Имена | Мольер снова выходит на сцену Художественного театра, 1.09.2025 4 сентября 2025 года МХТ имени А. П. Чехова открывает свой 128-й сезон премьерой – режиссёр Юрий Квятковский представляет новую версию «Кабалы святош» Михаила Булгакова с Константином Хабенским в роли Мольера. Это будет четвёртое обращение Художественного театра к пьесе, специально написанной для мхатовской сцены без малого сто лет назад, в 1929 году.История последних лет жизни Жан-Батиста Мольера (1622 – 1673), актёра и драматурга, «комедианта на сцене, неудачника, меланхолика и трагического человека в личной жизни», стала для Булгакова возможностью исповедаться на болевую тему – его пьесы в то время запрещались так же, как некогда мольеровский «Тартюф». Историк Художественного театра Анатолий Смелянский пишет в своей книге о Булгакове: «Жизнь Мольера в булгаковской пьесе имеет смысл только в связи с Тартюфом“. Нет той цены, которую он не заплатил бы за то, чтобы написанное им не было уничтожено». Михаил Афанасьевич накликал своё будущее – судьба первой постановки «Кабалы святош» была трагической. После множества перипетий «пьеса из музыки и света», как называл её автор, получила шанс быть воплощённой на сцене. Режиссёр Николай Горчаков работал над спектаклем, получившем название «Мольер», в течение пяти лет. Уже на выпуске спектакль был показан К. С. Станиславскому, который категорически не согласился с авторской трактовкой образа Мольера. Он требовал от Булгакова уйти от интимности, от подробностей частной жизни: «Это мне совершенно неинтересно, что кто-то женился на своей дочери Важно, чтобы я почувствовал этого гения, не понятого людьми, затоптанного и умирающего Человеческая жизнь есть, а вот артистической жизни нет». Станиславский активно вошёл в работу, ломая выстроенный рисунок, меняя смысл, учил актёров типичным для XVII века манерам и жестам, требовал включить в спектакль сцены из пьес Мольера. Узнав об этом, Булгаков обратился к нему с письмом: «Если Художественному Театру Мольер“ не подходит в том виде, как он есть, хотя Театр и принимал его именно в этом виде и репетировал в течение нескольких лет, я прошу Вас Мольера“ снять и вернуть мне». Некоторое время Константин Сергеевич продолжал репетировать, призывая актёров «победить автора, не отступая от его текста», но завершил работу над многострадальным спектаклем другой основатель МХТ – Вл. И. Немирович-Данченко. Премьера состоялась 15 февраля 1936 года. И хотя Виктору Станицыну, по общему мнению, роль Мольера не удалась, спектакль имел громкий успех – публика восторженно принимала Михаила Болдумана в роли короля Франции Людовика XIV, Бориса Ливанова (Муаррон), Михаила Яншина (Бутон), Ангелину Степанову (Арманда). Анатолий Смелянский: «“Золотой идол”, которого Болдуман играл с флегматичным холодком, вышел на первый план и стал воплощением роскошной имперской постановки “из золота и парчи”… “Тяжёлая пышность эпохи”, воссозданная художником Петром Вильямсом, не имела, однако, противовеса в виде “бедного окровавленного мастера”, который виделся драматургу». Спектакль был сыгран всего семь раз. Статья газеты «Правда» «Внешний блеск и фальшивое содержание», поставила на «Мольере» крест. Он был снят с репертуара приказом дирекции МХАТ, и этот приказ был инспирирован прямым указанием Сталина – слишком много перекличек тех дней и дней давно минувших увидело в пьесе окружение главы СССР. Гибель «Мольера» привела к разрыву отношений Булгакова и Художественного театра. Спустя полвека «Кабалу святош» на мхатовской сцене дважды ставил Адольф Шапиро (театроведы назвали возвращение пьесы в репертуар «облегчением совести Художественного театра»): в его спектакле 1988 года Мольера играл Олег Ефремов, в постановке 2001 года – Олег Табаков. Каждый из них, будучи художественным руководителем главного драматического театра страны, проявлял в Мольере собственные отношения со сценой, властью и судьбой. Мольер Ефремова – абсолютно одинокий и очень уставший строитель театра. Его не согревала любовь, не удивляло предательство, ему были привычны запреты. Нерв спектакля держался на дуэте Мольера и короля Людовика, которого Иннокентий Смоктуновский играл человеком артистичным, таким же опытным лицедеем, как Мольер. Критики писали: «Казалось, что комедии Мольера перестали тешить этого короля, и с некоторых пор он тешится, разыгрывая комедии с Мольером». Олег Табаков в «Кабале святош» 1988 года играл Бутона – слугу Мольера, преданного домашнего шута, «гаера-неудачника среди гаеров-профессионалов». Играл искромётно, купаясь в роли. Примерить на себя главную роль ему предлагал сам Ефремов, но Табаков с сомнением относился к идее реанимации уже сошедшего с репертуара спектакля и решился на Мольера только после смерти Олега Николаевича. Адольф Шапиро вспоминал: «В день похорон Ефремова в “Табакерке” играли “На дне”. Ко мне подошёл Табаков: “Давай сделаем то, что Олег хотел”. Я сразу понял, о чём идет речь: “Давай! Только это должен быть совершенно новый спектакль”». В прежнем спектакле художник Андрис Фрейбергс выстраивал декорацию из сундуков-кофров, символа бесконечных скитаний. В «Кабале святош» 2001 года Юрий Хариков сделал акцент на праздничной пышности театральных занавесов. И Мольер Табакова был совершенно иным – человеком успеха, хозяином театра, привыкшим решать рабочие вопросы на государственном уровне, артистом, для которого главная радость в жизни – выход на сцену, возможность играть… «Кабала святош» 2025 года не ограничится пьесой Булгакова – режиссёр Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв создают собственную сценическую версию, в которую войдут фрагменты булгаковского романа «Жизнь господина де Мольера». Каким будет директор Пале Рояля в исполнении нынешнего худрука МХТ Константина Хабенского – предстоит узнать в день премьеры. Итак, «Кабала святош» – 4, 5, 26, 27 сентября, Основная сцена МХТ. Режиссёр – Юрий Квятковский, сценограф – Николай Симонов, художник по костюмам – Игорь Чапурин, художник по свету – Иван Виноградов. В ролях: Константин Хабенский, Александра Ребенок, Максим Николаев, Ольга Петрова, Елизавета Ермакова, Илья Козырев, Сергей Волков, Иван Волков, Игорь Хрипунов, Павел Ващилин, Валерий Трошин, Сергей Медведев, Андрей Кислицин, Алексей Агапов, Иван Дергачёв, Даниил Феофанов и другие. Оригинал статьи Пресса Живая история Художественного театра: «Кабала святош» 1988 и 2001 годов, Александра Машукова, Музей МХАТ, 1.09.2025 Мольер снова выходит на сцену Художественного театра, Медиацентр МХТ, 1.09.2025 Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023 Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Режиссёр Адольф Шапиро: «Увидел Ренату Литвинову и понял вот моя Раневская», Айсылу Кадырова, Вечерняя Казань, 22.11.2016 Адольф Шапиро: «Любая диктатура возникает от неуверенности в себе», Сергей Элькин, Театрал, 28.09.2016 Фоторепортаж «Вручение юбилейной 20-й театральной премии газеты Московский комсомолец», Фотохроника ТАСС, 10.11.2015 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 МХТ имени Чехова привез в столицу Латвии «Вишневый сад», ТАСС, 26.10.2015 Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015 Проект «Чехов жив» «Цветы запоздалые», 25.09.2015 «Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015 Ольга Яковлева в программе «Большая семья» (эфир от 2 мая 2015 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015 Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015 Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015 Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015 Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015 «Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015 Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015 Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015 «Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015 Адольф Шапиро: «Я ставлю спектакль, чтоб люди, среди которых я живу, поняли, что мир на краю…», Елена Дьякова, Новая газета, 15.05.2015 Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015 Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015 Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015 Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015 Быть или не быть: «Мефисто. История одной карьеры» в МХТ имени Чехова, Анастасия Каменская, Бюро 24/7, 30.04.2015 Спектакль по роману Клауса Манна поставили в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 24.04.2015 Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015 «Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015 Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015 История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Екатерины Цветковой, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 «Мефисто» новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015 МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015 Премьера спектакля «Мефисто» состоится в МХТ имени Чехова, РИА Новости, 17.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Геннадия Усова, 17.04.2015 Интервью с Адольфом Шапиро, Open minded people, 13.04.2015 Адольф Шапиро репетирует новый спектакль в МХТ имени Чехова, teatrall.ru, 25.02.2015 Адольф Шапиро: «Рената Литвинова никогда не откажется от Вишневого сада, Анжелика Заозерская, Москвичка, 4.07.2014 На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010 «Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010 Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010 Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010 Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010 Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010 В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010 Художественный театр в этом сезоне сделал акцент на русскую классику, РИА Новости, 12.04.2010 Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010 «Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010 РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007 «Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004 ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002 В компании с толстяком, Итоги, 26.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 «ПОСЛЕДНИЕ» ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000 Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000 Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000 Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000 Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000 Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000 Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000 Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000 Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000 И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998 Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995 Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995 «Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995 Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995 ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995 Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995 «Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995 ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости Из последних сил, Элина Мосешвили Отцы и дети, Нина Агишева |