Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

«Пресмыкайся — уволю!»

Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025
У спектакля «Кабала святош», открывшего сезон МХТ им. Чехова, не было шанса не стать громким событием. Одни предвкушали увидеть худрука Константина Хабенского в образе Мольера, другим интересно было, как драматург Михаил Дегтярев обогатит знаковую для театра в Камергерском переулке пьесу Михаила Булгакова. И, конечно, все с любопытством ожидали появления Николая Цискаридзе в роли короля Людовика ХIV, которого, шутка ли, почти 40 лет назад играл сам Иннокентий Смоктуновский. 

Но, увидев цены на билеты, зрители не знали, хвататься ли за кошелек или за валерьянку: в сентябре «Кабала святош» режиссера Юрия Квятковского у перекупщиков зашкаливает за 100 тысяч, а на официальном сайте, где цена «всего лишь» упирается в 35 тысяч рублей, билеты разобраны на два месяца вперед.

По иронии судьбы, сам Булгаков создавал романтическую драму в 1929 году в затравленном состоянии: все его пьесы были к тому времени сняты с репертуара театров, писателя не печатали. После того как в 1930-м цензура запретила и «Кабалу святош», Булгаков отправил письмо правительству СССР с просьбой выпустить его за границу. Как известно, в ответ Сталин лично позвонил автору, после чего того даже приняли на службу во МХАТ и там же стали работать над постановкой по «Кабале святош», переименованной в «Мольера». Но ее участь все равно оказалась печальной: после растянувшихся на четыре с лишним года репетиций «Мольер» прошел на сцене семь раз, а потом в «Правде» появилась редакционная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», и спектакль запретили как «исторически неверный».

Причина, конечно, крылась в том, что аналогия между отношениями художника с властью в постановке и при диктатуре пролетариата была слишком очевидной.

Сейчас трагифарс по мотивам булгаковской пьесы создал специализирующийся на новых формах Михаил Дегтярев, включив туда фрагменты многих текстов — от Декарта и Сенеки до документальных свидетельств 1930-х. Внешнего блеска в нынешней постановке тоже хоть отбавляй — от властной Анны Австрийской, воплощенной на сцене актером и по совместительству директором Музея МХАТ Павлом Ващилиным, до Короля и Мольера в детском возрасте, которых играют актеры с огромными кукольными головами. А художник Николай Симонов оформил сцену алым занавесом с золотыми кистями, напоминающим и о дворцах, и о помпезности сталинской эпохи. Первое появление короля в головном уборе в виде солнечных лучей заканчивается фейерверком и буквально ослепляет — над костюмами работал известный модельер Игорь Чапурин. К радости зрителей, герой Цискаридзе участвует в придворном балете — кстати, Людовик ХIV любил и отлично умел танцевать.

И в том, что в роли Мольера Хабенский, есть логика: после 1936 года «Кабала святош» дважды ставилась на этой сцене, и оба раза образ главного героя воплощали худруки, два Олега — Ефремов и Табаков. Нынешний Мольер стремится сохранить театр любой ценой, пусть даже раболепия и унижений. Он учит труппу кланяться королю как можно ниже, а на возражение: «Я не лакей, я актер» — герой Хабенского кричит: «Пресмыкайся — уволю!». А перед смертью Мольер горестно размышляет, не стал ли недостаток лести причиной его несчастья. Вот и попробуй угадать, где она — граница между компромиссом и цинизмом? Вопрос, увы, очень актуальный и сегодня.

Цинизмом сверх меры наделены и главный враг Мольера — тонко ведущий свою игру архиепископ де Шаррон, и блестящий актер, предавший Мольера его ученик Захария Муаррон. Эти роли прекрасно сыграли однофальмильцы Иван (представитель известной театральной династии, сын Николая и Ольги Волковых) и Сергей Волковы. Бессердечен и сам Людовик ХIV, привыкший к блеску, роскоши и поклонению. Николаю Цискаридзе очень идет эта роль. В финале король великодушно решает, что, пожалуй, все-таки выдаст разрешение на погребение покойного нечестивца Мольера. «Как приятно прощать», — с облегчением произносит Людовик, изящно поедая мороженое…

Оригинал статьи
Пресса
После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025
«Пресмыкайся — уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004