокруг… Кажется, берешь оригинал, написанный в 1929 году, ставишь, не вымарывая ни запятой, и все — прямо в яблочко. Увы, это нам только кажется. Режиссеру Юрию Квятковскому не откажешь ни в уме, ни в общественном чутье — препарировать на полном серьезе романтический, в сущности, конфликт художника с лукавой властью и железобетонной идеологией он не взялся. Сама ладно скроенная, литературно безупречная булгаковская пьеса, видимо, показалась ему и архаичной, и не совсем соответствующей моменту. И тогда он позвал драматурга Михаила Дегтярева. Они вместе прошлись по тексту, убрали ряд второстепенных персонажей (вроде одноглазого маркиза Помолись, который преследовал Мольера), дописали ряд сцен, добавили из романа «Жизнь господина де Мольера», из служебных записок МХАТа, свидетельствующих о многострадальной истории той, первой постановки 1936 года. Они свели воедино Регистра ла Гранжа с самим Михаилом Булгаковым (эту роль отлично исполняет Илья Козырев). Они добавили и из Декарта с Сенекой, и из Бердяева, и из Савонаролы и даже из Льва Толстого. Они насытили текст репликами на злобу дня. Ну, например, Анна Австрийская, напутствуя сына на царствование, говорит: «Франция снова будет великой». И т. д., и т. п… Вместо стройной и трагико-романтической истории грешного театрального гения, вынужденного пресмыкаться перед умной, изощренной властью и загубленного, по словам того же Регистра, Кабалой и Судьбой, в МХТ вышел невообразимый микст на тему жизни театра в эпоху, когда любая история повторяется в виде фарса. Да и сама эпоха, наша с вами, чего уж там, весьма правдиво выглядит эдакой смесью барокко с бараком. Есть ряд, прямо скажем, умных и точных сцен. Начиная с пролога, с двух младенцев, увенчанных огромными головами и сидящих на гигантских качелях — одному уготована судьба Короля Солнце, другому же — гениального комедиографа и комедианта. Продолжая Мадленой Бежар в отличном исполнении Александры Ребенок, ее предсмертной исповедью у архиепископа, после которой разворачивается длинная, пафосная и фальшивая сцена похорон «большой актрисы» — вся в белом, хорошо поставленным голосом она сообщает, как отдала на алтарь театра всю свою жизнь. Есть примечательная сцена, где Жан-Батист муштрует своих артистов в искусстве поклона: ниже, еще ниже, еще… Заметим, ни одного отрывка из мольеровских пьес здесь не играют (а обычно в спектаклях всегда что-нибудь да вставляли), зато долго-долго упражняются в ремесле неизбежного лизоблюдства. Тут только Муаррон — Сергей Волков, этакий трикстер, вылезает, совершенно продрогший, из клавесина и сыплет в пустоту хрестоматийными репликами классических пьес: Островский, Шекспир, Чехов… Бредит парень актерской славой и получит-таки от Мольера роль Тартюфа. Получается, что материи театра как такового, ради которой в том числе множество режиссеров бралось за эту пьесу, в спектакле как бы и нет. Театральность, причем алчная и разудалая, разлита по всем углам, впрыснута во всех действующих лиц, включая Людовика и архиепископа, даже уже упомянутую королеву Анну играет мужчина (Павел Ващилин), но не в собственно мольеровскую труппу, не в ее будни и поденщину. Нам преподносят сюжет не столько про сам театр как организм, сколько про тотальную карнавализацию жизни, про эдакий тотальный «арт-бульвар», постепенно вытесняющий реальные ландшафты и подлинные архитектурные достопримечательности. Иван Волков роскошно играет декоративного высокопоставленного святошу, доходящего в своей проповеди до каких-то истерических тремоло, да вдобавок под истрепанную до дыр музыку из кантаты «Кармина Бурана». Максим Николаев, за псевдонимом которого скрывается сам Николай Цискаридзе (вот и пришел черед изюминки нового спектакля МХТ) безупречно воплощает в короле Людовике шикарную декоративную фигуру. Осанка, походка, голос, интонации… Ноги в тонких королевских чулках, от которых невозможно оторвать глаз! Впрочем, не будем же мы здесь всерьез обсуждать недюжинные кондиции выдающегося танцовщика! Лучше замечу: когда он тончайшим и точнейшим образом провел сцену, где унижает предателя Муаррона, я утвердилась в собственных подозрениях относительно драматических способностей балетного артиста Цискаридзе. Будь у него здесь более сложная и глубокая задача, думаю, он бы и с нею справился. А что же Жан наш Батист? Что же центр спектакля, роль которого в МХТ традиционно играли худруки, и Константин Хабенский продолжает традицию? Артист в отличной физической форме, он прекрасно двигается и мгновенно меняет эмоциональные регистры. Но, поскольку у авторов спектакля не было задачи рассказать о романтико-трагической судьбе «окровавленного мастера» (выражение самого Булгакова в адрес Мольера), личность выдающуюся, а потому и притягательную Хабенский не играет. Новый спектакль МХТ, кажется, вообще не про столкновение сильных личностей и даже не про драму вечных поклонов и прогибов. Не выручает здесь и присутствие на сцене самого автора пьесы с фрагментами его творческих мытарств в стенах государственного театра. Если за оригиналом пьесы «Кабала святош» стояла реальная трагедия покровительства Булгакову со стороны Сталина, любившего-таки театральное искусство и душившего его в своих объятиях, то за нынешней версией стоит совсем иная, во многом рандомная, никак не возвышенная и по большей части трэшевая общая ситуация. Тут, повторюсь, в прозорливости режиссеру Квятковскому не откажешь. А все же жаль и «окровавленного мастера», и изощренного Людовика, и неистового Шаррона, и всю мольеровскую труппу, сыгранную отличными артистами достаточно поверхностно и почти что в проброс. Жаль знаменитого монолога больного и растоптанного Мольера в адрес сатрапа короля — здесь он так растянулся, что, в конечном счете, тоже превратился в фарс. Жаль, пусть и душещипательного, но сущностного момента — комедиант Жан-Батист Мольер у Булгакова умирает прямо на сцене, во время спектакля. А здесь к финалу, точнее, к финалам, которых можно насчитать с десяток, все настолько смешалось в невообразимый компот, что уж и не поймешь, помер ли великий артист и драматург. Под самый конец все действующие лица начинают просить прощения друг у друга и у публики. За исключением короля, который прямо говорит, что ему не в чем раскаиваться. Это смешно, вполне актуально и даже в точку. Жаль, за стенами театра к данной минуте уже наступила ночь. В этой связи ставший уже знаменитым рекламный ролик МХТ про перчатки, приглушающие аплодисменты, а, следовательно, и реакции зрителей, звучит куда более ясно и по смыслу, и по цели высказывания. Начала я рецензию с бульвара, бульваром и закончу. Продравшись по Камергерскому переулку сквозь кадушки с кустами, в тени которых не видимые прохожими бомжи спокойно справляют свою нужду, доехала до метро «Кропоткинская» и вышла на Гоголевский бульвар. Передо мной высилась пластиковая шахматная королева величиной с двухэтажный дом… Оригинал статьи Пресса После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025 Франция не беспокоится: «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Наталья Шаинян, Театрал, 14.09.2025 «Пресмыкайся уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025 Премьера «Кабала святош» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 8.09.2025 Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025 Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025 Цискаридзе в роли «короля-солнца» — и чем еще впечатляет «Кабала святош» в МХТ, Наталья Витвицкая, Афиша Daily, 5.09.2025 В МХТ им. Чехова поставили «Кабалу святош» с Цискаридзе в роли Людовика XIV, Нина Дымченко, Российская газета, 5.09.2025 Попали на «Кабалу»: МХТ имени Чехова открыл сезон премьерой по Булгакову, Зоя Игумнова, Известия, 5.09.2025 На сцену МХТ имени Чехова возвращается спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош», видеосюжет Первого канала, 3.09.2025 Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025 Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 «Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025 В кино и на сцене: начинаются премьерные показы спектакля Хабенского и Цыпкина «Жил. Был. Дом.», Яна Ларина, RT на русском, 14.05.2025 «Двадцать дней без войны» в МХТ имени А. П. Чехова: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага…», Юлия Бурулёва, WORLD PODIUM, 13.05.2025 «Обострённое чувство жажды жизни»: в МХТ поставили спектакль «20 дней без войны» по Симонову, Яна Ларина, RT на русском, 8.05.2025 «Чайка» Константина Хабенского в МХТ: фоторепортаж с премьеры, Театрал, 6.12.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Премьера «Стоики» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Татьяна Власова, Театрал, 30.04.2024 Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 Громкая премьера в МХТ имени Чехова — панк-комедия «Как вам это понравится?», видеосюжет Первого канала, 2.12.2023 МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023 Любовь в девятом ряду. О чем могут думать Он и Она на юбилейном спектакле МХТ им. Чехова?, Инга Бугулова, Российская газета, 28.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023 МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 «Дядя Ваня» в МХТ им. Чехова: «Когда нет настоящей жизни, проживу миражами», Елена Вилле, Мир 24, 19.05.2023 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 Прислуга в пачках говорит на французском: новое видение чеховского «Дяди Вани», видеосюжет Пятого канала, 22.03.2023 «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова, Инесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 «Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023 «Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню», Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023 Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023 В МХТ имени Чехова представили литературно-музыкальный вечер «Истории любви», видеосюжет телеканала «Культура», 29.01.2023 Ноты про тексты: как МХТ им. Чехова открыл юбилейную программу 125-го сезона, Марина Иванова, Известия, 28.01.2023 Константин Хабенский, Игорь Золотовицкий, Кристина Бабушкина, Артём Быстров и другие артисты в Рождественском концерте МХТ им. А. П. Чехова, Ok!, 10.01.2023 МХТ им. Чехова представил новую версию спектакля «Контрабас» с другим главным героем, ТАСС, 15.04.2022 Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище, Екатерина Сивцова, Театрал, 28.09.2021 На Новодевичьем открыли памятник Олегу Табакову из мрамора и стекла. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 27.09.2021 Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021 Звёзды открыли памятник Олегу Табакову на Новодевичьем кладбище. Фоторепортаж Сергея Булкина, News.ru, 27.09.2021 Мрамор и хрусталь: на могиле Олега Табакова открыли памятник, видеосюжет телеканала «Мир 24», 27.09.2021 На Новодевичьем кладбище Москвы установили памятник Олегу Табакову, видеосюжет телеканала ТВЦ, 27.09.2021 На могиле Олега Табакова на Новодевичьем кладбище открыли памятник, ТАСС, 27.09.2021 «Ему бы это понравилось»: на могиле Табакова на Новодевичьем кладбище открыли памятник из камня и зеленого мрамора, Наталья Михеева, Телепрограмма, 27.09.2021 Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020 «Человек-подушка» — страшная сказка Мартина МакДонаха и Кирилла Серебренникова, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.01.2019 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 Спектакль «ХХ век. Бал»: Ирина Пегова станцует яблочко и выступит на конкурсе железнодорожниц, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2018 В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018 XX век глазами Эрнста: репрессии, груз-200, оттепель и костюмы Александра Васильева в МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 5.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018 МХТ им. Чехова завершает год работой режиссера Сигаловой «ХХ век. Бал», РИА Новости, 5.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018 В метро запустили поезд в честь юбилея МХТ имени А. П. Чехова, официальный сайт Мэра Москвы, 3.11.2018 «А вы ноктюрн сыграть могли бы
», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018 Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018 Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018 Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018 Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 МХТ им. Чехова отметил 150-летие Максима Горького, Российская газета, 1.04.2018 Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018 Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018 «Боюсь стать Колей». Моменты. Фоторепортаж Екатерины Цветковой с репетиций и премьеры спектакля, 25.05.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 В мэрии деятелям культуры вручили ежегодную премию столицы, Вечерняя Москва, 8.09.2016 В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016 «Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016 Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016 Танец на граблях, или В стране невыученных уроков, Ирина Алпатова, Театр, 24.01.2016 Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016 Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016 «Бунтари» в фотографиях Геннадия Усоева, 18.12.2015 «Бунтари». МХТ. Фоторепортаж Сергея Милицкого, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Владимира Майорова, 17.12.2015 МХТ им. Чехова в декабре представит рок-спектакль «Бунтари», РИА Новости, 17.12.2015 Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015 Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015 Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015 В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015 Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015 Табаков заявил, что вручает премии за талант и рад наградам учеников, РИА Новости, 20.03.2015 Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015 Олег Табаков вручил свою именную премию Звягинцеву и Серебрякову, РИА Новости, 20.03.2015 Табаков вручил свою премию Андрею Звягинцеву"за любовь к героям фильма «Левиафан», Ольга Свистунова, ТАСС, 20.03.2015 По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014 Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014 Все в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 МХТ имени Чехова представляет первую премьеру нового сезона "Трамвай «Желание» Тенессии Ульямса, видеосюжет Первого канала, 5.09.2014 Художник Николай Симонов: «Мне сейчас хочется сложного визуального театра», Антон Хитров, Театрал, 9.05.2014 Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014 Константин Хабенский представил в МХТ свой первый моноспектакль, видеосюжет телеканала «Мир 24», 8.03.2014 Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014 Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014 Константин Хабенский научился играть на контрабасе, телеканал «Культура», 3.03.2014 МХТ имени Чехова дает премьеру спектакля «Контрабас» в исполнении Константина Хабенского, видеосюжет телеканала «Звезда», 1.03.2014 Константин Хабенский исполнит соло на «Контрабасе», ИТАР-ТАСС, 28.02.2014 МХТ представит моноспектакль «Контрабас» по повести Зюскинда, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.02.2014 Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014 Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014 Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014 Фоторепортаж «Репетиция спектакля Контрабас в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014 В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013 Мхатовцы перенесли легендарный роман Булгакова в метро, видеосюжет телекомпании НТВ, 19.02.2013 МХТ им. Чехова покажет в Петербурге спектакль по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 18.02.2013 Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013 Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013 Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013 Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013 Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013 Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 Патриаршие пруды новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011 Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011 Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011 О москвичах прошлого москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011 Московский Художественный театр имени Чехова представил новую версию булгаковского романа, видеосюжет Первого канала, 6.09.2011 «Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011 «Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011 Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007 СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005 Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005 Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005 Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005 Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |