Имена | Кеша и СуламифьЮлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025 В завершившемся сезоне на Малой сцене Художественного театра прошел необычный вечер «Люблю. Целую. Кеша / Все письма только о любви» к юбилею народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского, которому в 2025 году исполнилось бы сто лет. С нового сезона спектакль будет играться в репертуаре МХТ на Новой сцене.Эта постановка интересна тем, что приоткрывает для зрителя многим совершенно не известные страницы истории актера — те, когда он работал внештатным артистом Театра имени Ленинского комсомола, а позже пытался пробиться в кино в Студии киноактера на Мосфильме. Самой главной задачей для театроведа Александры Машуковой, создавшей на основе переписки Смоктуновского и его жены из архива Театрального музея имени Бахрушина, и частично мемуаров Смоктуновского пьесу «Дорогая моя находка», было показать историю любви двух еще молодых, но уже не юных творческих индивидуумов: артиста Смоктуновского и его жены, художницы из Театра имени Ленинского комсомола Суламифи Кушнир (позже — Смоктуновской), которая стала менеджером, директором, спутницей и соратницей актера, а поначалу просто взяла его к себе жить, найдя однажды в бездомном статусе на лестнице театра. Отсюда и название пьесы Машуковой. Конечно, такую долгую историю любви, начавшуюся в их молодые, но уже опытные (Смоктуновский ранее был женат на Римме Быковой, бросившей его) годы и продлившуюся всю жизнь, не расскажешь за час с небольшим, поэтому режиссер Павел Ващилин решил не претендовать на глобальность освещения темы, подробность и хронологическую верность передачи этой истории любви. Он нашел иной ход, который, может быть, отдалил некоторые фактические детали этой истории, сделал ее более осколочной, монтажной, поэтичной, но при этом попытался приблизить ее к нам, так, чтобы мы почти поверили, что вот же он, перед нами, молодой актер и отец, сыгранный Ильей Козыревым, качающийся на качелях и детском стульчике, который пишет: «Люблю. Целую. Кеша». А вот — его жена, которая в его и нашем сознании становится настолько многоликой, что для ее образа понадобились четыре актрисы (Ульяна Глушкова, Елизавета Ермакова, Мария Сокольская и Владислава Сухорукова), такие разные, и такие понятные нам, все достойные нашего (и мужниного) восхищения по-разному. При этом Елизавете Ермаковой, оформившей спектакль музыкально, показалось вполне уместным, чтобы жены, а с ними иногда и Иннокентий-Козырев запели песни «Битлз». Жены прыгают по стульям, качаются на качелях и играют на музыкальных инструментах. Сценография Марии Мелешко, с одной стороны, условная, беспредметная, а с другой, такая же легкая, поэтическая, связанная с полетом молодой души и безграничностью возможностей, в которые хочется верить, несмотря на ограничения, бедность и даже смерть ребенка, с которой придется столкнуться чете Смоктуновских. Наш герой стремительно поднимается к славе, как и ливерпульские парни в те же годы. Но самым проникновенным, несмотря на такую необычную фактуру спектакля, все же остается собственно текст писем Суламифи и самого Смоктуновского, чье мышление, оказывается, отличалось искрометным, часто даже едким, юмором. Вот здесь, пожалуй, целостность фигуры Суламифи слегка теряется при расщеплении ее реакций и цитат на четырех актрис, а вот Илье Козыреву при отстраненности, некоторой даже повышенной ученической строгости чтения текста удается не закрыть собственными эмоциями, а впрямую передать нам мысли, страхи, надежды, нежность и юмор Кеши, Иннокентия Смоктуновского, который шутит даже по поводу будущих страданий своей дочери (не прожившей и года), у которой будет такое ужасное отчество. За сложносочиненностью мысли будущего народного артиста интересно наблюдать даже в его реакциях на факт своего отцовства, в подтруниваниях над женой, в передаче деталей съемок и своей усталости от них. Спектакль не дает нам сомневаться в том, что мир этого человека был бездонным, и он сам только начинал открывать его. Суламифь же, пожалуй, осталась здесь менее понятной, ушла в тень своего мужа (в программке даже нет ее девической фамилии), раздробилась на яркие персоналии актрис, игравших ее (помнишь их, их пение, пластику, мимику, но не создаешь образ этой женщины). Самая яркая сцена — ее рассказ о посещении кладбища умершей дочки, где трагедия молодой матери впервые затмевает творческие поиски и страдания ее мужа, Кеши, который, как показывают письма, всегда далеко — на съемках и в поездках. И хотя после спектакля Павла Ващилина понадобится прочитать какую-нибудь хорошую биографию актера (например, работы Елены Горфункель), чтобы контекстуализировать услышанное, а пьеса Александры Машуковой скорее, хороша найденным и отобранным материалом, чем прочной драматургической конструкцией, первое событие в рамках празднования юбилея Иннокентия Смоктуновского радует возможностью прикоснуться к мышлению этого человека, к его интимной и трепетной истории любви. Оригинал статьи Пресса Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025 Столетие Иннокентия Смоктуновского: МХТ отмечает юбилей великого артиста, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 21.04.2025 5 историй из жизни Иннокентия Смоктуновского, рассказанных им самим, Медиацентр МХТ, 28.03.2025 «Многоликий, но единственный» – выставка в музее МХАТ к 100-летнему юбилею Смоктуновского, видеосюжет телеканала «Культура», 27.03.2025 Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022 Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021 К дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2021 Иннокентий Смоктуновский: «Природа рождает нас богатыми», Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020 Документальный фильм «Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду». Вторая серия, Анна Гереб, кинокомпания «Мастер-фильм», 9.05.2020 Документальный фильм «Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду». Первая серия, Анна Гереб, кинокомпания «Мастер-фильм», 9.05.2020 Иннокентию Смоктуновскому исполнилось бы 95 лет, Мария Михайлова, Театрал, 28.03.2020 Как рождаются гении. К юбилею Иннокентия Смоктуновского, Lostfilm.info, 28.03.2020 Мария Смоктуновская: «Папе обещали голливудские условия», Зоя Игумнова, Известия, 27.03.2020 Иннокентий Смоктуновский в роли Фарбера (фильм «Солдаты»), Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.03.2020 Символ русского актёрства. 25 лет без Иннокентия Смоктуновского, Филипп Марков, Babr24.com, 3.08.2019 Мария Смоктуновская: «Папа часто брал меня с собой», Мария Михайлова, Театрал, 2.01.2019 Мария Смоктуновская: «Папа часто шутил, что уедет от нас в Татьяновку», Мария Симонова, Томский обзор, 22.09.2015 В Томске открылась выставка МХТ, посвященная Иннокентию Смоктуновскому, агентство новостей ТВ2, 4.09.2015 МХТ покажет в Томске выставку, посвященную Смоктуновскому, РИА Томск, 4.09.2015 Планета под именем Смоктуновский, Лариса Катаева, Хакасия, 30.06.2015 Смоктуновский, Юрий Рост, Новая газета, 10.04.2015 Выставка «Космический актер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет «Новых известий», 1.04.2015 В МХТ имени Чехова открылась выставка, посвященная Иннокентию Смоктуновскому, Анна Барсукова, Новые известия, 30.03.2015 Актер милостью Божьей, Ольга Егошина, Новые известия, 30.03.2015 Гамлет с глазами князя Мышкина: Смоктуновскому 90 лет, видеосюжет телеканала «Мир 24», 28.03.2015 Иннокентий Смоктуновский: космический актёр и интеллектуал советского кино, Григорий Заславский, радио «Вести ФМ», 28.03.2015 Биография Иннокентия Смоктуновского, РИА Новости, 28.03.2015 Мария Смоктуновская: Медаль «За отвагу» отцу повесили на костюм Людовика ХIV, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2015 «Новости культуры» об открытии выставки к 90-летию И.М. Смоктуновского, видеосюжет телеканала «Культура», 27.03.2015 Фоторепортаж Екатерины Цветковой с открытия выставки к 90-летию И.М. Смоктуновского «Космический актёр», 27.03.2015 Дочь Смоктуновского: Страшный день похорон помню смутно, Денис Зинченко, Собеседник, 27.03.2015 Мария Смоктуновская, дочь великого актера, о камне в форме сердца, медали на камзоле и пистолете в багаже, Елена Светлова, Московский комсомолец, 27.03.2015 Иннокентию Смоктуновскому посвящена выставка в МХТ, телеканал «Культура», 27.03.2015 Уроки Смоктуновского, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.03.2015 Планета 5246, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.03.2015 Первый канал отметит юбилей Иннокентия Смоктуновского, Сусанна Альперина, Российская газета, 23.03.2015 Окопная правда Иннокентия Смоктуновского, Александр Хохлов, Российская газета, 10.03.2015 В Томской области установят памятный бюст Иннокентия Смоктуновского, Томский обзор, 4.09.2014 Фотогалерея «Иннокентий Смоктуновский: Люди мелкие ищут комфорта, популярности, денег; люди крупные — самих себя», Коммерсантъ, 3.08.2014 Мария Смоктуновская: «Георгий Жженов помог папе пережить ссылку», Светлана Можаева, Москвичка, 2.08.2014 Мария Смоктуновская: «Папа отправил свое сердце в нокаут», Олег Перанов, Российская газета, 27.03.2014 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012 Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012 Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008 |