В МХТ им. Чехова поставили «Кабалу святош» с Цискаридзе в роли Людовика XIVНина Дымченко, Российская газета, 5.09.2025 Пьесу Михаила Булгакова «Кабала святош» ставят в МХТ им. Чехова уже в четвертый раз и худрук театра Константин Хабенский уверен: «Нет, эта тема еще не исчерпана».Первую «Кабалу святош» когда-то ставил репетировал пять лет Николай Горчаков, ученик Станиславского. Автор, Булгаков, значился ассистентом режиссера. Долго спорили. Станиславскому не нравилось, что в пьесе «слишком много интимности, мещанской жизни, а взмахов гения нет». Наконец, в 1936 году премьера состоялась и сразу же, после семи представлений, спектакль закрыли. Сверху было предписание. Что так пугало сам герой, комедиант Мольер? Автор Булгаков, очень уж напоминавший своего героя? Или те самые ужасные «интимности»? Так или иначе, Булгакову пришлось покинуть МХАТ. Лишь через полвека с лишним «Кабале святош» удалось вернуться на сцену этого театра. Постановки Адольфа Шапиро с Олегом Ефремовым в 1988 году и Олегом Табаковым в 2001-м стали знаковыми так что накануне нынешней премьеры о них, конечно, вспомнили не раз. Теперь за «Кабалу святош» взялся Юрий Квятковский, режиссер-новатор и экспериментатор. Худрук Хабенский объясняет: «Возвращение пьесы вполне соответствует традиции Художественного театра. Пьеса была написана для МХАТ, и изучение этого материала далеко не закончено. Тем более что у нас не в чистом виде Кабала святош“ скорее, материя, сотканная из самой пьесы, из Жизни господина де Мольера“ того же Булгакова и из архивных документов музея». В предыдущих постановках главную роль играли исключительно художественные руководители театра, Ефремов и Табаков. Вот и теперь Мольер на сцене – Константин Хабенский. Сравнений с предшественниками он не боится: «В этом тоже некий знак, и пока есть силы, можно его использовать». Мольер Хабенского, в отличие от величественного Ефремова и до конца сохраняющего внутреннее достоинство Табакова, местами откровенно язвителен, местами заискивает перед Людовиком, учит других, как правильнее кланяться… А потом — «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» — направляет в зал огромное зеркало. И при этом всем в герое сохраняется гениальность художника, которому приходится балансировать между творческой свободой и «рукой», эту свободу дарующей. Переплетение сюжетов пьесы, книги о Мольере, булгаковской биографии и писем делает еще нагляднее параллели двух писательских судеб. Жанр спектакля обозначен как трагифарс. Режиссер Квятковский подчеркивает: в каждом герое важно обнаружить «кабалу» свою болезненную зависимость, отравляющую жизнь. «Мои мучения с пьесой продолжаются, несмотря на то, что это Мольер, XVII век, и современность в ней я никак не затронул», говорит со сцены актер Илья Козырев в образе Булгакова. Он же здесь Лагранж, верный друг и секретарь Мольера, в реальной жизни издавший его первое собрание сочинений. В пьесе актеры называют его «Регистром». Два друга в воспоминаниях Регистра выплывают из детства с огромными мордашками «пупсов» из папье-маше на головах у молодых актеров, Всеволода Корникова и Веры Ефремовой. Тут же и отец Мольера, Поклен (Алексей Агапов), придворный обойщик и ростовщик, содержавший вдобавок на первых порах блестящий театр сына. Тут и Анна Австрийская (Павел Ващилин), набожная королева, которая напутствует сына, молодого Людовика, словами Макиавелли о сильном государе чем комичнее она, тем опаснее. Переплетения во всем происходящее на сцене с легкостью напоминает и французских комедиантов, и итальянскую комедию дель арте, и, конечно, русский психологический театр. Как замечает режиссер, эта градация от игрового театра к искусству переживания выстроена осознанно. И сценография под стать: абсолютизм, «тяжелая пышная мощность эпохи» в сочетании с цирковой эксцентрикой. Главный художник МХТ Николай Симонов создал несколько версий роскошного пространства для разных картин. Например, в начале все заставлено шкафами с куклами – а перед появлением императора на гигантский камзол в глубине сцены по колосникам «взбирается» парик. Версальские деревья и кусты в саду императора подстрижены в форме голов все тех же «пупсов». Костюмы для спектакля создал модельер Игорь Чапурин. Главный художник МХТ Николай Симонов выстроил пространство, которое заставлено шкафами с куклами а на гигантский камзол в глубине сцены по колосникам «взбирается» парик. Версальские деревья и кусты подстрижены в форме голов все тех же «пупсов». Это важно режиссеру как напоминание: что король Людовик, что Мольер все вышли из детских и наивных «игр». Главный сюрприз спектакля в роли Людовика XIV дебютирует народный артист Николай Цискаридзе. В программке ректор Вагановской балетной академии и экс-премьер Большого значится под псевдонимом «Максим Николаев». Цискаридзе объясняет: «Лет двадцать назад в одном интервью я пошутил, что никогда не выйду на какую-нибудь сцену, кроме балетной, под именем Николая Цискаридзе оно для многих связано исключительно с Большим театром». В книге Булгакова «Жизнь господина де Мольера» его еще когда-то в юности зацепила фраза, которую Цискаридзе принял и на свой счет: «Когда появляются гении, вся серость объединяется против них». Что касается его героя, Людовика XIV, Цискаридзе «может уже лекции читать». Тем более что именно при этом императоре в Париже появилась Королевская академия танца, заложившая основы балета как искусства. «Он мне безумно интересен. И вся роль оказалась очень злободневной…» говорит артист. Его величественный Людовик, естественно, с балетной осанкой, — бескомпромиссный и жестокий эстет, в котором нет ни капли жалости к подданным. Кстати, Цискаридзе говорил журналистам, что каждый, кто является руководителем, «отчасти и является Людовиком». Актриса Александра Ребенок играет Мадлену Бежар это ее героиня в спектакле приводит поначалу «деревянного» Мольера за кулисы, в магический мир театра. По словам артистки, все это сложное смешение жанров, стилей, школ в одном спектакле продиктовано самим Булгаковым потому здесь неслучайно и появление звезды балета Николая Цискаридзе, и артиста Cirque Du Soleil Андрея Кислицына… «Помимо рассказов об актерской судьбе, мы затрагиваем вопрос человеческих отношений. Насколько они должны быть близки, насколько они во главе угла… Но вообще это история о всепрощении. Нужно уметь прощать друг друга к этому мы и подводим зрителя», подытоживает Константин Хабенский. Кстати В Зеленом фойе МХТ им. Чехова, музее МХАТ, к премьере открылась выставка «Играть! Антракт!», посвященная всем четырем постановкам «Кабалы святош». Из фондов Дома-музея Станиславского посмертная маска Булгакова. Здесь же - подписанная цензором рукопись. Нервная переписка автора со Станиславским. Эскизы костюмов и декораций разных лет от Николая Ульянова, Петра Вильямса, Андриса Фрейбергса, Юрия Харикова. Здесь даже части реквизита новой постановки говорят, их будут забирать в день спектакля. Отдельное место занимают маски из коллекции Ивана Дергачева, исполняющего роль актера мольеровской труппы Дю Круази. Директор музея МХАТ Павел Ващилин говорит: «Все мы в жизни меняем маски. Они важны и на этой выставке, и в произведениях Булгакова. Все его персонажи носят маски, зачастую даже забывая, где они сами, где их персонаж“. Так и живут, и существуют в масках». Оригинал статьи и фоторепортаж Пресса МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош», Нурия Ямилова, Независимая газета, 8.09.2025 Премьера «Кабала святош» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 8.09.2025 Николай Цискаридзе сыграл Людовика XIV в перстне Олега Табакова, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 8.09.2025 «Кабала святош» Михаила Дегтярева по одноименной пьесе Михаила Булгакова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 8.09.2025 Драматург Михаил Дегтярёв – о спектакле «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2025 Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025 Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025 Театр одного танцора, Вячеслав Суриков, Эксперт, 6.09.2025 В МХТ им. Чехова поставили «Кабалу святош» с Цискаридзе в роли Людовика XIV, Нина Дымченко, Российская газета, 5.09.2025 Попали на «Кабалу»: МХТ имени Чехова открыл сезон премьерой по Булгакову, Зоя Игумнова, Известия, 5.09.2025 Цискаридзе, Хабенский, Ребенок: в МХТ прошла премьера «Кабалы святош» (фоторепортаж Геннадия Черкасова), Московский комсомолец, 4.09.2025 «Бойтесь милости королей»: в МХТ Чехова показали новую «Кабалу святош» с Хабенским и Цискаридзе, Полина Федосеева, BFM.ru, 4.09.2025 Хабенский Мольер, Цискаридзе Людовик и вуаля: билеты в партер от перекупов по 100 тысяч, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.09.2025 «Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025 На сцену МХТ имени Чехова возвращается спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош», видеосюжет Первого канала, 3.09.2025 Премьера спектакля «Кабала святош» открыла новый сезон МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2025 «Он волнуется». Стали известны детали спектакля в МХТ с Николаем Цискаридзе, Екатерина Скрижалина, Аргументы и факты, 25.08.2025 Цискаридзе выйдет на сцену МХТ им. Чехова под псевдонимом. Он сыграет Людовика ХIV в спектакле «Кабала святош», РБК Life, 10.06.2025 Пресс-конференция премьера Большого театра, ректора Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Николая Цискаридзе, МИА «Россия сегодня», 9.06.2025 Николай Цискаридзе: «Когда позвонил Хабенский, я решил, что это розыгрыш», Наталья Николайчик, 7 дней, 3.06.2025 |