Художественное руководство и дирекцияРуслан Кулухов Ляйсан Мишарина Артемий Харлашко Евгений Зубов Вячеслав Авдеев Наталья Перегудова Алексей Чирков Константин Шихалев Екатерина Капустина Творческая частьМедиацентрАнастасия Казьмина Дарья Зиновьева Александра Машукова Татьяна Казакова Наталья Бойко Олег Черноус Алексей Шемятовский Репертуарная частьНаталья Беднова Олеся Сурина Виктория Иванова Наталья Марукова Людмила Калеушева Алёна Соколова Служба главного администратораСветлана Бугаева Анна Исупова Илья Колязин Дмитрий Ежаков Дмитрий Прокофьев Отдел проектной и гастрольной деятельностиАнастасия Абрамова Инна Сачкова Отдел маркетинга и стратегического развитияЛилия Сидорова Мария Баженова Музыкальная частьОрганизационный отделОтдел кадровАнна Корчагина Отдел по правовой работеЕвгений Зубов Надежда Мотовилова Финансово-экономическое управлениеИрина Ерина Елена Гусева Административно-хозяйственный отделМарина Щипакова Татьяна Елисеева Сергей Суханов Людмила Бродская ЗдравпунктТатьяна Филиппова | «Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжениемНаталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025 Константин Хабенский и Александр Цыпкин поставили народную сказку в МХТ
Под занавес сезона художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Константин Хабенский выпустил трагикомичный спектакль по рассказам писателя Александра Цыпкина. После своего режиссерского дебюта – сложносочиненной и неочевидной «Чайки» – он выбрал куда более простую прозу автора «Беспринципных». И на этот раз из-под бойкого цыпкинского пера появились мини-истории из жизни обитателей не Патриков, а обычной серой панельки. Кто кому изменил, почему потолок замироточил водкой, как новоиспеченные гангстеры просветлились. Суперзвезды МХТ все это не без иронии разыгрывают и срывают овации на каждом показе.
«Жил. Был. Дом» – спектакль, претендующий на звание народного, чуть ли не рязановского хита. Не случайно в программке приведены слова худрука: «Хочется рассказать такую историю, которая была бы близка и понятна абсолютно всем. Хочется, чтобы и партер, и балкон – все зрители увидели себя, свои радости, свои печали». Жанр сказки явно призван погасить противоречия между историями разной степени правдоподобности и актуальности.
Девять историй происходят в доме, который не сегодня-завтра взлетит на воздух. Об этом знают только курирующие его два ангела (артисты Кузьма Котрелев и Александр Усов даже в простеньких ролях продемонстрировали свое победительное обаяние) и животные – кот (в безупречно-ироничном исполнении Игоря Верника) и парочка выясняющих отношения крыс, решенных в мелодраматическом ключе (Игорь Хрипунов и Кристина Бабушкина). Все они силятся предотвратить трагедию любыми способами и ненарочито выманить людей из треклятой панельки.
Между тем панелька зрителю показана подробно и во всей красе (художник Николай Симонов). Разомкнутые панельные соты, то зажигающиеся, то гаснущие окна, снующий туда-сюда лифт и даже посвистывающая в подвале ржавая труба – именно мнимая утечка газа угрожает дому и его обитателям. Перед зрителем как будто распахнут целый съемочный павильон на театральной сцене. Декорация в несколько этажей похожа на вавилонскую башню, на каждом этаже которой происходит что-то из ряда вон.
Воры-дебютанты в костюмах яндекс-курьеров (уморительно нелепые Павел Чинарев и Анатолий Кот) вваливаются в съемную квартиру с украденным; библиотекарь Валера (как всегда органичный в любом образе Павел Ворожцов) и алкоголик Карась (фотографически точный Алексей Красненков) гадают, по какой причине замироточил водкой их потолок; домохозяйка Марина (как всегда естественная Ирина Пегова) обманывает дочь о причинах своего расставания с мужчиной. Тут же бизнесмен, продавший свой бизнес за 5 млрд руб. (харизматичный Сергей Волков), который узнал, что его любимая жена (длинноногая Маруся Фомина) изменила ему с лучшим другом (любимец публики и сериальная звезда Виктор Хориняк), и предлагает ей сделать выбор
Выбор, к слову, стоит здесь перед всеми героями. Перед животными тоже – ведь они могут просто взять и сбежать с корабля, спасая только себя. Все видит и никуда не спешит один только говорящий попугай в исполнении самого Константина Хабенского. Он разглагольствует про Пушкина, царей и палящих из маузеров партийцев и точно знает, что ничего нет страшнее свободы. Вот такая вот философия у этой птицы.
Но все было бы слишком просто, если бы никакого второго плана в этих сюжетах не предполагалось. Хабенский и Цыпкин рассказывают их не только веселья ради (скажем прямо, иногда сомнительного). На самом деле эти истории человеческих взлетов и падений только прикидываются анекдотами. Ведь алкоголики в конце концов уверуют в Бога, муж простит жену и друга, дочь Марины обретет родного отца, а украденные бандитами деньги достанутся бурятскому дацану. После всего на сцене пойдет пушистый снег. Разумеется, под хорошую музыку – впервые в МХТ звучат песни Гавриила Лубнина, композитора, поэта, художника, культового музыканта питерского андеграунда. Что еще нужно для непритязательного вечера в главном театре страны?
Ах да, в финале все актеры выйдут на сцену и предложат зрителям проголосовать за самую интригующую историю. Авторами постановки обещано следующее: какая история победит в голосовании, та и получит продолжение. Как говорится, театральный сериал от Хабенского и Цыпкина? Почему бы и да
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |