«Бойтесь милости королей»: в МХТ Чехова показали новую «Кабалу святош» с Хабенским и ЦискаридзеПолина Федосеева, BFM.ru, 4.09.2025 Авторы спектакля переплетают в своей постановке три разных века. Так, история французского драматурга Мольера находит отклик в 30-х годах прошлого столетия и нашем дне. Удовольствие дорогое — билеты доходят до 35 тысяч. Оправдывает ли новая «Кабала святош» в МХТ ажиотаж и цены?«Кабала святош» — сотканная материя из пьесы Булгакова, его романа «Жизнь господина де Мольера», работ Декарта, Сенеки и Бердяева, а также архивных cтенограмм замечаний и критики. Немало отсылок и к современности. И хотя сам Булгаков настаивал, что «пишет романтическую драму, а не историческую хронику», спустя почти четыре столетия мало что изменилось. Анна Австрийская, мать Людовика XIV, восклицает: «Франция снова станет великой!» А церковь в ярости шепчет: «Культуру нужно держать в узде, а лучше на цепи». Первый акт — искрометный, динамичный и дерзкий фарс. Здесь царит дух комедии дель арте, где «дай волю художнику, он все поставит с ног на голову». Второй — неумолимая трагедия, затянутая, но следующая психологическому театру Станиславского. «Кабала святош» — универсальная притча о цене компромисса между художником и властью. Худрук МХТ Константин Хабенский в роли Мольера — язвительный гениальный творец, вынужденный разрываться между творческой свободой и необходимостью «пресмыкаться». Константин Хабенский, худрук МХТ: «Помимо рассказов об актерской судьбе, многих философских направлений, здесь существует вопрос, насколько эти взаимоотношения должны быть близки, должны ставиться во главу угла? Я как художественный руководитель, так или иначе, все равно сталкиваюсь с подобными вопросами. Имели в виду себя, сегодняшний день, сегодняшнее дыхание пьесы. Но, вообще, эта история по большому счету о всепрощении. Нужно уметь прощать друг друга, это важно сегодня». Мольеру противостоит Людовик XIV в исполнении харизматичного Николая Цискаридзе, дебютирующего на драмсцене под псевдонимом Максим Николаев. Его Людовик — воплощение холодной, эстетской и безжалостной власти, уверенной, что «когда король хочет, закон подстраивается». Николай Цискаридзе не скрывает, что в этом образе много от него самого, а про короля-солнце он может читать лекции: Николай Цискаридзе, актер, артист балета: «Это верх абсолютистской власти. Людовик XIV придумал мою профессию основную. Я очень интересовался этим персонажем. И вдруг Хабенский, Людовик, Кабала святош“, еще и МХТ. У Людовика была фантастическая вещь: как бы он вам сочувствовал, но при этом был бескомпромиссен. Мне кажется, что каждый, кто становится руководителем, отчасти и является Людовиком. Я глава государства под названием Академия русского балета“. Я своеобразный там Людовик. Другое дело, что над нами есть еще много Людовиков». Истинная драма разворачивается не только в королевских покоях. Иван Волков в роли архиепископа Шаррона — не фанатик, но умный и расчетливый политик в рясе. А полусумасшедший монолог бывшей возлюбленной Мольера, актрисы Мадлены Бежар в исполнении Александры Ребенок, на… собственных похоронах как глубинный страх любого творческого человека — страх быть забытым. С первых же минут зрителя ошеломляет масштаб и бюджет постановки. Сценография, стремящаяся к гигантизму с огромными золотыми головами младенцев, и роскошные, до мельчайших деталей продуманные костюмы модельера Игоря Чапурина. Громкой премьерой МХТ открывает свой театральной сезон. Билеты раскуплены на ближайшие два месяца. К слову, первые ряды партера стоят 35 тысяч, а перекупщики не стесняются просить за них 50 тысяч. Николай Цискаридзе, ратующий за доступность театра, не раз называл цены в государственных институциях «ненормальными». Во время пресс-подхода я спросила его, что он думает о стоимости билетов на «Кабалу святош»: Николай Цискаридзе, актер, артист балета: «Лучше всех сказала кассирша Большого театра. Я ей говорю: Ну, слушайте, ну почему опять я не могу заказать столько, сколько я хочу?“ Она говорит: Твоя фамилия — Цискаридзе? Вот мучайся“. Должен быть государственный потолок, но тогда надо, с моей точки зрения, не раздувать штаты и, как в Советском Союзе, оплачивать работу артистов и всего остального по тем расценкам, когда билет стоил 1,20 и 3,50. Эту систему сломали в 1991 году, никто не виноват, но никто не хочет этим заняться». Грандиозная работа авторов спектакля, сильный актерский ансамбль и роскошное визуальное решение оправдывают интерес к постановке. Но цены заставляют задуматься: не становятся ли зрители частью той самой «кабалы», которую так ярко разоблачает спектакль. Оригинал статьи Пресса «Бойтесь милости королей»: в МХТ Чехова показали новую «Кабалу святош» с Хабенским и Цискаридзе, Полина Федосеева, BFM.ru, 4.09.2025 Хабенский Мольер, Цискаридзе Людовик и вуаля: билеты в партер от перекупов по 100 тысяч, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.09.2025 «Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025 На сцену МХТ имени Чехова возвращается спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош», видеосюжет Первого канала, 3.09.2025 Премьера спектакля «Кабала святош» открыла новый сезон МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2025 «Он волнуется». Стали известны детали спектакля в МХТ с Николаем Цискаридзе, Екатерина Скрижалина, Аргументы и факты, 25.08.2025 Цискаридзе выйдет на сцену МХТ им. Чехова под псевдонимом. Он сыграет Людовика ХIV в спектакле «Кабала святош», РБК Life, 10.06.2025 Пресс-конференция премьера Большого театра, ректора Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Николая Цискаридзе, МИА «Россия сегодня», 9.06.2025 Николай Цискаридзе: «Когда позвонил Хабенский, я решил, что это розыгрыш», Наталья Николайчик, 7 дней, 3.06.2025 |