Тойбеле и её демон

Явление императрицы ознаменовалось вручением медали

, 24.02.1994
Во вторник во МХАТе состоялась премьера спектакля «За зеркалом» по пьесе Елены Греминой. Главной приманкой зрелища стал дебют на драматических подмостках Галины Вишневской, исполнившей роль Екатерины Великой.

Премьера спектакля — совместного детища МХАТа, Российского театрального агентства и компании «Диалог — Оптим» — получилась в высшей степени бомондной. Места в партере украсили своим присутствием многие представители политической и артистической элиты (Анатолий Собчак, Евгений Шапошников, Александр Шохин и Вячеслав Костиков — c одной стороны; Борис Покровский, Андрей Вознесенский, Андрон Михалков-Кончаловский и Валентин Гафт — с другой). Мест на всех жаждущих, естественно, не хватило, и потому первые минуты представления прошли под достаточно громкий аккомпанемент зрительного зала, в общем гуле которого можно было явственно различить фразы типа: «Уйдите отсюда!» или «А мне плевать, когда я пришел!» Однако очень скоро происходящее на подмостках властно захватило аудиторию, а пастельные цвета оформления и специфически клавесинные звуки музыкального сопровождения быстро умиротворили разгоряченную предвкушением «значительного культурного события» публику.

Идея приглашения на главную роль прославленной примадонны оправдала себя полностью. В самом деле, кто как не Вишневская с ее властолюбивым, независимым характером, c ее истинным патриотизмом и западным менталитетом мог показать сегодня знаменитую Фелицу во всей ее красе. Она могла бы вообще ничего не «играть», и уже одним своим появлением перед соотечественниками заслужить те бурные овации и то количество цветов, которые ждали ее в финале. Она же не только эффектно «подает себя» со сцены, но создает полнокровный сценически образ, в котором искренность чувств стареющей, но по-юношеский пылающей львицы, cамовлюбленность и уверенность самодержицы удачно микшируются легкой иронией нашей современницы по поводу далекого и потому кажущегося немного игрушечным XVIII века. Уверенно ассистирующие Вишневской многоопытная Татьяна Лаврова и юный Сергей Шнырев помогают в создании на мхатовской сцене действа легкого, игрового и не отягощенного успевшей изрядно приесться ангажированностью. Тактичная (иногда, может быть, и излишне) режиссура Вячеслава Долгачева усиливает возникающие ассоциации с элегантными историческими фантазиями «мирискусников».

Во время многократных выходов на поклоны на сцену поднялся мэр Петербурга и к вящему удовольствию собравшихся зачитал только что найденный документ о представлении бенефициантки к медали «За оборону Ленинграда» и прикрепил к парадному платью императрицы нашедшую ее спустя пятьдесят два года награду.

Оригинал статьи