Имена

«Наталья Тенякова — человек-магма»

Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Зрительскую любовь народная артистка России Наталья Тенякова заслужила давно, несмотря на то что упрямо игнорировала кино – счастливым исключением стал фильм «Любовь и голуби», ее дуэт с мужем Сергеем Юрским. Каждый, кто хоть раз видел Тенякову на сцене – БДТ времен Товстоногова, Театра Моссовета или МХТ им. Чехова, где Наталья Максимовна служила более 30 лет, подтвердит, что она настоящая Легенда. Сегодня ночью она ушла из жизни. Ей было 80. В память об уникальной актрисе публикуем текст, который готовили в преддверии церемонии награждения премии «Звезда Театрала»-2022.

От литературы к театру

Наталья Тенякова – «человек непрерывно читающий», как сказал о ней Сергей Юрский, «человек в принципе молчащий и не желающий говорить – только по необходимости». Читать она научилась очень рано: мама ставила её в очередь за мукой, писала ей на руке чернильным карандашом номер, а совсем маленькая Наташа от невероятной скуки читала всё, что попалось на глаза: надписи в магазинах, вывески, слова на памятнике Пушкину… Жила семья будущей актрисы на Пушкинской улице, в Ленинграде.

Своей тягой к театру Тенякова обязана, во-первых, учительнице литературы, которая вытащила из нее тайную мечту об актерском деле и подтолкнула к экзаменам в Театральный институт имени Островского (как назывался в то время РГИСИ). Во-вторых, мастеру Борису Зону, который взял Наташу с пухлыми щеками и тонкими косичками на курс, сразу как она произнесла первую фразу басни «Невеста-девушка смышляла жениха». «Он дал главное – профессию, ремесло в руки, – говорит Тенякова о Зоне. – Научил работать над ролью самим – без режиссера, без тренера. Са-мим».

В ряду учителей Наталья Максимовна называет и своего сокурсника, первого мужа, а теперь без преувеличения великого режиссера Льва Додина. С его отрывком «Страх и отчаяние Третьей империи» Брехта она поступила в БДТ им. Товстоногова. «Ее показ был блистательным. Она была сразу принята в труппу», – вспоминал Сергей Юрский: как член худсовета он присутствовал на смотре.

Тенякова говорит, что в ее жизни было два главных режиссера: Товстоногов и Юрский. Обоим, правда, пришлось два года ждать, пока она не отработает по распределению в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола и не получит на руки диплом. «Но это было везение, – считает актриса. – Я получила сразу две главных роли, очень трудных. Ненавидела пение в институте, а тут пришла к педагогу по вокалу и повалилась в ноги, потому что в первой роли – Полли Питчем в „Трехгрошовой опере“ – было 6 зонгов, их нужно было петь с живым оркестром в зале на 1,5 тысячи мест и с очень плохой акустикой».

Из Ленинграда в Москву

В БДТ её ждали 10 лет блестящей актерской карьеры, с точкой отсчета в спектакле «Лиса и виноград», где она сходу получила главную роль и играла в паре с уже влюбленным в неё Юрским. Впоследствии он сделал много спектаклей и телефильмов, где Тенякова была определяющей актрисой. «Как она зависела от меня, так и я зависел от нее», – вспоминал потом Сергей Юрьевич. 

Из Ленинграда в Москву они перебрались, когда партийные власти Юрского обвинили в «диссидентстве» и не давали работать в театре, «не рекомендовали» снимать в кино… «Это был запрет на профессию, – вспоминает Тенякова. – Город нас предал. Надо было бежать». Не остановила и роль Елены Андреевны в «Дяде Ване», которую в тот момент ей – актрисе номер один – предложил Георгий Товстоногов.

Были планы на МХАТ имени Чехова, куда Олег Ефремов обещал взять обоих – и весь худсовет проголосовал «за» – но опять запрет. «Мы приехали. Ефремов пришел в гостиничный номер совершенно черный, выгнал нас с Аллой Покровской, а с Юрским долго сидел тет-а-тет, объяснял: „Ничего не могу сделать. Вызвал министр культуры и сказал: „Нет, Юрский не должен работать во МХАТе и не будет““. Принял актерскую пару Театр Моссовета, где у Натальи Теняковой был и спектакль с самой Раневской „Правда – хорошо, а счастье лучше“, и „Вдовий пароход“ Генриетты Яновской, и „Гедда Габлер“ Камы Гинкаса.

Наконец, в 1988-м, со второй попытки, Наталья Тенякова стала актрисой Художественного театра. Олег Ефремов сделал предложение, от которого нельзя было отказаться – роль Раневской в „Вишневом саде“. Но с одним условием – де-юре она в труппе. За эти 30 с лишним лет в МХТ ролей будет много и разнообразных: от Мадлены в „Кабале святош“ Адольфа Шапиро, где Тенякова „конкурировала“ на сцене с Ефремовым, до „Юбилея ювелира“ Константина Богомолова, где ей пришлось „провожать“ Табакова и учиться игре на крупном плане, а кино Наталья Максимовна никогда не любила.

Театральные принципы

После дебюта в фильме „Старшая сестра“, где работала в паре с Татьяной Дорониной, она снялась еще в трех картинах и сказала: „Всё. Ни-ког-да“. Решила для себя, что „фальшивое отношение людей друг к другу и к материалу“, распространенное на съемочных площадках, ей ни к чему.

Исключением стал фильм Владимира Меньшова „Любовь и голуби“, куда она попала с Юрским за компанию. На роль бабы Шуры пробовали разных возрастных актрис народного типажа, но пара никак не склеивалась. Пришлось Теняковой согласиться. „Пока мне парик надевали – вслух читали сценарий. Это импровизация абсолютная“, – вспоминает она. Съемки были невероятно веселые. Принцип игры был театральный. Дядя Митя и баба Шура работали, как два клоуна, как Бим и Бом. Репризы принадлежали в основном Юрскому, но отыгрывала их Тенякова. И они создали такой невероятный дуэт, что, по словам Меньшова, вся группа сбегалась посмотреть, как они работают на площадке. Это было большим праздником для всех. Правда, Тенякова до сих пор ругается, что ей страшно испортили кожу. „Маме же было всего 38 лет и, чтобы ее состарить, ей на весь съемочный день стягивали лицо пленкой, – рассказывает Дарья Юрская. – А потом, когда эту пленку снимали, лицо расправлялось несколько часов“.

Достоинство, ум, юмор

Коллеги по Художественному театру знают: Тенякова не позволяет себе капризов, недовольства, усталости. Она работает не только 3 часа на репетиции. Она работает дома. Она серьезна, собрана, всегда в тонусе и готова к работе – что отличает, наверно, всех, кто прошел школу Товстоногова. Но есть в Теняковой и очень редкая для актрисы черта. По словам Юрского, она категорически никогда не занимала чужого места, в соревновании честолюбий, в жизненном кастинге никогда не участвовала – всегда уступала: „Хотите? Возьмите“.

„Если охарактеризовать ее несколькими словами, то это талант, достоинство, ум, юмор. И ее отношение к миру, ее неприятие несправедливости, абсолютное отсутствие страха“, – говорит о Теняковой режиссер Марина Брусникина. Это бесстрашие проявилось и в спектакле „Лес“, который шел на сцене МХТ уже больше 15 лет.

„Лес“ случился, когда Табаков узнал, что Серебренников поставил эту пьесу Островского с американскими студентами, позвонил и сказал: „Почему, собственно, в Америке, а не здесь? – Слушайте, я не понимаю, кто будет играть. – Я знаю. Наташка будет! – Наташка – это кто? – Тенякова. Сейчас звоню ей. – Ну, подождите, надо же встретиться. – Встречайтесь“.

Как прошел первый раунд их общения, Кирилл Серебренников рассказывает так:

– Я понимаю, что это легенда театра, очень строгая женщина – не подступишься. Всегда и все от нее шарахаются по коридорам. Боятся, как огня. Мы встречаемся в кафе „Чеховъ“ рядом с Художественный театром. Тенякова не очень-то мне рада. Я с ирокезом, в перстнях, но с цветами пришел и захватил с собой коньяк. Говорю: „Наталья Максимовна, есть очень интересное предложение Олега Павловича. Я только что поставил спектакль в Америке с молодыми артистами…“ Она стоически все это хамство выдерживает, курит, пьет коньяк и разглядывает меня. „Про что будет спектакль?“ – спрашивает. А идей нет. Я же не планировал делать „Лес“-2. Пытаюсь вырулить на темы про советское прошлое. Мы начинаем говорить. И вдруг я разглядел в Теняковой панка. В разговоре я понял, что с ней будет ужасно интересно работать и спектакль будет строится вокруг неё. Только потому, что за коньячно-цветочной церемонией между нами промелькнула искра, я и пошел в эту работу. Вообще хотел отказываться.

Особенность артистки Теняковой в том, что она невероятно наполненный жизнью человек. Это не только вопрос витальности, но и вопрос содержательности. Чем артист работает на сцене? Не одним профессиональным мастерством. Артист работает судьбой. Наталья Максимовна – человек, который зрителям передает часть своей содержательной, яркой, мощной жизни таким образом, что мы все становимся невольными свидетелями и даже соучастниками чего-то интимного. Умение свой личный опыт сделать общим опытом – это и есть свойство больших артистов.

Вообще в процессе работы мы практически не разговаривали. Сразу выработали свой птичий язык. Это высший пилотаж работы с артистом, когда общение строится почти невербально. Если другим надо было проговаривать, объяснять, Тенякова выходила и тут же понимала, вокруг чего строится сцена. Спектакль идет уже больше 15 лет, а Наташа все та же. И все так же в конце, – когда Гурмыжская помолодела, завела себе молодого мужа, – бесстрашно выходит в мини-юбке – зал рукоплещет, потому что Наталья Максимовна в прекрасной форме.

С мини-юбкой есть особая история. Когда Тенякова в первый раз это увидела, включила внутренний административный ресурс и сказала: „Кирилл, вы с ума сошли!“ Мы добавили длины. Но я приходил каждый вечер в пошивочный цех и отрезал по миллиметру, чтобы она не заметила. Только на финальном примерке Наталья Максимовна это обнаружила: „Подождите!“ – и попросила сшить ей шорты. С тех пор ботфорты на шикарных ногах Теняковой видит страна.

Я считаю, это тоже достижение спектакля, потому что Тенякова – артистка содержания и артистка формы. Никто, как она, не умеет быть яркой, острой, в какую-то секунду смешной, в какую-то – трагической, болезненной, в какой-то момент невероятно привлекательной, а в какой-то – абсолютно некрасивой. Это всё – диапазон возможностей большого художника.

Тенякова, конечно, большая артистка, но при этом ей 12 лет. Наташе 12 ровно тогда, когда она превращается в человека, абсолютно по-настоящему живущего внутри спектакля со своими партнерами. Она, как кошка – ее невозможно переиграть. Тенякова – это невероятная органика. Тенякова – человек-магма с удивительным тонким умом и с принудительным обаянием. Ее юмор – отдельная и труднопередаваемая на бумаге стихия. Она – великая, и это понятно всем.

Оригинал статьи
Пресса
В МХТ имени Чехова простились с Натальей Теняковой, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 20.06.2025
В Москве простились с Натальей Теняковой, София Кудряшова, ТАСС, 20.06.2025
Хабенский, Брусникина, Леонтьев, Высоцкий: в МХТ попрощались с Натальей Теняковой, Наталия Губернаторова, фоторепортаж «Московского комсомольца», 20.06.2025
Бабушка всей страны: умерла Наталья Тенякова, Зоя Игумнова, Екатерина Милицкая, Известия, 18.06.2025
Не стало мощной актрисы с удивительной судьбой Натальи Теняковой, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.06.2025
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Всегда выбирала Юрского. Скончалась актриса Наталья Тенякова, Ксения Студенова, Аргументы и факты, 18.06.2025
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
«Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022
«Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022
Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
Это мой город: актриса Наталья Тенякова, Алина Комская, Москвич, 30.01.2021
Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020
Новый цикл театральных вечеров запускает МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.11.2019
Актерские посиделки: художественный театр открывает «Мхатовские пятницы», Александр Трегубов, Московский комсомолец, 22.11.2019
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Сергей Женовач раздал мхатовцам «Чаек», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.10.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019
Звезда фильма «Любовь и голуби» отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.07.2019
Юбилей народной артистки России Натальи Теняковой, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2019
Актриса на все времена, Татьяна Петренко, Театрал, 3.07.2019
Наталья Тенякова: после первой роли я рыдала, Московский комсомолец, 25.06.2019
Ещё раз про нелюбовь, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 10.01.2019
Была бы Гертруда, а платье найдется, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 10.01.2019
Наталья Тенякова в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 26.12.2018
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018
Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018
В королевстве всё неладно не по-датски, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.11.2018
Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018
От Гамлета не лечат, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.11.2018
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Офелия боится воды», видеосюжет телеканала «Культура», 9.11.2018
В МХТ имени Чехова прошел пресс-показ спектакля «Офелия боится воды», видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 9.11.2018
В Москве открыли мемориальную доску Ие Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 24.09.2018
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017
Наталья Тенякова в программе «Наедине со всеми», Юлия Меньшова, Первый канал, 10.04.2017
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
Наталья Тенякова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.02.2016
Коротая жизнь за мечтой, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 21.10.2015
Год, когда он умер, Сергей Лебедев, Современная драматургия, № 3, 29.09.2015
МХТ имени Чехова, «Юбилей ювелира»: поистине ювелирная работа, Мария Демидова, Ярославский регион, 15.09.2015
«Юбилей ювелира» с Олегом Табаковым, Эмилия Деменцова, The Holliwood Reporter, 17.08.2015
Итоги театрального сезона: «МК» объявляет лауреатов своей премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.07.2015
Память сердца. Эпизод 6, Эмилия Деменцова, Театрон, 23.04.2015
Люби свою королеву, Елена Левинская, Театральная афиша, 22.04.2015
«Юбилей ювелира»: а дальше — тишина?, Ирина Шведова, Московская правда, 21.04.2015
Память сердца. Эпизод 5, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.04.2015
Память сердца. Эпизод 4, Эмилия Деменцова, Театрон, 13.04.2015
Лучшие спектакли-бенефисы, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.04.2015
Память сердца. Эпизод 3, Эмилия Деменцова, Театрон, 8.04.2015
Его величество, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 30.03.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Смерть без эмоций, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.03.2015
Взгляд с экрана, Вячеслав Суриков, Эксперт, 21.03.2015
Придет ли к Табакову королева?, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
60 бриллиантов Олега Табакова, Наталья Барабаш, Комсомольская правда, 13.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
Табаков попытался заглянуть за край, Марина Райкина, Московский комсомолец, 11.03.2015
Кто любит свою королеву…, Елена Дьякова, Новая газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Королевская старость, Алла Шендерова, Colta.ru, 6.03.2015
«Юбилей ювелира», «Страна мальчишей» и «Жизнь в движении», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 4.03.2015
Олег Табаков сыграет ювелира, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2015
Табаков рассказал про «Юбилей ювелира» и свой собственный, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.03.2015
11 вопросов для Натальи Теняковой, Пресс-служба МХТ, 11.02.2015
Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Шлягер для интеллектуалов, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002