Беседа с Анатолием Смелянским


Александр Калягин. Странное это ощущение — видеть себя со стороны. Будто тебе напоминают то, что ты и забыть-то не успел. «Уходящая натура» — вот так, по-киношному, назвал свою книгу о театре Анатолий Смелянский. Это не театроведческое исследование, это не научный труд; по форме — мемуары, а по сути — театральный роман. Не скрою, я очень хотел, чтобы эта встреча состоялась, даже настаивал на этом, хотя вполне допускаю, что популярный артист или режиссер привлек бы к экрану больше зрителей. Итак, профессор, ректор Школы-Студии МХАТ, историк театра, театральный критик — Анатолий Смелянский. 

У меня в руках книга «Уходящая натура», которая вызвала очень много суждений. Многое из того, о чем ты пишешь, проходило не только перед моими глазами — я пропускал это через свое сердце. Скажи, пожалуйста, с твоей точки зрения, почему эта книга вызвала так много разных оценок, может быть, как ни одна твоя театроведческая работа?

Анатолий Смелянский. То, что возникла полемика, меня совершенно не смущает. Ну а как иначе — нормально, когда еще живы люди… И прекрасно, пусть спорят. Когда шельмуют — это нехорошо, ну а когда спорят… Уже появились десятки очень интересных статей и т. д.

Я хочу сказать об исходной точке этой истории. Мне стало ясно, что жизнь, нами прожитая, требует не… увековечения, но по крайней мере фиксации. Это может сделать каждый, я совершенно ни на что не претендовал. «Уходящая натура» — это моя жизнь, это Художественный театр, это Горьковский ТЮЗ, это Театр Армии, это Елена Сергеевна Булгакова, это Марков, это актеры, это вы все… А как люди будут реагировать — ну пожалуйста, я же про себя рассказывал, хотите про себя рассказать — расскажите. Кто-то считает, что я рассказал неправильно — расскажите правильно! У каждого есть эта возможность.

А. К. Твоя книга — это отчасти история театра, но отчасти и мемуары. Ты пишешь — и для меня это очень важно — и о разделе Художественного театра, свидетелем, участником которого я был…

А. С. Ты сказал, что я написал о распаде МХАТа… Нет, я не писал о распаде МХАТа, я писал о распаде советской цивилизации, частью которой был Художественный театр. Вначале я вовсе не писал мемуары, я понял это только потом. Ведь есть закон письма. Ты можешь начать писать мемуары, а выходит что-то другое; ты можешь начать писать роман — выходят мемуары. Когда я начал записывать какие-то впечатления, поначалу мне это казалось очень смешно — надо записать какие-то смешные, трагикомические случаи. Но чем дальше я писал, тем больше моя веселость улетучивалась и, может быть, у читателя возникает совершенно другое, невеселое, ощущение от книги, особенно под конец… Но ведь так оно и было под конец века, когда сначала разделился Художественный театр, потом развалился Советский Союз, потом какими-то взрывами, пластами пошло все разваливаться, расползаться, и в этом грохоте разваливающейся страны находился такой островочек — Художественный театр. Но и вы все стали разбегаться. Вдруг, в конце 80-х, ведущие артисты, которых Ефремов собирал 15 лет, когда казалось, что Художественный театр обладает труппой, которой и у Станиславского-то не было, почти все стали уходить, да и Калягин ушел. Я Ефремову сказал: «Олег Николаевич, как же так получилось, что все ваши ведущие артисты ушли?» И он тогда мрачно бросил фразу, которую не буду сейчас комментировать: «Они меня предали». Я помню, когда я тебе это рассказал (еще книжки не было) ты воскликнул: «Как предали?!» — и стал вспоминать, как ты ему писал письма, как он тебе отвечал… Вот давай поговорим, что произошло в конце 80-х, когда все обрели свободу, когда казалось, что МХАТ — это полигон, на котором все проверяется, что все, что произойдет со МХАТом, произойдет со страной. Я когда-то сказал об этом Ефремову, в начале 90-х, написав статеечку на эту тему, и он разозлился: «Ну что ты так прямо социологически — вот что со МХАТом, то и со страной». Казалось, он не верил в это, но потом — сам мистически уверовал: то, что произойдет с Художественным театром, обязательно произойдет с Россией. Это не он первый придумал, это было давно внутри Художественного театра. До революции был известный эпизод, когда Качалова спрашивают: «Василий Иванович, что так потускнел Художественный театр?» — тот Художественный театр. Ответ: «Вся Россия потускнела, что же Художественному театру не потускнеть?»

А. К. Для меня это вопрос достаточно больной, я не совсем согласен с тобой, но все равно это МХАТ, назови как хочешь, родина есть родина. Но все-таки был золотой век при Ефремове, когда ставили Додин, Гинкас, Эфрос, Розовский…

А. С. У Олега Николаевича — могу тебе сказать, хотя ты это знаешь так же - у него в последние годы выработалось стойкое отвращение почти ко всему, что происходило в современном ему театре.

А. К. Отвращение к «улице»…

А. С. К улице, к театру… Он иногда делал вылазки в театр, и ему почти ничего не нравилось. Ему казалось, что русская театральная идея обмельчала, что искусство артиста абсолютно куда-то ушло, что люди занимаются самовыражением… Он боялся это сказать, потому что это выглядело бы как старческое брюзжание «Вот в наше время, в наше время…» и т д. И это состояние совпало с его болезнью.

А. К. Я хотел бы предоставить слово студентам, которые, видимо, зададут интересные вопросы Анатолию Мироновичу Смелянскому. А потом я тебя еще двумя-тремя вопросиками помучаю.

Студенты. Анатолий Миронович, до появления книги несколько глав из нее были опубликованы в газете «Известия». Вам предложили это сделать, или это была ваша собственная инициатива?

А. С. Я уезжал на два месяца преподавать на лето и сотрудник отдела культуры газеты «Известия» Юра Богомолов попросил меня: «Ну дай что-то для публикации». — «Ну я не знаю что, я тебе по интернету пришлю книжку, которую я только что закончил». И я послал ему книгу — просто для ознакомления. И когда я уже уехал из России, я получил по e-mail сообщение, что «мы прочитали: и я прочел, и мои товарищи в руководстве газеты, и мы хотим печатать подряд — главами». Я был страшно смущен, потому что театральные книги «Известия» не печатают.

Некоторые подумали, что это моя пиаровская акция, поскольку время такое смутное… Ну подождите, ребята, вот книжка выйдет — почитаете… потому что кто-то один мне говорит: «А вот эта глава называется „Когда разгуляется“ — это про пьянку, что ли?» Я говорю: «Когда разгуляется — это строчка Пастернака, это „когда развиднеется“, когда жизнь становится ясной…» Для меня Ефремов в ситуации «разгуляется», как и для тебя, я убежден, как для любого, кто был с ним рядом, — это Ефремов другой! Мощный, абсолютно сбросивший с себя все социальные оковы, то есть — свободный человек! Вот про это я хотел написать. Но в «Известиях» дали «Когда разгуляется» без каких-либо объяснений, иллюстрацию — Пиросмани, стол, где сидят, гуляют, и пошло, и поехало… Но я сейчас могу только поблагодарить всех, кто начал писать мне эти гневные письма, потому что они невероятно быстро приковали интерес к этой истории. Но я не хотел этого пиара. Как теперь говорят — черный, серый, белый пиар… Не хотел я этого, и это совершенно случайно произошло. Вот так произошло.

Студенты. В своей книге вы пишете о том, какова была, например, функция завлита БДТ при Товстоногове или администраторов МХАТ при Ефремове. Какова была ваша функция в качестве завлита МХАТ? Приходилось ли вам, например, следить за реакцией зала, как это делала Дина Шварц? [Завлит БДТ — ред.]

Другие студенты. И хотелось ли повеситься?..

А. С. Хотелось ли повеситься… Поясню для зрителей. В своей книге я рассказываю историю об одной моей приятельнице, завлите театра Пушкина, которая была в очень сложных отношениях с Борисом Ивановичем Равенских. И в какой-то момент он «достал» ее до такой степени, что она решила насолить ему — и повеситься. В 5 часов дня, когда в театре никого нет, она уже приготовилась, крюк сделала, или лампочку привязала — над столом, заваленным графоманскими пьесами. Она взобралась под потолок, записку написала… В этот момент робкий стук в дверь — графоман какой-то проник, и, увидев ее, что-то делающую под лампочкой, говорит: «Вам помочь?»

…Я не следил за зрительской реакцией, не рассказывал Ефремову, кто что про него сказал. В силу того, что Ефремов, в отличие, может быть, от Товстоногова, не очень этим интересовался. Это был человек совсем другого разряда — не в смысле лучше или хуже — но он сам про себя что-то знал, и его не особенно волновали другие мнения. И наши отношения совершенно не строились на том, что завлит — это человек, который приносит информацию из внешнего мира. Это были отношения… трудно даже сказать, какие. Это отношения братские, это отношения глубоко серьезные. Потому что внутри него самого была невероятная, редчайшая для нынешнего времени, нециническая природа существования в театре. Он мог быть ужасным, и ты это знаешь, он мог быть человеком, которого невозможно было ни принять, ни… иногда даже рядом находиться трудно было, но каждый знал, даже ненавидевшие его знали, — это не циник. Это был человек, который не просто хочел что-то сделать, а много раз это делал в театре. Ему, наверное, не хватало человека, с которым можно было просто разговаривать. Не как с актером, не как с режиссером, а как с человеком другой профессии. И вот это, наверное, было самое важное.

Вообще завлит — понятие унизительное, это чаще всего понятие «подчиненный чему-то». Я никогда не ощущал себя с ним человеком обслуживающего цеха, литературного обслуживающего цеха.

А. К. Ефремову, я напомню, несли пьесы и без завлита.

А. С. Абсолютно.

А. К. На столе у него всегда лежала гора пьес и слева, и справа от него. Он постоянно что-то из них читал, даже по ночам…

А. С. Было бы интересно… вот я не написал об этом в книжке — написать о Ефремове как о завлите. У него была какая-то страсть к плохим пьесам, к переделке плохих пьес.

А. К. Ему была важна идея…

А. С. Да, если есть что-то, его задевающее, и это можно вытащить — это он обожал. Пьесу перестроить, перекроить, перешить, перелицевать, подчинить себе, пробиться, и если к нему с этой пьесой приходил успех, то ему казалось, что он и написал ее вместе с автором.

А. К. Первая пьеса, которую он поставил в Художественном театре — это «Сталевары». Помню, он меня пригласил, я был — юн и трепетен к Ефремову, и я был в таком ужасе… После я шел по Тверской, и думал: «Я ему напишу письмо…»

А. С. Ну ты все время любил ему писать письма…

А. К. Да, я обожал ему писать письма: что он не туда идет, что он не то делает, что нельзя ставить в Художественном театре такую пьесу. Но ему нравилась идея.

А. К. Расскажи, пожалуйста, что такое, по-твоему, театральная нравственность.

А. С. В сущности, любое искусство есть противоположность тому, что мы называем сводом законов. Нравственность — в плане этики? Внутренних отношений? Если ты в репертуарном театре, это серьезное дело — нравственность. Ты должен уважать человека, сидящего рядом с тобой, ты должен понимать, что это коллективное дело. Вот Олег был человеком советской коллективной и досоветской станиславской театральной нравственности. Все конфликты с тобой на чем были построены? Ему казалось, что артист Калягин или артистка Вертинская или артист Борисов — они все замечательные артисты, но они индивидуалисты, они все — на себя. А я ему говорю: «Но артист и должен на себя!» — «Нет, есть понятие Театра…». Все ваши письма (из того, что я читал) — на эту тему: что такое театр для актера и что такое театр для человека, который тянет на себе весь воз. Это и есть понятие нравственности в театре, и об этом можно говорить.

Но, по-моему, когда кто-то что-либо делает в искусстве — про это не вспоминает. Это в природе у человека — или есть, или нет.

А. К. А какие качества, по-твоему, театр сегодня совершенно утратил?

А. С. Почти не надеешься, не идешь в театр с надеждой встретиться с каким-то потрясающим, меняющим твою жизнь высказыванием театральным. Потому что 90 или 99 процентов вещей — ты видишь, что это сделано на потребу, что хотят заработать две копейки или, как у Салтыкова-Щедрина говорят в одной вещи: прейскурант на лице.

Студенты. Вы написали книгу об уходящей натуре. Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытываете сегодня — вам хотелось бы остаться с театром ушедшей эпохи, вернуться в то время?

А. С. Нет, я ни в коем случае не хотел бы остановиться или остаться в каком-то ландшафте другой эпохи. Может быть, потому, что жизнь моя изменилась — неожиданно — в последние годы, после смерти Олега Николаевича. Я вижу Школу, хожу — поневоле, обязательно — на экзамены и студентов смотреть. То, что кажется всегда умозрительным: «новое поколение приходит», «жизнь обновляется» — это все слова, а когда ты видишь каждый день, как она обновляется, как трудно, как интересно, как сложно… Нет, я хотел бы быть с этими ребятами, хотелось бы пожить подольше, посмотреть, что из них получится, когда они уже станут актерами, когда у них будет другое лицо, когда театр уже будет другим. Нет, я очень хочу быть с театром завтрашнего дня, и совершенно не хочется назад, клянусь тебе, при всех радостях того, что было пережито вместе. Туда возвращаться не хочется ни в коем случае. Есть свобода, есть ответственность за свою жизнь, есть одиночество — это нормально. Это нормально.


А. К. Спасибо.


2002
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002
Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002
МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002
Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002
Два — Невинный — Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002
Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002
Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002
МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002
Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002
Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002
Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002
Убийства не было…, Николай Александров, Газета, 1.07.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002
Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002
Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002
Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002
Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002
Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002