«На троне? Почему бы и нет!» Звезды других искусств на сцене МХТ

, 27.09.2025
Короля Людовика Великого в спектакле Юрия Квятковского «Кабала святош», которым МХТ открыл текущий сезон, играет Николай Цискаридзе. Прославленный танцовщик, народный артист России, ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой впервые вышел в этом спектакле по мотивам пьесы Михаила Булгакова в драматической роли. Для своего дебюта на мхатовской сцене он избрал псевдоним Максим Николаев.

«Выйти на сцену МХТ под своей фамилией мне показалось неприемлемым, потому что Николай Цискаридзе, его статус, звания, достижения связаны с балетом и к драматическому театру не имеют отношения, – так объясняет Николай Максимович своё решение. – Потому я начинаю с чистого листа, как дебютант Максим Николаев. Судить, насколько мне это удалось, сможет многоуважаемый зритель».

В интервью газете «Вечерняя Москва» Николай Цискаридзе рассказал об отношении к своему персонажу, Королю-Солнце:

«Он мне безумно интересен. Еще и тем, что умел сочувствовать, но при этом был бескомпромиссен. И ведь именно Людовик XIV придумал мою основную профессию – создал балет. Есть такая замечательная книга “Король танцует”, очень ее люблю. Потом по ней создали фильм. Думаю, что каждый из нас, кто становится руководителем, отчасти является Людовиком».

Николай Цискаридзе – не единственная звезда первой величины из смежных искусств, что выходила в драматической роли на сцену Художественного театра. В 1994 году в постановке Вячеслава Долгачева «За зеркалом» по пьесе Елены Греминой главную роль исполнила Галина Вишневская.

Знаменитая оперная певица сыграла другую великую женщину: императрицу Екатерину II. В основу пьесы Елены Греминой была положена реальная история романа пятидесятилетней императрицы и двадцатилетнего поручика Ланского. Юного фаворита Екатерина прятала за зеркалом в соседней от своих покоев комнате. Ланского играл Сергей Шнырев, а наперсницу императрицы графиню Брюс – Татьяна Лаврова.

Недавно в издательстве АСТ увидела свет книга заместителя директора МХТ по связям с общественностью Вадима Верника «Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Концерт для голоса и виолончели», в которой можно прочесть и об этом спектакле. Во время репетиций «За зеркалом», снимая документальный фильм о Ростроповиче и Вишневской, Вадим Верник брал у Галины Павловны интервью. Когда читаешь эти страницы сегодня, будто бы переносишься на тридцать лет назад и слышишь глубокий голос Вишневской, её характерные интонации. 

« – Мне кажется, вы сильная женщина, с волевым характером. Не этим ли вас привлёк образ Екатерины?
– Не такая уж я сильная и волевая – это преувеличение. А образ Екатерины – наша история. Женщина, невероятно привлекательная во всех проявлениях. Самое главное, что этот спектакль – продолжение моей карьеры. Чувствовать себя дебютанткой не только волнующе (что само собой разумеется), но и чрезвычайно приятно.
– Для вас это любопытный эксперимент или вы ищете себя в новом качестве?
– Конечно, это поиск нового качества. Для меня это великое счастье. Оперную сцену я оставила совсем. Я максималистка. Не привыкла петь, знаете, “немножко”. Бросила. Всё, хватит. 45 лет, между прочим, на профессиональной сцене. И вот появилась возможность сыграть драматическую роль. Из Большого театра перенеслась прямо во МХАТ. Красиво! На репетициях я очень стараюсь.
– Я хорошо представляют вас на троне.
– Да? А почему бы и нет?»


«Поиск нового качества», новый опыт – наверное, это и привлекает прославленных деятелей других видов искусств на драматическую сцену. Дирижер и альтист Юрий Башмет сегодня принимает участие сразу в двух спектаклях МХТ имени А. П. Чехова: «Не покидай свою планету» по философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (режиссёр Виктор Крамер) и «Истории любви» по прозе отечественных классиков (режиссёр Георгий Ковалёв).

В обоих постановках маэстро, впрочем, предстает в традиционной ипостаси: стоит за дирижерским пультом и управляет камерным ансамблем «Солисты Москвы». Хотя не совсем: спектакль «Не покидай свою планету» устроен так, что Константин Хабенский, играющий в нем все роли, то и дело обращается к дирижеру – как к другу, советчику, как к партнеру по сцене.

Оригинал статьи
Пресса
Белая студия. Николай Цискаридзе, телеканал «Культура», 30.09.2025
После нас – хоть потоп, Мария Чернова, Экран и сцена, 15.09.2025
«Пресмыкайся — уволю!», Анна Чепурнова, Труд, 12.09.2025
МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош», Нурия Ямилова, Независимая газета, 8.09.2025
Николай Цискаридзе сыграл Людовика XIV в перстне Олега Табакова, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 8.09.2025
Драматург Михаил Дегтярёв – о спектакле «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Театр одного танцора, Вячеслав Суриков, Эксперт, 6.09.2025
«Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025