Двух голосов перекличкаМария Чернова, Экран и сцена, 28.10.2025 Спектакль со сложносочиненным названием «Люблю. Целую. Кеша. / Все письма только о любви» в первый раз был сыгран на Малой сцене МХТ еще весной – к столетию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского. В текущем сезоне он был принят в репертуар Новой сцены Художественного театра. Прямо скажем, нечасто встречающееся явление, когда мероприятие, предполагавшееся для одного юбилейного вечера, продолжает полноценную творческую жизнь, наполняясь воздухом, обретая новые краски, иные акценты и смыслы.Эту «историю одного столетия» выгодно отличает от других подобных постановок удивительная небанальность. Вместо огромной сцены – камерная, вместо пафосного описания жизненного пути гения с видеорядом «дороги побед» – всего несколько лет из жизни артиста, вместо воспоминаний о великих ролях мастера – документальная пьеса, созданная из личных писем. Александра Машукова, автор пьесы «Дорогая моя находка», по которой поставлен спектакль, не только поработала с архивом Смоктуновского, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина, что само по себе требует сил, времени и определенных умений, но и сочинила тонкую, деликатную композицию, настоящую драматургию, в которой очевидны и понимание законов сцены, и подлинная любовь к героям. Павел Ващилин, режиссер спектакля, артист МХТ и с недавних пор директор музея МХАТ, правда, зачем-то решил вставить в сценическую версию отрывки из книги Смоктуновского «Быть!», но зато нашел несколько интересных, выигрышных для постановки решений. Роли исполняют совсем молодые артисты Художественного театра, видевшие Смоктуновского только в теле- и видеозаписях. Никаких игр во внешнее сходство и, значит, никакого риска сорваться в пародию. Наконец, исполнителей на сцене – пятеро, а действующих лиц – двое. Многоликий, но единственный Он – Илья Козырев. Единственная, но многоликая Она – Ульяна Глушкова, Елизавета Ермакова, Мария Сокольская, Владислава Сухорукова. Легкое недоумение такое распределение ролей вызывает только при прочтении программки. Потом, когда чуть больше часа Он и Она читают письма Иннокентия и Суламифи Смоктуновских, появляется ощущение невероятной цельности создаваемых образов и кажется совершенно ясным и абсолютно естественным, что в одной женщине живет целый музыкальный квартет, а один мужчина любит все ее проявления. И только жаль, что время эпистолярного жанра, кажется, прошло безвозвратно, ведь столько «невозвратимо пережитой» жизни в этих письмах, столько иронии и нежности, тоски и юмора. Они встретились не юными, но молодыми. Их семейная жизнь началась с трагедии – смерти первой дочери Надежды. Его путь в профессию и жизнь в профессии не были легки, их совместная жизнь не была безоблачна. На этом спектакле не думаешь о гениальном актере Смоктуновском и его веке, но вдруг остро осознаешь, что он был. И она была. Муж и жена, мужчина и женщина, мать и отец. Может быть, бессмертно не только творчество, но и любовь. Оригинал статьи Пресса Двух голосов перекличка, Мария Чернова, Экран и сцена, 28.10.2025 Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025 Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025 В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025 «Люблю. Целую. Кеша.»: в МХТ им. Чехова вспоминали Иннокентия Смоктуновского, видеосюжет телеканала «Культура», 21.04.2025 Столетие Иннокентия Смоктуновского: МХТ отмечает юбилей великого артиста, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 21.04.2025 В МХТ имени Чехова прошел вечер к 100-летию Иннокентия Смоктуновского, Алиса Куликова, ТАСС, 20.04.2025 5 историй из жизни Иннокентия Смоктуновского, рассказанных им самим, Медиацентр МХТ, 28.03.2025 «Многоликий, но единственный» – выставка в музее МХАТ к 100-летнему юбилею Смоктуновского, видеосюжет телеканала «Культура», 27.03.2025 | ||

