Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Ляйсан Мишарина
Артемий Харлашко
Евгений Зубов
Валентина Богатова
Наталья Перегудова
Алексей Чирков
Константин Шихалев
Екатерина Капустина

Творческая часть

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Татьяна Казакова
Наталия Бойко
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева
Алёна Соколова

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Отдел маркетинга и стратегического развития

Лилия Сидорова
Мария Баженова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Наталья Виноградова: «Многие приходят перенимать опыт, узнавать секреты продаж»

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 26.10.2025
Сегодня, 26 октября, в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова пройдет традиционная церемония вручения памятных знаков «Чайка» сотрудникам театра, Музея МХАТ и Школы-студии МХАТ, чей стаж работы во мхатовском пространстве составляет 15 лет и больше. «Чайку» за полвека службы в Художественном театре получит Наталья Виноградова, заместитель директора по работе со зрителями. Наталья Александровна в своей области специалист поистине легендарный, неслучайно к ней обращаются за консультациями худруки и директора крупнейших театров. В нашей рубрике «Посторонним вход разрешен» – интервью с Натальей Виноградовой.

– Наталья Александровна, в интервью для книги «МХАТ. Взгляд из-за кулис» вы рассказываете о том, что в юности мечтали работать в театре «Ромэн», куда в то время уже устроилась реквизитором ваша старшая сестра. И даже попробовали туда постучаться, но вам сообщили, что вакансий нет. А потом оказалось, что вакансия на самом деле была, просто сестра скрыла ее от вас. А почему? Боялась конкуренции?

– Надо у нее спросить, я никогда не задавала ей этот вопрос. Но слава Богу, что я не устроилась тогда в «Ромэн». Не думаю, что проработала бы в этом театре долго, а со МХАТом оказалась связана вся моя жизнь. Но «Ромэном» в 17 лет я увлекалась серьезно: мне очень нравилось цыганское искусство (я до сих пор его люблю), я смотрела там спектакли по многу раз, как любая сыриха. Моим кумиром был Николай Сличенко. При этом у меня хватало ума понимать, что я не могу к нему подойти, не могу ему написать или с ним фотографироваться, то есть существовало чувство границы и дистанции. Помню, очень завидовала его жене, что она каждый день видит его, такого красивого и талантливого.

–Чтобы быть ближе к театру, вы и пошли учиться в театрально-художественное училище на отделение радиотехники?

– Да, но ушла оттуда, поняв, что это техническая специальность и что там надо заниматься физикой, которую я не любила. Хотя училась я нормально, просто это было не мое. К тому же тогда очень тяжело заболела мама и стало не до учебы: нужно было зарабатывать. После того, как в «Ромэне» мне дали от ворот поворот, я начала обзванивать другие театры, и оказалось, что во МХАТе есть место в отделе кадров. А я умела печатать на машинке: мало того, что делопроизводству нас обучали в школе, еще и в театрально-художественном училище меня в этом смысле сильно припахали. Целый месяц я сидела и печатала им документы, поднабралась этого умения очень здорово, хорошо овладела слепым методом печатания. Так что в отделе кадров во МХАТе я очень пришлась ко двору.

– Когда у вас возникло понимание того, в какое место вы попали, что МХАТ – это особый театр?

– Практически сразу. Где-то через месяц после того, как я устроилась в отдел кадров, хоронили Ольгу Андровскую. На сцене стоял гроб, море цветов, все произносили речи. Я села в бельэтаж и наблюдала за происходящим. Андровскую я знала по фильмам – «Медведь», «Юбилей», «Человек в футляре». И вдруг меня настигло осознание, что передо мною эта большая актриса, огромный талант. Потом в театре я увидела Михаила Яншина, Алексея Грибова. Я застала их совсем немного, но благодаря этим корифеям поняла, куда я попала.
В то время во МХАТе сотрудникам нельзя было, как сейчас, прийти к администраторам и сказать: «Дайте мне контрамарку, я хочу посмотреть спектакль». У меня была маленькая должность, и мне говорили: нет, и всё.

– А как? Нужно было билет покупать?

– А вот так. Ты пойди билет купи. Билет стоил два рубля. Но однажды мне все-таки дали контрамарку на какой-то спектакль, я пришла в зал и стою в уголочке. Билетеры тогда были старые и злые. Старые – потому что им платили очень маленькую зарплату, так что устраивались на эту должность одни пенсионеры, в качестве подработки. А злые – потому что такая была политика. Билетер решал: захочет – пустит, посадит, а захочет – прогонит. И вот я стою в углу, и вдруг билетерша как начала на меня кричать: «Что ты здесь стоишь? Что ты здесь делаешь? Кто ты такая?» Я отвечаю: «Я Наталья, работаю в отделе кадров». А у самой голос дрожит. В общем, она меня обругала и отправила на балкон. Я разрыдалась и на спектакль уже не пошла. Не подумайте, я не была экзальтированной девушкой, просто очень уж стало обидно. Я ведь в первый раз пришла по контрамарке и не знала, где должна находиться.
Возможно, тогда и начала появляться мысль, что в театре должна быть другая атмосфера. Хотя я, конечно, и представить себе не могла, что через много лет стану руководить билетерами. И для меня сейчас, кстати, главный критерий – чтобы билетер не обижал самых незащищенных.
И администраторов я воспитываю: если ты дал контрамарку, значит, взял ответственность за этого человека. А не так, что вы выписали двадцать контрамарок, а разместить этих людей в зале негде. Тогда не давайте столько, скажите: простите, мы вас сегодня принять не можем, приходите на следующий спектакль.

– Как сегодня отбирают билетеров в МХТ?

– Во-первых, когда у тебя большой жизненный опыт, ты сразу, еще на стадии собеседования, видишь злого, недоброжелательного человека. Очень важно, чтобы сотрудник театра на этой должности любил и уважал людей. Во-вторых, в основном билетеры сегодня – это люди молодые. Условия труда, зарплаты у нас для этой категории работников приличные, выше, чем в других театрах, поэтому устраивается много людей молодого или среднего возраста. Примерно у 20% из них высшее образование. Билетеры у нас не только проходят обучение, но они также обязательно должны знать историю театра – посещают Музей МХАТ, специально для них проводятся экскурсии по Портретному фойе.
А что касается общения с публикой, знаете, сейчас, с увеличением цен на билеты, несколько другая тенденция пошла. Иногда уже зрители выступают как абьюзеры, которые думают, что если они заплатили деньги, то могут и толкнуть билетера, или сказать «а кто ты такая?», или остаться стоять посреди зала после третьего звонка.

–Как в таких ситуациях поступать?

– Не связываться. Человек утихает, когда ты не вступаешь в спор. Если человек стоит, не садится на свое место, а свет в зале уже погас, то другие зрители это не будут терпеть, они ведь тоже заплатили деньги за билеты. В крайнем случае билетеры зовут дежурного администратора или меня, и мы разруливаем ситуацию. Особенно если это ситуация с билетами, которые люди купили у мошенников, когда, скажем, зритель перечислил деньги, ему прислали фото билета, а на самом деле это место мошенники перепродали уже несколько раз. Или вот сейчас повадился один аферист – он в контрамарки 2018 года, еще времен Табакова, которые когда-то каким-то образом раздобыл, вписывает места в 7 ряд партера (это ряд для гостей театра) и перепродает их как пригласительные на нашу премьеру «Кабала святош». Это спектакль Юрия Квятковского с Константином Хабенским и Николаем Цискаридзе. Двоих прошедших с такими контрамарками мы уже остановили.

– Десять лет вы проработали в отделе кадров МХАТа, а потом перешли на должность главного администратора. Когда вы начали что-то менять в этой службе?

– Я мечтала именно об административной работе. Хотела что-то организовывать, участвовать в проведении гастролей. Мне очень душно было в отделе кадров, с бесконечными бумагами, документами. И когда в театре освободилась должность администратора, я сама на нее попросилась. Меня взяли.
Тогда в театре было три администратора, которые сидели в одной маленькой комнате, там, где сейчас находится касса. Первое, что я сделала, в этой клетушке убралась, потому что вместе со мной в ней находились два молодых человека, которых порядок совершенно не интересовал. Я как-то сразу начала ими командовать, и они легко это приняли. В то время администратор, который дежурил в день спектакля, сам решал, кому и что он выписывает. Я им стала говорить, что все-таки так нельзя, почему вы не дали контрамарку этой бабушке, давайте не будем ее обижать. Дело в том, что тогда в обществе, особенно в сфере торговли, был распространен такой хамский стиль поведения: если у человека появлялся доступ к дефициту, то он начинал чувствовать, будто у него в руках пусть маленькая, но власть. В театре это проявлялось так: открывалось окошко администратора и одновременно открывалась глотка: «Ты кто такая? Ты уже не первый раз пришла, иди отсюда!» Или: «Ну хорошо – иди на балкон!» А потом приходил какой-нибудь важный человек и тон администратора мгновенно менялся на льстивый: «Ой, здравствуйте, Иван Иванович!»
Уже через полгода работы меня назначили руководителем службы администраторов. Формально я существовала в таком же статусе, что и другие, но считалась как бы их бригадиром. Тогда в сферу ответственности администраторов входило всё – не только билетеры, контрамарки, но и гастроли, мы сами покупали билеты на поезда и самолеты, что было отдельной сложнейшей задачей. Запланированы гастроли, приезжаешь на вокзал, а ни одного билета в кассе нет. Приходилось включать административный ресурс, воспитывать себя так, чтобы если тебе говорят «нет», не отступать, искать выход. Служебный транспорт, таможня, реклама – обязанностей было множество.

– А потом наступили 1990-е, труппу покинули некоторые ведущие актеры, кто-то из звезд умер, Олег Николаевич Ефремов тяжело болел, и зритель в театр, наоборот, ходить перестал…

– Да, возникла другая проблема: нужно было уже не распределять, а продавать. И мне пришла в голову одна идея. У меня была подруга, намного старше меня, Елена Дмитриевна Орлова. Она в свое время работала моделью в Доме моделей на Кузнецком мосту, была женой Валентина Гафта, а позже вышла замуж за кинокритика и телеведущего Даля Орлова. Красивейшая, интеллигентная, скромная женщина. Последним местом ее работы был Московский ТЮЗ, где она служила заведующей литературной частью. Но что-то у нее там не сложилось и однажды она мне сказала: «Мы уходим из ТЮЗа». Она имела в виду себя и одну актрису, у которой было не только актерское, но и литературное образование. И у меня возникла мысль: вот бы укомплектовать кассу литературными работниками, которые прекрасно владеют русским языком и правильно направят зрителя, подскажут ему нужный спектакль. Так я и сделала. В те годы у нас не литчасть писала аннотации к спектаклям, а сама Елена Дмитриевна, причем иногда ей еще и Даль Орлов помогал. Мы самыми разными способами старались привлечь зрителя: сделали визитки и раздавали их после спектакля, обзванивали организации по справочнику и рассказывали о МХАТе, составили информационное письмо о театре и рассылали его по факсу. Продажи сдвинулись с мертвой точки, зал начал заполняться. Когда руководителем театра стал Олег Павлович Табаков, он оценил это в полной мере.

– При Табакове начались огромные очереди в день объявления продаж, и возникли новые задачи, которые необходимо было решать.

– Очереди стояли, потому что тогда еще нельзя было купить билеты через интернет, как сейчас. Олег Павлович обожал эти очереди в Камергерском переулке. Он смотрел на них из окна своего кабинета и умилялся. А мы в дни открытия продаж просто кровью харкали. Потому что, естественно, случались и обиды, и жалобы, и столкновения с перекупщиками. Позже мы придумали бумажные браслеты с номерами, которые выдавались каждому в очереди индивидуально. Тогда стало немного полегче.
Сейчас мы тоже переживаем ажиотаж вокруг последних премьер. Даже падает сайт в первый день продаж.

– Почему так происходит?

– Сайт зависает потому, что при открытии продаж очень большое количество посетителей заходит туда одновременно. При этом у многих перекупщиков стоят боты. Они сразу схватывают эти билеты и долго их держат. У нас разрешено бронирование билетов на тридцать минут, но они тут же, после окончания этого срока, их перебронируют. И обычному зрителю очень сложно взять билеты онлайн. Поэтому уже в этом месяце, при открытии продаж на декабрь, мы часть билетов оставили для продажи в кассе, чтобы люди могли спокойно прийти и купить. И действительно, все, кто пришел в кассу 15 октября, купили билеты. Цены на некоторые спектакли, конечно, высокие, но, тем не менее, на «Кабалу святош» они начинаются от 3800 рублей. Вообще репертуар в театре очень разнообразный, диапазон цен на спектакли Основной сцены – от 500 рублей, так что каждый зритель может найти себе постановку по душе и по своему бюджету. К 15 ноября, началу продаж билетов на январь, мы готовим бумажные браслеты, чтобы свести к минимуму присутствие перекупщиков в очереди.

– Вы находитесь в точке пересечения интересов многих людей: тут и руководство театра, и сотрудники, которые просят контрамарки для своих близких или врачей, и зрители, и мошенники. У вас есть своя формула психологической устойчивости?

– Вы знаете, когда мне было тридцать лет, я пришла к вере. Я человек воцерковленный. А если ты этим пропитываешься, то совсем по-другому начинаешь смотреть на жизнь и в другом видеть ее цель. Ты понимаешь, что просто выполняешь работу, на которую тебя поставили, и если твои подчиненные тебя подвели, что-то сделали не так, то надо думать, как это исправить, а не как этого человека наказать. Важно оставаться честным, просто честным, не иметь какой-то своей корысти. У администраторов ведь много соблазнов. Приходит человек и говорит: «Дайте контрамарку, а я вам заплачу». Я всегда говорила своим подчиненным: вот даже не обсуждайте это. Никогда. Столько театральных администраторов на этом погорело! Какой бы ни был соблазн и как бы вам ни казалось, что это никто не узнает. Просто не делайте. И тебе легко и хорошо.

– Не раз слышала о том, что к вам как к специалисту высокого класса приходят за консультацией первые лица московских театров. Это действительно так?

– Да, это так. Худруки, директора, главные администраторы, преподаватели продюсерских факультетов театральных институтов. Кто-то обращается за разовой консультацией, с кем-то мы постоянно на связи. Многие приходят перенимать опыт, узнавать секреты продаж.
В нашем деле множество нюансов. Очень важно, чтобы зритель был сориентирован, получил именно то, что ему нужно. Реклама в театре должна не просто привлекать внимание, но и работать на стратегию, правильно подавать событие. Доносить суть спектакля в каких-то точных фразах – чтобы человек понял, на что он идет. А не просто: «Приходите к нам, Константин Хабенский блистает в роли Мюнхгаузена!» Это касается и обычных зрителей, и, может быть, еще в большей степени, – целевых спектаклей. Если в театр приходят организации, они потом должны сюда вернуться, должны почувствовать себя в стенах театра как дома. И если ты предложишь постановку, на которой они в лучшем случае вежливо поскучают, а в худшем – потянутся выпивать в буфет, то эта цель достигнута не будет. Тут нужно быть психологом, распознавать запросы людей, которые бывают и неожиданными. Например, недавно одна московская школа выбрала в качестве целевого спектакля «Самоубийцу» Николая Рощина. Я переспросила: вы уверены? Это ведь сложный, долгий спектакль. Но мне объяснили, что школьники серьезно подготовились к визиту в театр, прочли пьесу. И действительно, они смотрели, не шелохнувшись.

– В начале нашего разговора вы сказали, что до сих пор любите цыганское искусство. Недавно в Доме-музее К. С. Станиславского прошел вечер, на котором вы исполняли цыганские романсы под аккомпанемент дуэта «Гитары России», в состав которого входит ваш муж Михаил Виноградов. Часто выступаете?

– Сейчас так получается, что примерно раз в месяц мы даем концерт. Мой муж – профессиональный гитарист, лауреат многочисленных музыкальных и театральных фестивалей. Когда-то он сотрудничал с Иваном Козловским и Булатом Окуджавой, а в последние несколько лет вместе с Юрием Алешниковым выступает в составе дуэта «Гитары России», который и был создан по его инициативе. Часто в наших концертах принимает участие замечательная оперная певица Александра Гришкина, а также друзья, с которыми связана вся наша жизнь, – артисты Художественного театра Евгений и Галина Киндиновы. Для меня эти выступления – большая радость, хотя я никогда не считала это своей профессией и никогда не хотела становиться и актрисой. Кроме того, что пение доставляет мне большое удовольствие, этот опыт помогает и в основной работе – ведь я понимаю артистов изнутри, знаю, что они чувствуют, выходя на сцену. А в театре это всегда очень важно.

Оригинал статьи
Пресса
Сергей Женовач вручил «Чайки» артистам и сотрудникам МХТ Чехова, видеосюжет «Московского комсомольца», 17.01.2021
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015