Имена

Живая история Художественного театра: «Кабала святош» 1988 и 2001 годов

Александра Машукова, Музей МХАТ, 1.09.2025
В Зелёном фойе Музея МХАТ 2 сентября открывается выставка «Играть! Антракт!», посвящённая самой театральной из пьес Михаила Булгакова – «Кабале святош». Драма о великом драматурге и комедианте Жан-Батисте Мольере, о последних, трагических годах его жизни, была сочинена автором в 1929 году специально для Художественного театра. Во мхатовском пространстве она ставилась четыре раза. Выставка прослеживает историю всех четырёх постановок: от первого спектакля «Мольер» с несчастливой судьбой, который в 1936 году был снят после нескольких лет репетиций и семи показов, – до самой свежей премьеры МХТ имени А. П. Чехова в режиссуре Юрия Квятковского с Константином Хабенским в роли Мольера.

О постановках «Кабалы святош» рассказано через работу выдающихся художников, которые их оформляли. На выставке представлены эскизы Петра Вильямса, Николая Ульянова, Андриса Фрейбергса, Юрия Харикова, Николая Симонова, Игоря Чапурина, костюмы, макеты, маски, предметы реквизита.
Из четырёх спектаклей по этой пьесе два были поставлены режиссёром Адольфом Шапиро. В 1988 году «Кабалу святош» оформлял художник Андрис Фрейбергс, Мольера играл Олег Ефремов, а его слугу Бутона – Олег Табаков. После смерти Ефремова, в 2001 году, вышла новая версия этой пьесы, где Мольером был уже новый худрук МХАТа – Олег Табаков. Оформил спектакль 2001 года Юрий Хариков.

Музей МХАТ собирает, записывает и занимается осмыслением живой истории театра, поэтому по нашей просьбе специально для выставки «Играть! Антракт!» режиссёр Адольф Яковлевич Шапиро и художник Юрий Фёдорович Хариков ответили на несколько вопросов, касающихся этих спектаклей.

Эти беседы мы предлагаем вашему вниманию. 

Адольф Шапиро: «Пьеса Булгакова завораживает таинственностью»

– В вашей книге «Как закрывался занавес» есть замечательная фраза о том, что «роман с пьесой начинается с увлечения ее статью, поступью». А какова «поступь» «Кабалы святош», как вы это ощущаете?


– Она завораживает таинственностью. При всей простоте и ясности изложения в тексте ощущается много недосказанного, невысказанного. Оттого пьеса так притягательна и так трудна для воплощения на сцене.

– Спектакли во МХАТе по этой пьесе вы ставили в 1988 и 2001 – это были совершенно разные времена и в жизни Художественного театра, и в жизни страны, и в вашей жизни. Какие темы пьесы вас волновали наиболее сильно в период первой постановки – и второй?

– Теперь принято, когда не знаешь, как сразу ответить, не преминуть сказать: «Это хороший вопрос». Пожалуй, несмотря на всё, – тема взаимоотношения художника и власти. Тема-то одна, да ответы разные. Спасибо за вопрос.

– В книге вы писали, что в «Кабале святош» есть три театра: театр Мольера, театр Людовика и театр Шаррона. Какой из этих трёх театров воплощать на сцене вам было интереснее всего? Изменилось ли соотношение, «вес» этих театров в постановке 2001 года?

– Признаюсь в том, что было менее интересно: театр Шаррона. С мольеровских времён он непрерывно совершенствовался и ныне достиг невиданной изобретательности. В пьесе же элементарен, что ли. И в спектаклях не удалось подняться до той дьяволиады, которая восхищает в булгаковской прозе.

– Вашими соавторами на этих постановках были выдающиеся художники – Андрис Фрейбергс и Юрий Хариков. Многочисленные чемоданы, кофры на сцене в первом спектакле создавали ощущение неустроенности жизни, образ второго спектакля складывался через обилие драпировок, которые погружали в таинственный мир закулисья, где можно было раствориться. Эти визуальные решения шли от вас – или от художников?

– Когда работаешь в любви к работе (простите каламбур), потом трудно вспомнить кто первым сказал: «А!..» Важно до какой буквы вместе дошли. Хорошо, когда каждый может воскликнуть – «Я!» Тогда в результате: «Мы!»

– В книге вы рассказываете о том, как долго искали на репетициях предпоследнюю сцену («Тиран, тиран…») и что в итоге эти слова Мольера у Ефремова звучали так, будто они были впервые сказаны. А в спектакле 2001 года были моменты, чтобы Табаков какие-то слова своей роли проживал настолько лично?

– Рискну предположить, что у Табакова это слова Мольера, адресованные Арманде: «Я хочу жить ещё один век! С тобой!». Ефремов в дни наших репетиций (и, кажется, уже до конца) был чертовски одинок.

– Когда сегодня смотришь видеозаписи этих спектаклей (счастье, что записи есть!), бросается в глаза, с каким наслаждением Табаков играет Бутона. А как по-вашему, какую роль он любил больше – Бутона или Мольера?

– Олег купался в роли Бутона, как истомившийся от зноя путник кайфует в прохладной живительной воде. Дистанцию Мольера Олег Павлович преодолевал с присущим ему обаянием и большим мастерством.

Юрий Хариков: «Это была красивая и сложная история»

— Подзаголовок «Кабалы святош» Михаила Булгакова – «пьеса из музыки и света». Именно это и было во мхатовском спектакле 2001 года. Очень живая, насыщенная, дышащая среда: драпировки, павильоны, мерцающий свет. Вы помните, как обсуждали с Адольфом Яковлевичем Шапиро общее решение постановки?


— Дело в том, что я и Шапиро к тому моменту уже очень много работали вместе и настолько хорошо друг друга понимали, что он сразу принимал все мои предложения. Ему сразу всё нравилось. Такая у нас была высокая степень взаимного доверия. Конечно, главной общей темой был театр. Я распахнул всю мхатовскую сцену – в ширину и в высоту. Нужно было впустить максимум воздуха, чтобы придуманное заработало. В итоге получилось такое очень театральное пространство, где были и большие драпировки, ниспадающие складками, и трансформирующиеся павильоны, одновременно отсылающие к актёрским гримуборным и ко дворцу. При этом на сцене не существовало никаких жёстких архитектурных элементов, напротив, всё было очень подвижно. И в то же время монументально – за счёт вот этих огромных полотен. Центральная драпировка, которую я называл «брюхо», опускалась и поднималась и в финале будто возносила умирающего Мольера, скрывая его от зрителя.
В спектакле было много новшеств в плане света: мы вместе с художником по свету Дамиром Исмагиловым использовали архитектурный свет необычной конфигурации. То есть светильники, которые применяют в архитектурной подсветке, а не в театре. Сейчас-то это обычное дело, а тогда нам пришлось искать, придумывать.

— Например?

— Скажем, настил сцены в «Кабале святош» был светлым, кремового оттенка, но благодаря стоящим по периметру небольшим светильникам он в какой-то момент превращался в чёрный, расчерченный яркими полосами света подобно шахматной доске. Одновременно эти светильники отсылали к фонарям рампы старинного театра.

— А из чего были сделаны огромные драпировки?

— С ними вышла целая история. Мы исхитрялись, как могли. Дело в том, что такие крупные складки никакая специальная театральная ткань не могла бы дать, всё просто повисло бы соплями. А складки нужны были глубиной метра полтора, глубокие заломы. Требовалось создать фактуру, которая была бы одновременно лёгкой и жёсткой. И мы заказали такую ткань. Специально для спектакля её изготовили на бывшем конверсионном заводе под Сергиевым Посадом. Это была ткань, которая используется для дирижаблей. Она состояла из трёх слоев: первый – белая резина, второй – тончайшая лавсановая плёнка, которая даёт жёсткость, третий – слой из ткани мальмаль. Мальмаль – это стопроцентный хлопок, тонкий как кисея, но очень крепкий. Уникальная трёхслойная ткань стоила дорого, но театр на это пошёл.

— Среди костюмов к «Кабале святош» очень запоминался просторный разноцветный полосатый халат Мольера – Олега Табакова. Почему вам понадобилась именно такая краска?

— Мольер – главный персонаж, естественно, что на нём должен быть сделан акцент, а в этих сценах он находился дома, в своём убежище, и халат, в который он кутался, тоже был его убежищем. Халат, кстати, много весил, то есть он одновременно как бы пригибал Мольера к земле, вдавливал его в кресло, что было оправдано, ведь в эти минуты Мольер находился в состоянии душевного смятения. 

— А как решался образ Людовика Великого?

— Людовика играл Андрей Ильин и мы придумали, что он большую часть времени сидит в кресле, будто памятник самому себе. При этом его окружает пена из кружев, превращая в почти балетную фигуру. Такое золотое мерцающее облако – ведь он Король-Солнце.
Кстати, с тканями для костюмов было связано отдельное приключение. Многие костюмы были задуманы полосатыми, а в Москве на тот момент совершенно невозможно было найти ничего подобного. И мы отправились в Стамбул. Искали ткани по всему Стамбулу, там ведь есть целые кварталы, где продают только текстиль. В итоге всё закупили в Капалы-Чарши у одного парня, который, как оказалось, уже давно работал с киношниками. Привезли в Москву два огромных чемодана шёлковых полосатых тканей… Вообще этот спектакль сегодня вспоминается с удовольствием – это была красивая, интересная, сложная история. 

Оригинал статьи
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000
Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000
Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000
Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева