Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Во власти арт-бульвара

Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
В одной из не принадлежащих перу Булгакова реплик спектакля (там этого много, в афише честно сказано «по мотивам») мы слышим: «Это вам не бульвар». Тут МХТ, разумеется, весело рефлексирует сам себя. А тем временем на его большой сцене в последние годы пышно цветет так называемый «большой стиль»: чумовые декорации и костюмы, сногсшибательный свет-свет, упоенное лицедейство. Вот и в «Кабале святош» этот самый стиль просто-таки царит. Намеренно, конечно. Лежащая в основе спектакля пьеса Михаила Булгакова ведь написана про театр, часть действия происходит в парижском Пале-Рояле, события приходятся на период правления Людовика ХIV со всей его неуемной роскошью.

Помнится, в одноименном спектакле Малого театра (2009 год) художник Станислав Бенедиктов тоже намеренно создал декорации, исполненные пышности, позолоты, тяжелой красной материи — все это давило на Мольера, не давало ему дышать. К этому спектаклю, а также к двум другим, вышедшим по этой пьесе спустя восемь лет, я еще вернусь. А сейчас надо рассказать, как замечательный художник Николай Симонов сделал анфиладу плотных бархатных занавесов, как он поставил в глубине позолоченные головы неких «божков», как исповедальную будку в католическом храме, где служит архиепископ де Шаррон, превратил в барочное чудище с тесно сгрудившимися на крыше бестиями. Надо рассказать и то, как художник по костюмам Игорь Чапурин щедро снабдил действующих лиц и диковинными шляпами, и курчавыми париками, и пышными камзолами. Как сценограф и художник по костюмам придумали маму Людовика Анну Австрийскую, которая затянута в огромное, сошедшее с классических полотен черное платье и выезжает на сцену, стоя на платформе. Однако вся эта намеренная и, безусловно, ироническая помпезная среда на нынешнего Мольера, кажется, вовсе и не давит. 

Наверное, тут и пора вспомнить, как в 2001 году один, а в 2009 еще два художественных руководителя трех крупных столичных театров сыграли булгаковского Мольера: Олег Табаков в МХТ, Александр Ширвиндт — в Театре Сатиры и Юрий Соломин — в Малом. Время для пьесы, чья сквозная и доминирующая тема — художник и власть — было совсем не подходящим. Этот кровоточащий для всей советской культурной истории конфликт именно в тот недолгий период стал у нас не актуальным: ни цензуры, ни идеологического диктата не было, разве что остро стоял вопрос о финансовом обеспечении творчества. И если в постановках позднего советского периода, где крупные артисты и режиссеры (Ефремов, Юрский, Любимов в телеспектакле Эфроса) играли, в сущности, самих себя, а главная коллизия булгаковского текста читалась недвусмысленно, то теперь пьеса мельчала прямо у нас на глазах, ибо, про что ее было играть-то? Во всех трех спектаклях играли про саму материю театра, про вечную Голгофу таланта и, к тому же лидера театрального коллектива. Ну, хоть так, тем более что и такая тема в пьесе, несомненно, есть. Надо признать, играли ее народные артисты-худруки отменно: Ширвиндт — безмерную усталость, Соломин — почти физически непосильную ношу, а Табаков — ловкую хозяйственность и забиячливый гонор насквозь театрального человека.

А нынче, как говорится, погляди вокруг… Кажется, берешь оригинал, написанный в 1929 году, ставишь, не вымарывая ни запятой, и все — прямо в яблочко. Увы, это нам только кажется. Режиссеру Юрию Квятковскому не откажешь ни в уме, ни в общественном чутье — препарировать на полном серьезе романтический, в сущности, конфликт художника с лукавой властью и железобетонной идеологией он не взялся. Сама ладно скроенная, литературно безупречная булгаковская пьеса, видимо, показалась ему и архаичной, и не совсем соответствующей моменту. И тогда он позвал драматурга Михаила Дегтярева. Они вместе прошлись по тексту, убрали ряд второстепенных персонажей (вроде одноглазого маркиза Помолись, который преследовал Мольера), дописали ряд сцен, добавили из романа «Жизнь господина де Мольера», из служебных записок МХАТа, свидетельствующих о многострадальной истории той, первой постановки 1936 года. Они свели воедино Регистра ла Гранжа с самим Михаилом Булгаковым (эту роль отлично исполняет Илья Козырев). Они добавили и из Декарта с Сенекой, и из Бердяева, и из Савонаролы и даже из Льва Толстого. Они насытили текст репликами на злобу дня. Ну, например, Анна Австрийская, напутствуя сына на царствование, говорит: «Франция снова будет великой». И т. д., и т. п…

Вместо стройной и трагико-романтической истории грешного театрального гения, вынужденного пресмыкаться перед умной, изощренной властью и загубленного, по словам того же Регистра, Кабалой и Судьбой, в МХТ вышел невообразимый микст на тему жизни театра в эпоху, когда любая история повторяется в виде фарса. Да и сама эпоха, наша с вами, чего уж там, весьма правдиво выглядит эдакой смесью барокко с бараком.

Есть ряд, прямо скажем, умных и точных сцен. Начиная с пролога, с двух младенцев, увенчанных огромными головами и сидящих на гигантских качелях — одному уготована судьба Короля Солнце, другому же — гениального комедиографа и комедианта. Продолжая Мадленой Бежар в отличном исполнении Александры Ребенок, ее предсмертной исповедью у архиепископа, после которой разворачивается длинная, пафосная и фальшивая сцена похорон «большой актрисы» — вся в белом, хорошо поставленным голосом она сообщает, как отдала на алтарь театра всю свою жизнь. Есть примечательная сцена, где Жан-Батист муштрует своих артистов в искусстве поклона: ниже, еще ниже, еще… Заметим, ни одного отрывка из мольеровских пьес здесь не играют (а обычно в спектаклях всегда что-нибудь да вставляли), зато долго-долго упражняются в ремесле неизбежного лизоблюдства. Тут только Муаррон — Сергей Волков, этакий трикстер, вылезает, совершенно продрогший, из клавесина и сыплет в пустоту хрестоматийными репликами классических пьес: Островский, Шекспир, Чехов… Бредит парень актерской славой и получит-таки от Мольера роль Тартюфа.

Получается, что материи театра как такового, ради которой в том числе множество режиссеров бралось за эту пьесу, в спектакле как бы и нет. Театральность, причем алчная и разудалая, разлита по всем углам, впрыснута во всех действующих лиц, включая Людовика и архиепископа, даже уже упомянутую королеву Анну играет мужчина (Павел Ващилин), но не в собственно мольеровскую труппу, не в ее будни и поденщину. Нам преподносят сюжет не столько про сам театр как организм, сколько про тотальную карнавализацию жизни, про эдакий тотальный «арт-бульвар», постепенно вытесняющий реальные ландшафты и подлинные архитектурные достопримечательности.

Иван Волков роскошно играет декоративного высокопоставленного святошу, доходящего в своей проповеди до каких-то истерических тремоло, да вдобавок под истрепанную до дыр музыку из кантаты «Кармина Бурана». Максим Николаев, за псевдонимом которого скрывается сам Николай Цискаридзе (вот и пришел черед изюминки нового спектакля МХТ) безупречно воплощает в короле Людовике шикарную декоративную фигуру. Осанка, походка, голос, интонации… Ноги в тонких королевских чулках, от которых невозможно оторвать глаз! Впрочем, не будем же мы здесь всерьез обсуждать недюжинные кондиции выдающегося танцовщика! Лучше замечу: когда он тончайшим и точнейшим образом провел сцену, где унижает предателя Муаррона, я утвердилась в собственных подозрениях относительно драматических способностей балетного артиста Цискаридзе. Будь у него здесь более сложная и глубокая задача, думаю, он бы и с нею справился.

А что же Жан наш Батист? Что же центр спектакля, роль которого в МХТ традиционно играли худруки, и Константин Хабенский продолжает традицию? Артист в отличной физической форме, он прекрасно двигается и мгновенно меняет эмоциональные регистры. Но, поскольку у авторов спектакля не было задачи рассказать о романтико-трагической судьбе «окровавленного мастера» (выражение самого Булгакова в адрес Мольера), личность выдающуюся, а потому и притягательную Хабенский не играет. Новый спектакль МХТ, кажется, вообще не про столкновение сильных личностей и даже не про драму вечных поклонов и прогибов. Не выручает здесь и присутствие на сцене самого автора пьесы с фрагментами его творческих мытарств в стенах государственного театра. Если за оригиналом пьесы «Кабала святош» стояла реальная трагедия покровительства Булгакову со стороны Сталина, любившего-таки театральное искусство и душившего его в своих объятиях, то за нынешней версией стоит совсем иная, во многом рандомная, никак не возвышенная и по большей части трэшевая общая ситуация. Тут, повторюсь, в прозорливости режиссеру Квятковскому не откажешь.

А все же жаль и «окровавленного мастера», и изощренного Людовика, и неистового Шаррона, и всю мольеровскую труппу, сыгранную отличными артистами достаточно поверхностно и почти что в проброс. Жаль знаменитого монолога больного и растоптанного Мольера в адрес сатрапа короля — здесь он так растянулся, что, в конечном счете, тоже превратился в фарс. Жаль, пусть и душещипательного, но сущностного момента — комедиант Жан-Батист Мольер у Булгакова умирает прямо на сцене, во время спектакля. А здесь к финалу, точнее, к финалам, которых можно насчитать с десяток, все настолько смешалось в невообразимый компот, что уж и не поймешь, помер ли великий артист и драматург.

Под самый конец все действующие лица начинают просить прощения друг у друга и у публики. За исключением короля, который прямо говорит, что ему не в чем раскаиваться. Это смешно, вполне актуально и даже в точку. Жаль, за стенами театра к данной минуте уже наступила ночь. В этой связи ставший уже знаменитым рекламный ролик МХТ про перчатки, приглушающие аплодисменты, а, следовательно, и реакции зрителей, звучит куда более ясно и по смыслу, и по цели высказывания. 

Начала я рецензию с бульвара, бульваром и закончу. Продравшись по Камергерскому переулку сквозь кадушки с кустами, в тени которых не видимые прохожими бомжи спокойно справляют свою нужду, доехала до метро «Кропоткинская» и вышла на Гоголевский бульвар. Передо мной высилась пластиковая шахматная королева величиной с двухэтажный дом…

Оригинал статьи
Пресса
После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025
«Пресмыкайся — уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004