Мхатовская «Чайка» слетала в КитайВадим Верник, Ok!, 26.08.2025 В Китае завершились большие гастроли Московского Художественного театра имени А. П. Чехова. В течение трех недель, с 4 по 25 августа, мхатовцы побывали в Пекине, Шанхае и Сямыне со спектаклем «Чайка» в постановке Константина Хабенского. Своими впечатлениями о гастролях делится Вадим Верник. Итак, 4 августа прямым рейсом Москва-Пекин мхатовская группа (55 человек) вылетела в китайскую столицу. 5 августа приземлились. Вышли из здания аэропорта — жара неимоверная, почти 40 градусов. В автобусе спасают кондиционер и прохладная вода. Отель находится в самом центре города и, что интересно, в этом же здании расположен Poly Teatre, где предстояло сыграть спектакли в Пекине. Poly Teatre — одна из главных театральных площадок, зрительный зал рассчитан на 1500 мест. Первое, что бросается в глаза в холле театра (и одновременно отеля) — огромный билборд с афишей спектакля «Чайка». Чтобы не везти из Москвы декорацию спектакля (сценография художника Николая Симонова), сложные многоуровневые конструкции были специально изготовлены в Китае. Здесь, как известно, умеют делать точную копию идеально и в кратчайшие сроки. Знаменитый мхатовский занавес с эмблемой чайки был доставлен из Москвы, так что зрители сразу попадали в атмосферу Художественного театра на Камергерском. Разве что сам Камергерский переулок не был воссоздан — Южная улица Дунчжимэнь, на которой расположен театр, осталась в прежнем обличии. Два дня на адаптацию и знакомство с городом, на третий — репетиция и освоение новой сцены, а потом — три ежедневных спектакля. И так в каждом городе. Естественно, приезд Московского Художественного театра в Китай — это огромное событие. И потому, конечно, особое внимание СМИ и профессионального сообщества. Большие пресс-конференции в крупнейшем книжном центре Пекина “Rendez-Vous” и в театре; симпозиум по чеховской «Чайке» в Центральной академии драмы Пекина с участием китайских актеров, режиссеров, педагогов; творческая встреча со студентами в Шанхайском Восточном художественном центре. Журналистам было интересно узнать подробности работы над «Чайкой», а профессионалам театра — еще и об истории Художественного театра, о преемственности традиций, сегодняшнем дне МХТ. И для мхатовцев, безусловно, был интересен обмен мнениями с китайскими коллегами: как они понимают Чехова, какие смыслы считывают? Любопытный штрих. В Пекине, на симпозиуме, посвященном чеховской «Чайке», китайский актер («актер первой величины», как представил его модератор встречи) и режиссер Пу Цуньсинь вспомнил, как в 90-е годы в Китай приезжал ставить свою версию «Чайки» Олег Ефремов, и он играл в спектакле роль молодого героя Константина Треплева. А годы спустя вернулся к «Чайке» уже как режиссер… И вот наступает час премьеры мхатовской «Чайки» в Пекине. — Это ведь, наверное, совсем другие ощущения, когда зал намного больше привычного, московского? — задаю вопрос Кристине Бабушкиной, исполнительнице роли Ирины Аркадиной. — Для нас, актеров, это не принципиально. Тем более, что сцена по габаритам примерно такая же, как в Художественном театре, и это очень удобно. Я спросил Кристину, какие у нее сейчас эмоции? — Не знаю, как объяснить свое волнение, — ответственно и страшновато: как поймут нас местные зрители. Но я приготовила сюрприз: выучила фразу на китайском языке. Сказать, какую? И, не дождавшись моего ответа, произносит сначала на русском языке, а потом на китайском: — «Помогите мне спуститься». Я с этой фразой обращаюсь к зрителям, когда по мизансцене спускаюсь в зрительный зал. Мне, кстати, сказали, что я говорю ее без акцента. Я был на спектакле, и в тот момент, когда Кристина сказала эту реплику на китайском, зал радостно отреагировал. Спектакли идут с синхронным переводом. Текст на китайском языке выводится на большие экраны по краям сцены и в центре, под сценой. Его удобно читать, не отвлекаясь от происходящего действия. За несколько минут до начала спектакля помощник режиссера Ольга Рослякова по трансляции приглашает актеров собраться в фойе «на ручки». Это театральная традиция. Константин Хабенский, худрук МХТ и режиссер «Чайки», напутствует актеров: — Так, ну что? Не вижу никаких причин, чтобы не попробовать сегодня какие-то новые вещи. И добавляет с улыбкой: — Ну и не блеснуть талантом. Он протягивает руку ладонью вверх, участники спектакля кладут на его ладонь свои руки, и все вместе произносят: — Раз, два, три, поехали! Для Константина Хабенского «Чайка» — режиссерский дебют на мхатовской сцене. — Китайские зрители, я думаю, видели разные варианты «Чехова», включая, может быть, даже цирковой вариант. Для нас важно было показать ту «Чайку», того «Чехова», который сегодня идет в Художественном театре, на нашей сцене, — прокомментировал Константин Хабенский, — передать то дыхание, те ритмы и человеческие отношения, которые нам интересно извлечь из чеховских текстов и ситуаций. Для китайской аудитории это достаточно новое прочтение. Китайский зритель сдержан на эмоции во время спектакля. Хотя здесь я присматриваюсь, смотрю на лица и вижу, что зрители понимают чеховскую парадоксальность. Ну а для нас эти выступления — хорошая возможность лишний раз проверить какие-то свои внутренние связи, линии, сделать спектакль более сжатым, упругим и довести человеческие линии до идеала. Когда заканчивается спектакль и актеры выходят на поклоны, звучат не только аплодисменты, но и крики «браво». Зрители долго не отпускают актеров со сцены. А на следующей день после пекинской премьеры появился любопытный отклик. Дзуо Фей, по профессии — художник-иллюстратор, под впечатлением от увиденного нарисовал и выложил в социальной сети графический рисунок. На нем изображен Константин Треплев с чайкой в руке. Причем, здесь два Треплева: один — романтичный, мечтательный, каким он предстает в начале спектакле, а второй — Треплев без иллюзий, в финале. Эмоции переполняли и зрителя Сергея, с которым я поговорил после спектакля в Шанхае. Он посмотрел «Чайку» вместе с женой и двумя детьми: — В Китае я работаю уже несколько лет, стараюсь по возможности ходить в театр. Сегодня меня поразило, как открыто китайцы выражали свой восторг, это очень неожиданно, ведь обычно все эмоции они держат внутри. Но я их отлично понимаю! «Чайка», которую мы увидели, — потрясающий спектакль. А в это время за кулисами помощник режиссера говорит по трансляции: — Режиссер просит всех актеров собраться на замечания. И когда актеры, переодевшись, садятся в зале, Константин Юрьевич говорит: — Вот мой блокнот и вот что я в него записал. И дальше идет «разбор полетов». Самые впечатлительные зрители терпеливо ждут актеров у служебного входа в надежде получить автограф и сфотографироваться на память. Я видел, как актер Илья Козырев, исполнитель роли Треплева, растерялся, когда его врасплох настигла слава. Поклонники подбежали к нему с программками в тот момент, когда Илья умиротворенно пил китайский чай в холле шанхайского отеля. Многие мхатовцы в Китае впервые и, конечно, хотелось познакомиться с достопримечательностями. Запретный город и Великая Китайская стена в Пекине, — как без них? На Китайскую стену ехали в автобусе больше часа. Поднялись вверх на фуникулере. Вид фантастический. Жара неимоверная, термометр на Стене показывает плюс 47 градусов, влажно, укрыться от солнца негде. Расстояние до следующего фуникулера кажется очень близким, а на самом деле это невероятно долгий спуск и подъем по крутым историческим ступеням в течении полутора часов. Но впечатление очень сильное! В один из дней мы с братом Игорем успели съездить в Пекине в Ламаистский храм «Юнхэгун». На территории несколько храмов, в каждом — фигура Будды. Больше всего завораживает гигантская фигура Будды в главном храме, сделанная из сандалового дерева, размером с трехэтажное здание. Первый город позади, и в поезде (он развивает скорость до 350 км в час) мы переехали из Пекина в Шанхай. Здесь уже совсем другой Китай. Это чувствуется во всём: в архитектуре, в том, как одеты люди, даже выражения лиц иные. А как может быть еще? Это же одна из модных столиц мира — Шанхай даже называют «Восточным Парижем». Город бурлит, динамичная жизнь не прекращается до поздней ночи, повсюду бесконечные стримы — на улицах, в кафе, торговых центрах, даже в отелях. Три спектакля в Шанхае — и вновь в путь! На сей раз на самолете — в Сямынь. И это еще один лик Китая: город-курорт, с бесконечными садами, парками и гигантскими по протяженности мостами через Тайваньский пролив, на побережье которого и расположен город. Со всех сторон Сямынь окружают горы. Сплошное умиротворение. Перед началом репетиции в Jiageng Theater в Сямыни Илья Козырев лег на спину на сцене. Он лежал молча и так кинематографично, что мне захотелось снять видео. — Я впитываю энергию сцены, весь ее предыдущий опыт, чтобы явить что-то новое, — пошутил Илья. — Внимание, репетиция закончена, — в микрофон объявляет помощник режиссера. — Напоминаю, что завтрашний спектакль — в 19.30. В китайских театрах спектакли начинаются в разное время: где-то в 19.00, где-то в 19.15 или в 19.30. И всё должно происходить строго по расписанию, а если происходит задержка, даже на одну минуту, это грозит серьезными штрафными санкциями. Например, в Шанхае рядом с пультом помрежа стояли несколько человек с секундомером и отсчитывали буквально секунды до начала спектакля. Такая же картина — в антракте. Время антракта регламентированно по секундам: ровно 30 минут, не больше и не меньше. Дисциплина, конечно, штука важная — правда, до этих гастролей мне казалось, что с такой дотошностью запускают только ракеты в космос. Ну что ж, Восток — дело тонкое, но, как выяснилось, и невероятно точное. Первый спектакль в Сямыни, в Jiageng Theater, состоялся 22-го августа, на 18-й день пребывания мхатовцев в Китае. — Сямынь переводится как «ворота в дом», и мы уже близки к этим воротам, — говорит актриса Алёна Хованская, исполнительница роли Полины Андреевны. 24 августа сыгран последний гастрольный спектакль. Занавес закрылся. Самые преданные зрители выстроились за автографами на улице у служебного входа, представители китайской стороны выключили секундомеры, монтировщики разобрали декорации, костюмеры погрузили сценические костюмы в чемоданы, актеры пошли прогуляться по вечерней Сямыни, — утром снова в путь. Три китайских недели позади — ярких, насыщенных, динамичных, и «Чайка» полетела обратно в Москву. А уже 4 сентября Московский Художественный театр имени А. П. Чехова открывает новый, 128-й сезон. В этот день состоится традиционный сбор труппы, и вечером зрителей ждет первая премьера — спектакль «Кабала святош» по знаменитой пьесе Михаила Булгакова. До встречи в театре! Оригинал статьи Пресса Мхатовская «Чайка» слетала в Китай, Вадим Верник, Ok!, 26.08.2025 «Чайка» по-пекински: МХТ им. Чехова показал Китаю метод Хабенского, Иветта Невинная, Известия, 9.08.2025 Хабенский рассказал, как труппа МХТ готовится к показу «Чайки» в Пекине, Smotrim.ru, 9.08.2025 МХТ имени Чехова открыл в Пекине серию показов спектакля «Чайка», Известия, 8.08.2025 Гастроли МХТ имени Чехова начались в Китае, видеосюжет Пятого канала, 8.08.2025 МХТ имени Чехова открыл в Пекине серию показов спектакля «Чайка», видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 8.08.2025 МХТ имени Чехова отправился на гастроли в Китай с постановкой «Чайка», видеосюжет Пятого канала, 7.08.2025 Вадим Верник рассказал, почему на гастролях в Китае покажут именно «Чайку», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 1.08.2025 «Чайка» Хабенского летит в Китай, Театрал, 1.08.2025 Константин Хабенский. Свободный полет, Вадим Верник, Ok!, 15.05.2025 Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025 «Это Москва. Люди»: Кристина Бабушкина, видеосюжет телеканала «Москва 24», 28.03.2025 Софья Шидловская: «Моя Катрин — это брошенный ребенок», Александра Машукова, Ok!, 14.03.2025 «Чайки» прилетели: какой получилась пьеса Чехова у режиссеров Хабенского и Богомолова, Наталья Ртищева, Forbes, 14.02.2025 Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025 «Чайка» Константина Хабенского в МХТ: фоторепортаж с премьеры, Театрал, 6.12.2024 Сюда идут
Кушать подано
, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024 Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 «Чайка». Московский Художественный театр. Основная сцена. Режиссёр Константин Хабенский, Никита Балашов, Ревизор.ru, 5.12.2024 Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024 Хабенский дебютировал как режиссер, поставив «Чайку» в МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.12.2024 «Чайка» Хабенского о том, как женщины могут поднять мужчин до небес или вогнать их в землю, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.12.2024 Театр начинается с «Чайки»: легенда в новом прочтении на сцене МХТ, видеосюжет Первого канала, 2.12.2024 Дебют Хабенского. Какой получилась «Чайка», вернувшаяся на сцену МХТ, Инга Бугулова, Российская газета, 2.12.2024 Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Новая «Чайка» на старой сцене: Хабенский представил дебютную постановку в МХТ, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 1.12.2024 Константин Хабенский посвятил новую «Чайку» женщинам в своей жизни, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 30.11.2024 Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 «Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Хабенский поставил в МХТ имени Чехова «Чайку», ТАСС, 30.11.2024 Хабенский дебютировал в качестве режиссера постановкой «Чайки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 29.11.2024 Константин Хабенский о спектакле «Чайка» (видео), Медиацентр МХТ, 29.11.2024 Скоро премьера: «Чайка» Константина Хабенского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.11.2024 «Интервью»: Константин Хабенский – о работе художественного руководителя театра, телеканал «Москва 24», 11.11.2024 Константин Хабенский представит спектакль «Чайка» на сцене МХТ им. А. П. Чехова (фоторепортаж Александры Торгушниковой), Ok!, 2.11.2024 «Чайку» в постановке Хабенского покажут в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 2.11.2024 |