>  27 августа
Гастроли
Красноярск, на сцене Красноярского ТЮЗа, в рамках VII Фестиваля театра юного зрителя «Язык мира»

«Соня-9» — 13 и 14 сентября

Астрахань, на сцене Астраханского драматического театра, в рамках IV Международного фестиваля-форума «Театральная дельта»

«Дуэль» — 30 сентября

Сыктывкар, на сцене Академического театра драмы имени Виктора Савина

«Пролётный гусь» — 5 и 6 октября
«Старший сын» — 7 и 8 октября
>  22 августа
Юбилей Наталии Егоровой


Сегодня, 22 августа, юбилей у народной артистки России Наталии Сергеевны Егоровой.

Её творческий путь начался сразу с триумфа, причём одновременно в театре и в кинематографе. В 1975 году, оканчивая Школу-студию МХАТ, она сыграла Элизу Дулиттл в дипломном спектакле «Моя прекрасная леди» – с этого мюзикла (в то время редкий жанр для школы Художественного театра!) и других дипломных постановок курса Виктора Монюкова началась история Нового драматического театра. И в том же 1975 году на широкий экран вышел фильм Виталия Мельникова «Старший сын», где Наталия Егорова сыграла Нину и влюбила в себя не только героя Николая Караченцова, но и всю страну.

В Новом драматическом театре актриса прослужила восемь лет, при этом играя ведущие роли и на других сценах. Во МХАТе она была Настёной в спектакле Владимира Богомолова «Живи и помни», в «Современнике» – Армандой в «Кабале святош» Игоря Кваши.

В 1984 году Олег Ефремов пригласил Наталию Сергеевну в труппу Художественного театра, и её творческая биография пополнилась множеством ролей в спектаклях Ефремова, Долгачёва, Скорика, Козака, Чхеидзе…

В легендарных ефремовских «Трёх сестрах» Егорова исполнила роль Наташи – мещанки, скрывающей железную хватку за «золотистой, мягкой» внешностью. Это сочетание трепетной живописной красоты, магнетического обаяния и стойкой внутренней силы, яркого темперамента свойственно многим её героиням – от русских императриц в кино до Вари в «Вишнёвом саде» Олега Ефремова и Полины Андреевны в его же «Чайке», от Марьи Дмитриевны в «Дворянском гнезде» Марины Брусникиной до буфетчицы Хороших в «Прошлом лете в Чулимске» Сергея Пускепалиса…

Сегодня в репертуаре Художественного театра – «Дядя Ваня» Дениса Азарова, где Наталия Егорова играет Марину. Ближайший спектакль с её участием состоится 25 сентября.

Мы поздравляем Наталию Сергеевну с днём рождения и от души желаем ей здоровья, бодрости духа и новых ролей!
>  17 августа
Константин Хабенский об Олеге Табакове


Олега Павловича Табакова вспоминает Константин Хабенский:

«Бывают такие ситуации, когда видишь небожителя, на которого молился с детства, глядя в телевизор или на экран кинотеатра, а потом в какой-то момент жизни встречаешься с этим великим человеком, и у тебя, к сожалению, не сходятся реальность и представление о нём. В отношении Олега Павловича Табакова, наоборот, всё сошлось.

Для него была важна ценность человеческой жизни. Он всегда говорил, что театр — дом, и его забота об актёрах и вообще о тех, кто служит не только в актёрском цехе, была огромная. Мы и сегодня финансово помогаем сотрудникам театра, у которых рождаются дети, — доплачиваем мамам и папам. Олег Павлович заботился и о живых, и о памяти тех, кто уже присоединился к большинству. Поражала его парадоксальная щедрость и души, и кошелька, и, конечно, широта подхода к делу… У него (Улыбается.) я подсмотрел и принял на вооружение умение, какая ни была бы ситуация, найти двадцать минут для того чтобы лечь поспать. Я об этом помню и иногда позволяю себе так делать.

У Олега Павловича была очень хорошая интуиция. Интуиция и чувство успеха. У него это было очень сильно развито. И в этом смысле он крайне редко ошибался. Если понимал, что он ошибся, то мог позволить себе закрыть спектакль и не выпускать премьеру.

Ещё у него была колоссальная способность собирать кассу. Олег Павлович говорил, что зритель голосует рублём, и от этого никуда не денешься. Можно ставить какие угодно тончайшие спектакли, но если они зрителю неинтересны, то, к сожалению, это можно считать ошибкой. Либо ошибаться, но на новой экспериментальной сцене, где мы можем позволить себе всё, что угодно.
Мне тоже всегда хотелось и хочется, чтобы то, что мы делаем в театре здесь и сейчас, вызывало интерес. Мне всегда хотелось и хочется, чтобы на вопрос, где вы работаете, мы отвечали: “Я служу в Московском Художественном театре”, и это вызывало бы уважение и даже немножко зависть.

Если бы я решил написать словесный портрет Олега Павловича, то сказал бы, что Табаков — человек, который умеет вкусно есть, при этом отвечая на вопросы, а потом вдруг неожиданно начинает читать стихи в расчёте на то, что этот аллегорический ответ, стихотворный, ты поймёшь…

Ты никогда не поймёшь Олега Павловича, как он умел отвечать, пропевать, я имею в виду петь, какие-то острые вопросы или те вопросы, на которые он не хотел отвечать. Это человек, который уважал, который умел (Показывает рукой волнообразное движение. ) очень стройно проходить между струй в некоторых сложных политических ситуациях, но при этом очень ценил прямоту».

Текст опубликован в журнале Театра Олега Табакова «Зеркало».
>  17 августа
90 лет со дня рождения Олега Табакова


Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Олега Павловича Табакова (1935-2018), великого артиста и педагога, создателя и руководителя театров и театральных школ, человека, истово любившего жизнь и множившего в ней радость.

Кто он для Художественного театра?

Случайный юный зритель, школьник, приехавший из Саратова в Москву с мечтою купить фонарик и потративший деньги на билет во МХАТ, на «Три сестры» Немировича-Данченко. Даже на склоне лет Олег Павлович вспоминал тот спектакль как главное театральное потрясение в своей жизни.

Ученик учеников Станиславского, «наследник по прямой», один из создателей «Современника», родившегося в недрах Школы-студии МХАТ. Спустя годы – ректор и педагог, выпускавший на театральный небосвод целые актёрские созвездия, в том числе ставшие костяком его театра-студии на Чаплыгина.

Гениальный артист, обожаемый публикой, «главный лицедей страны», как называл его историк театра и сподвижник Анатолий Смелянский. От «Амадея», которого он играл на мхатовской сцене почти 30 лет, до исповедального «Юбилея ювелира» и последнего в его жизни «Дракона» он неизменно был встречаем и провожаем овациями.

Художественный руководитель, взявший на себя ответственность за театр в очень непростое, кризисное время. 18 лет правления Табакова не только стали ренессансным периодом в истории МХТ, но и оказали влияние на весь отечественный театр. С азартом коллекционера Олег Павлович собирал здесь самых талантливых актёров и режиссёров, шёл на любой риск, чтобы открыть новое имя, и заслуженно радовался кипению жизни, разнообразию репертуара, аншлагам в залах, очередям к кассам. Его часто упрекали за любовь к успеху. Сам же он отмечал, что главное в успехе – его качество, высота планки, задаваемая талантом и вкусом, соответствие замыслу.

А ещё он был человеком, которого мы любили. Любили искренне и взаимно. Свою любовь к людям театра он проявлял заботой как в творческом, так и в бытовом, житейском плане, и все, попадавшие под его крыло, ощущали это.

В день рождения Олега Павловича Табакова мы поздравляем всех с тем, что он с нами был, что ему удалось сделать много добра и не уйти бесследно.
>  16 августа
Выставка Музея МХАТ «Олег Табаков: „Моё дело – играть!“»


17 августа в 17:00 в день рождения Олега Павловича Табакова в Доме-музее К. С. Станиславского (Леонтьевский пер., 6, с1) состоится открытие выставки «Олег Табаков: „Моё дело – играть!“».

Название экспозиции, которую Музей МХАТ приурочил к 90-летию со дня рождения великого актера, художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова продиктовано самой жизнью: ведь какие бы дела не вершил Олег Павлович в течение дня, как бы ни занимали его организационные, педагогические и многие другие вопросы, все отходило в сторону, едва наступал час, когда он должен был выходить на сцену. Его дело было – играть, и ничто не могло сравниться с той радостью, что приносило ему лицедейство.

Павел Ващилин, директор Музея МХАТ: «Московский Художественный театр Олег Павлович возглавлял 18 лет. Это было яркое и счастливое время. Он многому научил, прежде всего – примером. Он показал, как можно, как нужно, как хотелось бы делать театр. Мудрость Олега Павловича осталась с нами в его ярких высказываниях, некоторые из них начинаешь понимать с опытом прожитых лет. „Умение сказать „спасибо“ — одна из важных привычек“ – и мы хотим сказать „спасибо“ Олегу Павловичу нашей выставкой».

На выставке будут представлены фотографии, сценические костюмы, личные вещи Олега Павловича Табакова.

Подробности – на сайте Музея МХАТ.
>  11 августа
Новый сайт
Дорогие зрители!
С сегодняшнего дня у МХТ имени А. П. Чехова новый сайт, но адрес остается тем же — mxat.ru.
Прежняя версия сайта до конца года будет функционировать по адресу old.mxat.ru.
>  11 августа
Продажа билетов на октябрь
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на октябрь в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на сайте театра начнется 15 августа в 12:00.
С 15:00 можно будет забронировать билеты по телефонам (495) 646-3-646 и (495) 692-67-48.
>  10 августа
Ушёл из жизни Юрий Бутусов


Сегодня пришла весть о гибели Юрия Николаевича Бутусова, театрального режиссёра и педагога, бывшего художественного руководителя Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета. Новость оглушающая, бьющая под дых.
Человек – оголённый нерв, одержимый, наэлектризованный, уязвимый, он был абсолютным, признанным гением. Его театр — театр отчаяния, пульсирующей боли, нежности и невероятной красоты. В созданные им миры хочется возвращаться, его талант даёт веру в силу искусства изменить жизнь – если не глобально, то жизнь тех, кто приходит в театр.
Художественному театру выпало счастье много лет быть в диалоге с Юрием Николаевичем. В начале 2000-х на Малой сцене МХТ он выпустил спектакль «Воскресение. Супер», вошедший в репертуар Театра п/р О. Табакова. Затем были премьеры на Основной сцене – «Гамлет», после долгой паузы объединивший в Москве его питерскую, ленсоветовскую команду, «Иванов», «Человек из рыбы». Всего несколько названий, но каждое из них – важно, а между ними – много задуманного, начинаемого, так и не осуществлённого или реализованного потом в других театрах. Много неразрывных человеческих связей, бесценного опыта, творческих мук, любви.
Разделяем горе близких, желаем сил семье Юрия Николаевича, его друзьям, ученикам, коллегам и зрителям – всем, кто его любил. 
>  10 августа
Юбилей Александра Боровского


Сегодня исполняется 65 лет заслуженному художнику России Александру Давидовичу Боровскому, одному из самых авторитетных сценографов нашей страны, сочинителю сотен спектаклей, строителю театральных пространств, многолетнему соавтору Сергея Женовача, Льва Додина, Валерия Фокина…
В Художественный театр он пришёл с Олегом Табаковым. А вернее, с «Табакеркой», чьим главным художником был с момента её создания. В середине 1990-х спектаклю Владимира Машкова и Александра Боровского «Смертельный номер» оказался тесен подвальный театр на Чаплыгина и он был выпущен на Малой сцене МХАТ, тут же превратив её в театральную Мекку. В 2001-м еще один спектакль этого тандема – легендарный «№ 13», с интерьером фешенебельного лондонского отеля и мхатовским занавесом, сшитым из шотландки, – открыл эпоху Табакова в МХТ. Потом было распахнутое, бездонное пространство «Копенгагена» Миндаугаса Карбаускиса, где три человека, решавшие судьбу мира, выглядели частицами в пустоте космоса; были сломанный, накренившийся, как тонущий корабль, мир «Белой гвардии» Сергея Женовача и вырубленный сад в «Иванове» Юрия Бутусова. А ещё были «Ю», «Ретро», «Лунное чудовище», «Тот, кто получает пощёчины», «№ 13D»
Когда в 2006 году не стало главного художника МХТ Давида Боровского, его пост перешёл к его сыну. Однако вскоре Александра Давидовича захватило создание нового театра – «Студии театрального искусства» Сергея Женовача. Спустя годы он вернулся с Женовачом в Художественный театр, и в период с 2018 по 2021 год здесь ими были поставлены «Бег», «Заговор чувств», «В окопах Сталинграда», где, по словам режиссёра, созданное художником пространство во многом определяло замысел, идею спектаклей, способ актёрского существования. 
Поздравляя Александра Давидовича с юбилеем, мы благодарим его за вклад в искусство Художественного театра и желаем долгих лет творчества!
>  3 августа
Юбилей Сергея Чонишвили


Сегодня, 3 августа, отмечает юбилей заслуженный артист России Сергей Чонишвили.
Для МХТ имени А. П. Чехова этот замечательный актер, голос которого известен без преувеличения всей стране, – давно уже свой человек. Сергей Ножериевич много лет выходит на мхатовскую сцену: он играл Трощейкина в «Событии» и Карлсона в спектакле «Мушкетеры. Сага. Часть первая», много лет был неподражаемым Дорианом Греем в «Идеальном муже. Комедии», азартным адвокатом сэром Уилфридом в «Свидетеле обвинения», в последние годы – Несчастливцевым в «Лесе».
Сейчас Чонишвили можно увидеть в спектакле «Мужья и жены» – в этой горькой комедии Вуди Аллена об извечной борьбе полов сполна проявляются и его сценический темперамент, и склонность к рефлексии, и актерский аристократизм (Сергей Ножериевич – сын двух звезд Омской драмы периода расцвета, Ножери Чонишвили и Валерии Прокоп).
Московский Художественный театр от всей души поздравляет Сергея Ножериевича Чонишвили с 60-летием! Желаем здоровья, неиссякаемой энергии и новых прекрасных ролей!
>  2 августа
Ушёл из жизни Юрий Ерёмин


1 августа ушёл из жизни народный артист РСФСР, режиссёр и педагог Юрий Иванович Ерёмин. Ему был 81 год, и вся его жизнь была наполнена творчеством.
Начав как актёр, Юрий Ерёмин очень скоро нашёл себя в режиссуре, причём настолько успешно, что уже через пару лет после окончания ГИТИСа стал главным режиссёром ТЮЗа, а затем и драмтеатра в Ростове-на-Дону. Потом было руководство Театром Советской Армии, Театром имени Пушкина (сегодня его возглавляет ученик Ерёмина Евгений Писарев), четверть века в Театре имени Моссовета, куда Юрия Ивановича позвал его учитель Павел Хомский, множество спектаклей в других театрах…
В МХТ более десяти лет не сходил со сцены его спектакль «Последняя жертва» по пьесе Островского, где купца Прибыткова с колоссальной убедительностью играл Олег Табаков, Юлию Тугину – Марина Зудина, а в роли альфонса и игрока Дульчина в очередь выходили Сергей Колесников и Максим Матвеев. Этот по-настоящему красивый спектакль, где действие пьесы было перенесено режиссёром в эпоху модерна, был любим и зрителями и актёрами. Шли здесь и другие постановки Ерёмина: «Возвращение» по Андрею Платонову с Алексеем Гуськовым в главной роли; «Кошки-мышки» с блистательными Ольгой Яковлевой, Ниной Гуляевой, Татьяной Лавровой, Ией Саввиной; «Последняя ошибка Моцарта», где Евдокия Германова и Ольга Барнет играли вдов Моцарта и Сальери. Было обращение к «Женщине с моря» Ибсена… Работа с Юрием Ивановичем всегда была школой мастерства, примером самоотдачи, принципиальности, любви к сцене.
Художественный театр скорбит и выражает самые искренние соболезнования родным и друзьям Юрия Ивановича Ерёмина, коллективу Театра имени Моссовета, ученикам и последователям режиссёра.
>  1 августа
Гастроли: «Чайка» летит в Китай


С 8 по 24 августа состоятся гастроли МХТ имени А. П. Чехова в Китае. Спектакль «Чайка» в постановке художественного руководителя театра Константина Хабенского покажут в трёх городах. Всего пройдёт 9 показов:

● 8, 9 августа в 19:30 и 10 августа в 14:00 – в Пекине на сцене Пекинского театра Poly
● 15, 16 августа в 19:15 и 17 августа в 14:00 – в Шанхае на сцене Шанхайского восточного центра искусств
● 22, 23 августа в 19:30 и 24 августа в 14:00 – в Сямыне на сцене Сямыньского театра Цзягэн

Также в рамках гастролей пройдут творческие встречи с Константином Хабенским и артистами, занятыми в спектакле:

● 6 августа в 19:00 — в Пекине в книжном магазине Rendez-Vous
● 9 августа в 9:30 — в Центральной академии драмы в Пекине (закрытая академическая конференция по спектаклю «Чайка»)
● 12 августа в 19:00 — в Шанхайском восточном центре искусств

Константин Хабенский: «На гастролях в Китае мы покажем недавнюю премьеру МХТ – спектакль “Чайка”. Эта пьеса Антона Павловича Чехова была началом всех экспериментов Московского Художественного театра, и дальше в нашем театре было много подходов, попыток этот текст осмыслить. Нам же захотелось сделать что-то про людей, печальную, парадоксальную комедию. В наших героях много юношеского максимализма, нормального человеческого эгоизма. Для нас главные герои в этой пьесе – женщины. Благодаря их вниманию, их любви, их преданности можно взлететь, в том числе и в творчестве. А при отсутствии того же, при игнорировании мужчины можно довести человека до плинтуса и ниже. Это касается в равной степени и самого Антона Павловича: что было бы с ним при его болезни, если бы не любовь актрисы Московского Художественного театра Ольги Леонардовны Книппер?..»

Гастроли станут пятым визитом Художественного театра в Китай. МХТ представлял свои спектакли в Пекине в 2006 и 2011 годах, в 2018 и 2019 принимал участие в Международном театральном фестивале в Учжэне.