Имена

Мольер снова выходит на сцену Художественного театра

, 1.09.2025
4 сентября 2025 года МХТ имени А. П. Чехова открывает свой 128-й сезон премьерой – режиссёр Юрий Квятковский представляет новую версию «Кабалы святош» Михаила Булгакова с Константином Хабенским в роли Мольера. Это будет четвёртое обращение Художественного театра к пьесе, специально написанной для мхатовской сцены без малого сто лет назад, в 1929 году.

История последних лет жизни Жан-Батиста Мольера (1622 – 1673), актёра и драматурга, «комедианта на сцене, неудачника, меланхолика и трагического человека в личной жизни», стала для Булгакова возможностью исповедаться на болевую тему – его пьесы в то время запрещались так же, как некогда мольеровский «Тартюф».

Историк Художественного театра Анатолий Смелянский пишет в своей книге о Булгакове: «Жизнь Мольера в булгаковской пьесе имеет смысл только в связи с „Тартюфом“. Нет той цены, которую он не заплатил бы за то, чтобы написанное им не было уничтожено».

Михаил Афанасьевич накликал своё будущее – судьба первой постановки «Кабалы святош» была трагической. После множества перипетий «пьеса из музыки и света», как называл её автор, получила шанс быть воплощённой на сцене. Режиссёр Николай Горчаков работал над спектаклем, получившем название «Мольер», в течение пяти лет. Уже на выпуске спектакль был показан К. С. Станиславскому, который категорически не согласился с авторской трактовкой образа Мольера. Он требовал от Булгакова уйти от интимности, от подробностей частной жизни: «Это мне совершенно неинтересно, что кто-то женился на своей дочери… Важно, чтобы я почувствовал этого гения, не понятого людьми, затоптанного и умирающего… Человеческая жизнь есть, а вот артистической жизни нет».

Станиславский активно вошёл в работу, ломая выстроенный рисунок, меняя смысл, учил актёров типичным для XVII века манерам и жестам, требовал включить в спектакль сцены из пьес Мольера. Узнав об этом, Булгаков обратился к нему с письмом: «Если Художественному Театру „Мольер“ не подходит в том виде, как он есть, хотя Театр и принимал его именно в этом виде и репетировал в течение нескольких лет, я прошу Вас „Мольера“ снять и вернуть мне».

Некоторое время Константин Сергеевич продолжал репетировать, призывая актёров «победить автора, не отступая от его текста», но завершил работу над многострадальным спектаклем другой основатель МХТ – Вл. И. Немирович-Данченко. Премьера состоялась 15 февраля 1936 года. И хотя Виктору Станицыну, по общему мнению, роль Мольера не удалась, спектакль имел громкий успех – публика восторженно принимала Михаила Болдумана в роли короля Франции Людовика XIV, Бориса Ливанова (Муаррон), Михаила Яншина (Бутон), Ангелину Степанову (Арманда).

Анатолий Смелянский:

«“Золотой идол”, которого Болдуман играл с флегматичным холодком, вышел на первый план и стал воплощением роскошной имперской постановки “из золота и парчи”… “Тяжёлая пышность эпохи”, воссозданная художником Петром Вильямсом, не имела, однако, противовеса в виде “бедного окровавленного мастера”, который виделся драматургу».

Спектакль был сыгран всего семь раз. Статья газеты «Правда» «Внешний блеск и фальшивое содержание», поставила на «Мольере» крест. Он был снят с репертуара приказом дирекции МХАТ, и этот приказ был инспирирован прямым указанием Сталина – слишком много перекличек тех дней и дней давно минувших увидело в пьесе окружение главы СССР. Гибель «Мольера» привела к разрыву отношений Булгакова и Художественного театра.

Спустя полвека «Кабалу святош» на мхатовской сцене дважды ставил Адольф Шапиро (театроведы назвали возвращение пьесы в репертуар «облегчением совести Художественного театра»): в его спектакле 1988 года Мольера играл Олег Ефремов, в постановке 2001 года – Олег Табаков. Каждый из них, будучи художественным руководителем главного драматического театра страны, проявлял в Мольере собственные отношения со сценой, властью и судьбой.

Мольер Ефремова – абсолютно одинокий и очень уставший строитель театра. Его не согревала любовь, не удивляло предательство, ему были привычны запреты. Нерв спектакля держался на дуэте Мольера и короля Людовика, которого Иннокентий Смоктуновский играл человеком артистичным, таким же опытным лицедеем, как Мольер. Критики писали: «Казалось, что комедии Мольера перестали тешить этого короля, и с некоторых пор он тешится, разыгрывая комедии с Мольером».

Олег Табаков в «Кабале святош» 1988 года играл Бутона – слугу Мольера, преданного домашнего шута, «гаера-неудачника среди гаеров-профессионалов». Играл искромётно, купаясь в роли. Примерить на себя главную роль ему предлагал сам Ефремов, но Табаков с сомнением относился к идее реанимации уже сошедшего с репертуара спектакля и решился на Мольера только после смерти Олега Николаевича.

Адольф Шапиро вспоминал:

«В день похорон Ефремова в “Табакерке” играли “На дне”. Ко мне подошёл Табаков: “Давай сделаем то, что Олег хотел”. Я сразу понял, о чём идет речь: “Давай! Только это должен быть совершенно новый спектакль”».

В прежнем спектакле художник Андрис Фрейбергс выстраивал декорацию из сундуков-кофров, символа бесконечных скитаний. В «Кабале святош» 2001 года Юрий Хариков сделал акцент на праздничной пышности театральных занавесов. И Мольер Табакова был совершенно иным – человеком успеха, хозяином театра, привыкшим решать рабочие вопросы на государственном уровне, артистом, для которого главная радость в жизни – выход на сцену, возможность играть…

«Кабала святош» 2025 года не ограничится пьесой Булгакова – режиссёр Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв создают собственную сценическую версию, в которую войдут фрагменты булгаковского романа «Жизнь господина де Мольера». Каким будет директор Пале Рояля в исполнении нынешнего худрука МХТ Константина Хабенского – предстоит узнать в день премьеры.

Итак, «Кабала святош» – 4, 5, 26, 27 сентября, Основная сцена МХТ. 

Режиссёр – Юрий Квятковский, сценограф – Николай Симонов, художник по костюмам – Игорь Чапурин, художник по свету – Иван Виноградов.

В ролях: Константин Хабенский, Александра Ребенок, Максим Николаев, Ольга Петрова, Елизавета Ермакова, Илья Козырев, Сергей Волков, Иван Волков, Игорь Хрипунов, Павел Ващилин, Валерий Трошин, Сергей Медведев, Андрей Кислицин, Алексей Агапов, Иван Дергачёв, Даниил Феофанов и другие. 

Оригинал статьи
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
Олег Ефремов. Живой голос, Вадим Верник, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.10.2022
Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021
Вперед к Станиславскому, Михаил Швыдкой, Российская газета, 21.07.2020
Олег Ефремов: На одном дыхании, Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020
Памяти Олега Ефремова: инфицировал других своей мечтой, Евгения Кузнецова, Московский комсомолец, 23.05.2020
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Два Олега, Александр Попов, Театр, 14.09.2018
Как в МХТ отметили юбилей Олега Ефремова, Валерия Новокрещенова, Театрон, 3.11.2017
Фото с историей. МХАТ, 1987 год: комедия распада, Олег Перанов, Собеседник, 8.10.2017
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017
Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017
РАМТ поздравил своего патриарха, Елена Владимирова, Театрал, 13.12.2016
Олег Ефремов и театральная Москва, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести FM», 23.07.2016
Как Олег Ефремов делил МХАТ, Анжелика Пахомова, 7 дней, 4.02.2015
Театральный критик в заложниках у дворника МХАТа, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2014
Московскому Художественному театру — 115 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2013
Поэт, и раб, и гражданин, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Вечер памяти Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Последняя осень патриарха, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2012
Олег Ефремов жил театром, Григорий Заславский, радиостанция «Вести-FM», 1.10.2012
Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012
85 лет со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Исполняется 85 лет со Дня Рождения Олега Ефремова, видеосюжет Первого канала, 1.10.2012
День памяти Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 1.10.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012
День памяти Олега Ефремова: «Я в ответе за всех!», Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 26.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007
Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007
Его домом был театр, Любовь Лебедина, Труд, 2.10.2007
Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007
7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007
Все дальше от настоящего Ефремова, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.2007
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997