«Заседание парткома»Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Толчком для сценического действия спектакля под этим названием, премьера которого в субботу состоялась во МХАТе, становится частный как будто факт производственной жизни одной из строительных бригад. Дело в том, что трест перевыполнил план. Каждому, кто в это дело вложил свой труд, причитается премия. И бригаде Василия Трифоновича Потапова тоже. Однако эту премию получили все, кроме семнадцати человек, кроме бригады Потапова.Прораб Зюбин, начислявший бригаде премию и даже повезший деньги на стройку, так и говорит: «Я первое, что подумал, разыграть меня хотят Деньги сгреб и в бригаду: давайте, расписывайтесь! А они мы премию получать не будем». Факт, конечно, не обыденный. И потому каждый предлагает ему свое объяснение. Считают, чти произошло недоразумение: то ли мало денег дали и тем бригаду обидели, то ли еще что-нибудь Желанием поскорее разобраться да и закончить недоразумение охвачены, кажется, все члены парткома, который собрался по требованию бригады. Уже здесь, в начальных эпизодах пьесы А. Гельмана, точно и логично поставленной О. Ефремовым (режиссеры-ассистенты В. Петров и Л. Монастырский), определяются характеры героев. Они не однозначны, потому было бы несправедливо подыскивать для них какие-либо стандартные, локальные определения. Нет, и обаятельный, широкий в общении с людьми управляющий стройтрестом Батарцев (М. Зимин), и жесткий, точный в формулировках плановик Шатунов (В. Расцветаев), и нагловато-веселый бригадир Кочнов (В. Невинный), и замкнутый начальник стройуправления Черников (Е. Киндинов), да и другие действующие лица спектакля играются исполнителями не только с большой мерой жизненной правды. Они типичны, за каждым характером угадывается отношение к жизни, позиция, биография. Я назвала не всех героев спектакля: лишь несколько, идя вслед за театральной программкой. С тем же правом можно говорить и о работе артистов Л. Губанова, А. Георгиевской, А. Калягина, Е. Ханаевой, В. Щербакова. Снова точнейшие характеристики. Снова живые и очень «похожие» люди. Характеры эти не получат в ходе сюжета сложного и постепенного развития. Но, поставленные в процессе обсуждения истории с премией в обстоятельства не только неожиданные, но и все более обостряющиеся, они, эти характеры, вдруг проявляются. Вдруг раскрываются не только в сегодняшнем своем качестве, но и в потенции порой привлекательной, обнадеживающей, а порой и тревожной Идет заседание парткома. Странное недоразумение (заседание начинается в ритме стремительном, интонация разговоров чуть ироническая, чуть недоуменная) вдруг оборачивается серьезной, требующей не только размышлений, но и деловой принципиальной реакции проблемой. Замечательно, как меняется вся «конструкция» сценического построения. Замедляется ритм спектакля, растет напряжение, уже отметены первоначальные предположения, что все случившееся лишь недоразумение. .. А напряжение все растет. В центре театрального повествования две фигуры. В творческой биографии артиста О. Ефремова есть множество ролей, сыгранных с высокой мерой правды. Думается мне, что роль бригадира Потапова среди лучших из них. Это чрезвычайно простой и в своей простоте глубокий характер. Рецензионное определение «простой человек», стершись от частого употребления, уже несколько потеряло свою отчетливость. Так вот, Ефремов Потапов совершенно простой человек, несколько замкнутый и этой своей замкнутостью, естественно, отгороженный от всякого покровительственного похлопывания по плечу. Человек с большим внутренним достоинством, с глубокой уверенностью в том, что дело государственное это дело его бригады и его личное дело Ефремов ни разу за весь спектакль не использует столь возможные сценические эффекты. Но герой его, невидный человек, одетый в рабочий костюм и потертый беретик, держит все напряжение спектакля. Чем же так сперва озадачил, затем смутил, а позже обрадовал партком бригадир Потапов? Его бригада подсчитала, что трест получил премию за выполнение заведомо облегченного плана, а значит, нечестно. Анализ положения дел на стройке (и во всем тресте), проведенный бригадой, оказался принципиально точным. И в итоге спектакля, в итоге интереснейших столкновений разных характеров, жизненных позиций партком признал правоту бригады Потапова. Большую, если не решающую роль в этом справедливом решении сыграл секретарь парткома Соломахин. Если Потапов Ефремова это одна из уже понятных граней его артистического дарования, то Соломахин для Е. Евстигнеева работа принципиально новая. Может быть, она не завершена и с последующими встречами со зрителями еще более определится. Но с моей точки зрения, перспектива ее чрезвычайно интересная. На сцене перед нами строго и напряженно размышляющий герой. И в то же время совершенно мягкий, добрый человек. Просто в этом решении, в этом факте он видит большее, чем многие, в данную минуту окружающие его. Он видит знаменательный процесс жизни. Видит техническую революцию, современный технический прогресс, преломляемый в судьбах людей. А через них уже в судьбах производства. Так спектакль, начатый скромным производственным фактом отказом одной из строительных бригад от премии, получает широкое, важное звучание, становится одним из аргументов в обсуждении серьезнейшей проблемы: советский человек в наш век научно-технической революции, мера партийной и гражданской ответственности каждого за все, что происходит в стране. Может ли держать внимание зрительного зала спектакль-заседание, спектакль, посвященный лишь производственной проблеме? Да, может, если, конечно, в центре этой проблемы оказывается человек. «Заседание парткома» прекрасное доказательство тому. Пресса Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 |