Художественное руководство и дирекцияРуслан Кулухов Ляйсан Мишарина Артемий Харлашко Евгений Зубов Валентина Богатова Наталья Перегудова Алексей Чирков Константин Шихалев Екатерина Капустина Творческая частьМедиацентрАнастасия Казьмина Дарья Зиновьева Татьяна Казакова Наталия Бойко Олег Черноус Алексей Шемятовский Репертуарная частьНаталья Беднова Олеся Сурина Виктория Иванова Наталья Марукова Людмила Калеушева Алёна Соколова Служба главного администратораСветлана Бугаева Анна Исупова Илья Колязин Дмитрий Ежаков Дмитрий Прокофьев Отдел проектной и гастрольной деятельностиАнастасия Абрамова Инна Сачкова Отдел маркетинга и стратегического развитияЛилия Сидорова Мария Баженова Музыкальная частьОрганизационный отделОтдел кадровАнна Корчагина Отдел по правовой работеЕвгений Зубов Надежда Мотовилова Финансово-экономическое управлениеИрина Ерина Елена Гусева Административно-хозяйственный отделМарина Щипакова Татьяна Елисеева Сергей Суханов Людмила Бродская ЗдравпунктТатьяна Филиппова | «Бартошевич смог обрести этот статус: критик как художник, театровед как артист»Павел Руднев, Театрал, 9.10.2025 Алексей Бартошевич был ветвью Художественного театра. И когда он уже под конец жизни понял, что становится старейшиной, хранителем памяти, он с удовольствием об этом рассказывал на правах едва ли не единственно выжившего свидетеля. Как он самозародился из недр, от корней, как персональное соприкосновение с культурой МХТ сформировало целеполагание и характер человека крупной мысли, но и человека сомнения. Он никогда не хотел власти и мучался, если ему предлагали не размышлять, а судить и распределять. Со смехом вспоминал, как советовали ему возглавить ту или иную институцию. Зачем власть, если есть авторитет, заработанный за мысль и обязанность просвещения? При том, что хуже всего Алексей Вадимович верил, что можно исправить вселенную просвещением. Вообще сомневался в миссии интеллигента, не покидая этой страты персонально, в том, что культурой можно кого-то остановить. Проживший почти целый век, он знал, что бывает время, когда культура бессильна, когда скрипач оказывается не нужным, факультативным. Уильям Шекспир в его лексиконе оказывался метафорой театральной свободы. Шекспир – это про всё, про всю территорию театра. Шекспир – это антизапрет, антиправило, антиханжество. Это вечно прекрасная культура Ренессанса, где человек и его творчество становятся в центре вселенной. Функция человека –творческое преображение мира, а у фантазии границ не существует. Шекспир –эталон свободы творчества. Считается, что Бартошевич изучал Шекспира. А ведь на самом это не так. Проблемы текстологии, семантики, лексикона Шекспира, точности знаний об елизаветинской эпохе, проблемы книжного Шекспира, переводоведения волновали его не так сильно, как театральные интерпретации. Шекспир жил только в живом театре, не в книге. Шекспир оказывался в его рассказах тем, что помогало любой эпохе высказываться о себе. Шекспир это чистый лист, на который каждое время наносит свои иероглифы. Он все время просил учеников: не подменяйте историю театра историей драматической литературы. Пишите о театральной материи, а не о природе текста. Театроведческая школа устала от литературоцентризма. Его интересовало, как материя спектакля раздувает величие Шекспира, как буковки растут в размерах, как наслаивается понимание и рецепция, как ширится вечно растущий смысл. Он защищал театр интерпретации и трактовки, а не театр буквалистский, театр костюмной драмы, театр театроведческих интересов. «Правильно поставить Шекспира» была для него фразой пошляка. Его герменевтический анализ послешекспировских эпох утверждал безграничность человеческой мысли. Шекспир выдержит любую трактовку, любое желание через него высказаться, потому что только истинные ценности не боятся интерпретации и пародирования. Более того, Шекспир остается в культуре потому и оттого, что его вечно интерпретируют. Болью Бартошевича оказывались только тексты, которые не ставились долго, забывались режиссурой. И он постоянно напоминал: а вот есть, ребята, «Кориолан», а есть «Цимбелин», а еще «Троил и Крессида». Бартошевича бесконечно интересовала тема внезапного колоссального интереса к шекспировским комедиям в 1930-1940е годы в советском театре. Ему справедливо казалось, что, когда ничего нельзя и многих художников можно было не досчитаться, Шекспир мог спасти цивилизацию российского театра от гибели и обезлюдения. Ренессансная закваска смехом вылечивала болезнь системы. Ведь и у Хаксли в романе восстановление вселенной начинается с томика Шекспира. И Калибан в фильме Питера Гринуэя, исполнив приказ Просперо сжечь все волшебные книги, тайно оставляет себе томик Уильяма Шекспира. Если действительно от всей вселенной останется том всех сочинений Шекспира, мир можно восстановить заново. Редко бывает так, что критик, театровед равен художнику по статусу. При всей невероятной, показательной скромности этого человека и этого учителя, который окружал себя постоянно молодежью, Алексей Бартошевич смог обрести этот статус: критик как художник, театровед как артист. Народный театровед России. Последняя лекция Алексея Бартошевича в МХТ. Оригинал статьи Пресса «Бартошевич смог обрести этот статус: критик как художник, театровед как артист», Павел Руднев, Театрал, 9.10.2025 Павел Руднев: Театр делает человека сложнее, Михаил Морозов, Учительская газета, 24.10.2023 Крупным планом: Павел Руднев в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 9.08.2023 Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023 Театровед Павел Руднев: Современному театру свойственно многообразие, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 22.09.2022 В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022 Репортаж с показа эскиза «Остановка» (проект «АРТХАБ»), Медиацентр МХТ, 25.05.2022 «АРТХАБ»: Константин Хабенский представил экспериментальный проект МХТ имени А. П. Чехова, Ok!, 25.05.2022 Хабенский рассказал о проекте «АРТХАБ» МХТ Чехова, ТАСС, 24.05.2022 Павел Руднев – о новом проекте «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 24.05.2022 Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фотографии Валерии Новокрещеновой, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 13.12.2018 «Круг чтения». Читка пьесы Ярославы Пулинович «Тот самый день». Фоторепортаж ЕКатерины Цветковой, 19.12.2017 Современная драма: путь к зрителю или пауза ожидания?, Лиterraтура, 8.04.2017 В МХТ имени Чехова работает режиссерская лаборатория «Горький. Проза», видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2017 Москва. МХТ. Драматург Иван Андреев о читке пьесы «Боюсь стать Колей», официальный сайт Ивана Андреева, 5.02.2017 «Круг Чтения». Читка пьесы Ивана Андреева «Боюсь стать Колей». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 3.02.2017 «Круг чтения». Читка пьесы Андрея Бехтерева «Непрогоняемый ангел». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 12.12.2016 Эскиз спектакля «Зулейха открывает глаза» представлен в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2016 В МХТ идет мини-фестиваль лаборатория «Опыты под конец сезона», Общественное телевидение России, 29.06.2016 МХТ имени Чехова бесплатно покажет зрителям «Опыты под конец сезона», Ольга Свистунова, ТАСС, 21.06.2016 Театр станет территорией риска и лабораторных работ, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 26.05.2015 «Вывести свой вирус», Дмитрий Ренанский, Colta.ru, 22.05.2015 Финский театр на русский лад, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 16.04.2014 Герои новой финской драматургии впервые заговорят по-русски в МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ИТАР-ТАСС, 11.04.2014 Братьев не выбирают, Сергей Петров, Ведомости, 13.09.2013 Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013 Театральные школы со всего мира собрались в Москве на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 21.10.2012 Актерская школа из США привезла в Москву спектакль «Дом Бернарды Альбы», видеосюжет телеканала «Культура», 18.10.2012 Необычное прочтение чеховских «Трех сестёр» на фестивале «
Станиславский продолжается», видеосюжет телеканала «Культура», 16.10.2012 | |

