Беседа с Анатолием СмелянскимАлександр Калягин. Странное это ощущение видеть себя со стороны. Будто тебе напоминают то, что ты и забыть-то не успел. «Уходящая натура» вот так, по-киношному, назвал свою книгу о театре Анатолий Смелянский. Это не театроведческое исследование, это не научный труд; по форме мемуары, а по сути театральный роман. Не скрою, я очень хотел, чтобы эта встреча состоялась, даже настаивал на этом, хотя вполне допускаю, что популярный артист или режиссер привлек бы к экрану больше зрителей. Итак, профессор, ректор Школы-Студии МХАТ, историк театра, театральный критик Анатолий Смелянский. У меня в руках книга «Уходящая натура», которая вызвала очень много суждений. Многое из того, о чем ты пишешь, проходило не только перед моими глазами я пропускал это через свое сердце. Скажи, пожалуйста, с твоей точки зрения, почему эта книга вызвала так много разных оценок, может быть, как ни одна твоя театроведческая работа? Анатолий Смелянский. То, что возникла полемика, меня совершенно не смущает. Ну а как иначе нормально, когда еще живы люди… И прекрасно, пусть спорят. Когда шельмуют это нехорошо, ну а когда спорят… Уже появились десятки очень интересных статей и т. д. Я хочу сказать об исходной точке этой истории. Мне стало ясно, что жизнь, нами прожитая, требует не… увековечения, но по крайней мере фиксации. Это может сделать каждый, я совершенно ни на что не претендовал. «Уходящая натура» это моя жизнь, это Художественный театр, это Горьковский ТЮЗ, это Театр Армии, это Елена Сергеевна Булгакова, это Марков, это актеры, это вы все… А как люди будут реагировать ну пожалуйста, я же про себя рассказывал, хотите про себя рассказать расскажите. Кто-то считает, что я рассказал неправильно расскажите правильно! У каждого есть эта возможность. А. К. Твоя книга это отчасти история театра, но отчасти и мемуары. Ты пишешь и для меня это очень важно и о разделе Художественного театра, свидетелем, участником которого я был… А. С. Ты сказал, что я написал о распаде МХАТа… Нет, я не писал о распаде МХАТа, я писал о распаде советской цивилизации, частью которой был Художественный театр. Вначале я вовсе не писал мемуары, я понял это только потом. Ведь есть закон письма. Ты можешь начать писать мемуары, а выходит что-то другое; ты можешь начать писать роман выходят мемуары. Когда я начал записывать какие-то впечатления, поначалу мне это казалось очень смешно надо записать какие-то смешные, трагикомические случаи. Но чем дальше я писал, тем больше моя веселость улетучивалась и, может быть, у читателя возникает совершенно другое, невеселое, ощущение от книги, особенно под конец… Но ведь так оно и было под конец века, когда сначала разделился Художественный театр, потом развалился Советский Союз, потом какими-то взрывами, пластами пошло все разваливаться, расползаться, и в этом грохоте разваливающейся страны находился такой островочек Художественный театр. Но и вы все стали разбегаться. Вдруг, в конце 80-х, ведущие артисты, которых Ефремов собирал 15 лет, когда казалось, что Художественный театр обладает труппой, которой и у Станиславского-то не было, почти все стали уходить, да и Калягин ушел. Я Ефремову сказал: «Олег Николаевич, как же так получилось, что все ваши ведущие артисты ушли?» И он тогда мрачно бросил фразу, которую не буду сейчас комментировать: «Они меня предали». Я помню, когда я тебе это рассказал (еще книжки не было) ты воскликнул: «Как предали?!» и стал вспоминать, как ты ему писал письма, как он тебе отвечал… Вот давай поговорим, что произошло в конце 80-х, когда все обрели свободу, когда казалось, что МХАТ это полигон, на котором все проверяется, что все, что произойдет со МХАТом, произойдет со страной. Я когда-то сказал об этом Ефремову, в начале 90-х, написав статеечку на эту тему, и он разозлился: «Ну что ты так прямо социологически вот что со МХАТом, то и со страной». Казалось, он не верил в это, но потом сам мистически уверовал: то, что произойдет с Художественным театром, обязательно произойдет с Россией. Это не он первый придумал, это было давно внутри Художественного театра. До революции был известный эпизод, когда Качалова спрашивают: «Василий Иванович, что так потускнел Художественный театр?» тот Художественный театр. Ответ: «Вся Россия потускнела, что же Художественному театру не потускнеть?» А. К. Для меня это вопрос достаточно больной, я не совсем согласен с тобой, но все равно это МХАТ, назови как хочешь, родина есть родина. Но все-таки был золотой век при Ефремове, когда ставили Додин, Гинкас, Эфрос, Розовский… А. С. У Олега Николаевича могу тебе сказать, хотя ты это знаешь так же - у него в последние годы выработалось стойкое отвращение почти ко всему, что происходило в современном ему театре. А. К. Отвращение к «улице»… А. С. К улице, к театру… Он иногда делал вылазки в театр, и ему почти ничего не нравилось. Ему казалось, что русская театральная идея обмельчала, что искусство артиста абсолютно куда-то ушло, что люди занимаются самовыражением… Он боялся это сказать, потому что это выглядело бы как старческое брюзжание «Вот в наше время, в наше время…» и т д. И это состояние совпало с его болезнью. А. К. Я хотел бы предоставить слово студентам, которые, видимо, зададут интересные вопросы Анатолию Мироновичу Смелянскому. А потом я тебя еще двумя-тремя вопросиками помучаю. Студенты. Анатолий Миронович, до появления книги несколько глав из нее были опубликованы в газете «Известия». Вам предложили это сделать, или это была ваша собственная инициатива? А. С. Я уезжал на два месяца преподавать на лето и сотрудник отдела культуры газеты «Известия» Юра Богомолов попросил меня: «Ну дай что-то для публикации». «Ну я не знаю что, я тебе по интернету пришлю книжку, которую я только что закончил». И я послал ему книгу просто для ознакомления. И когда я уже уехал из России, я получил по e-mail сообщение, что «мы прочитали: и я прочел, и мои товарищи в руководстве газеты, и мы хотим печатать подряд главами». Я был страшно смущен, потому что театральные книги «Известия» не печатают. Некоторые подумали, что это моя пиаровская акция, поскольку время такое смутное… Ну подождите, ребята, вот книжка выйдет почитаете… потому что кто-то один мне говорит: «А вот эта глава называется Когда разгуляется“ это про пьянку, что ли?» Я говорю: «Когда разгуляется это строчка Пастернака, это когда развиднеется“, когда жизнь становится ясной…» Для меня Ефремов в ситуации «разгуляется», как и для тебя, я убежден, как для любого, кто был с ним рядом, это Ефремов другой! Мощный, абсолютно сбросивший с себя все социальные оковы, то есть свободный человек! Вот про это я хотел написать. Но в «Известиях» дали «Когда разгуляется» без каких-либо объяснений, иллюстрацию Пиросмани, стол, где сидят, гуляют, и пошло, и поехало… Но я сейчас могу только поблагодарить всех, кто начал писать мне эти гневные письма, потому что они невероятно быстро приковали интерес к этой истории. Но я не хотел этого пиара. Как теперь говорят черный, серый, белый пиар… Не хотел я этого, и это совершенно случайно произошло. Вот так произошло. Студенты. В своей книге вы пишете о том, какова была, например, функция завлита БДТ при Товстоногове или администраторов МХАТ при Ефремове. Какова была ваша функция в качестве завлита МХАТ? Приходилось ли вам, например, следить за реакцией зала, как это делала Дина Шварц? [Завлит БДТ ред.] Другие студенты. И хотелось ли повеситься?.. А. С. Хотелось ли повеситься… Поясню для зрителей. В своей книге я рассказываю историю об одной моей приятельнице, завлите театра Пушкина, которая была в очень сложных отношениях с Борисом Ивановичем Равенских. И в какой-то момент он «достал» ее до такой степени, что она решила насолить ему и повеситься. В 5 часов дня, когда в театре никого нет, она уже приготовилась, крюк сделала, или лампочку привязала над столом, заваленным графоманскими пьесами. Она взобралась под потолок, записку написала… В этот момент робкий стук в дверь графоман какой-то проник, и, увидев ее, что-то делающую под лампочкой, говорит: «Вам помочь?» …Я не следил за зрительской реакцией, не рассказывал Ефремову, кто что про него сказал. В силу того, что Ефремов, в отличие, может быть, от Товстоногова, не очень этим интересовался. Это был человек совсем другого разряда не в смысле лучше или хуже но он сам про себя что-то знал, и его не особенно волновали другие мнения. И наши отношения совершенно не строились на том, что завлит это человек, который приносит информацию из внешнего мира. Это были отношения… трудно даже сказать, какие. Это отношения братские, это отношения глубоко серьезные. Потому что внутри него самого была невероятная, редчайшая для нынешнего времени, нециническая природа существования в театре. Он мог быть ужасным, и ты это знаешь, он мог быть человеком, которого невозможно было ни принять, ни… иногда даже рядом находиться трудно было, но каждый знал, даже ненавидевшие его знали, это не циник. Это был человек, который не просто хочел что-то сделать, а много раз это делал в театре. Ему, наверное, не хватало человека, с которым можно было просто разговаривать. Не как с актером, не как с режиссером, а как с человеком другой профессии. И вот это, наверное, было самое важное. Вообще завлит понятие унизительное, это чаще всего понятие «подчиненный чему-то». Я никогда не ощущал себя с ним человеком обслуживающего цеха, литературного обслуживающего цеха. А. К. Ефремову, я напомню, несли пьесы и без завлита. А. С. Абсолютно. А. К. На столе у него всегда лежала гора пьес и слева, и справа от него. Он постоянно что-то из них читал, даже по ночам… А. С. Было бы интересно… вот я не написал об этом в книжке написать о Ефремове как о завлите. У него была какая-то страсть к плохим пьесам, к переделке плохих пьес. А. К. Ему была важна идея… А. С. Да, если есть что-то, его задевающее, и это можно вытащить это он обожал. Пьесу перестроить, перекроить, перешить, перелицевать, подчинить себе, пробиться, и если к нему с этой пьесой приходил успех, то ему казалось, что он и написал ее вместе с автором. А. К. Первая пьеса, которую он поставил в Художественном театре это «Сталевары». Помню, он меня пригласил, я был юн и трепетен к Ефремову, и я был в таком ужасе… После я шел по Тверской, и думал: «Я ему напишу письмо…» А. С. Ну ты все время любил ему писать письма… А. К. Да, я обожал ему писать письма: что он не туда идет, что он не то делает, что нельзя ставить в Художественном театре такую пьесу. Но ему нравилась идея. А. К. Расскажи, пожалуйста, что такое, по-твоему, театральная нравственность. А. С. В сущности, любое искусство есть противоположность тому, что мы называем сводом законов. Нравственность в плане этики? Внутренних отношений? Если ты в репертуарном театре, это серьезное дело нравственность. Ты должен уважать человека, сидящего рядом с тобой, ты должен понимать, что это коллективное дело. Вот Олег был человеком советской коллективной и досоветской станиславской театральной нравственности. Все конфликты с тобой на чем были построены? Ему казалось, что артист Калягин или артистка Вертинская или артист Борисов они все замечательные артисты, но они индивидуалисты, они все на себя. А я ему говорю: «Но артист и должен на себя!» «Нет, есть понятие Театра…». Все ваши письма (из того, что я читал) на эту тему: что такое театр для актера и что такое театр для человека, который тянет на себе весь воз. Это и есть понятие нравственности в театре, и об этом можно говорить. Но, по-моему, когда кто-то что-либо делает в искусстве про это не вспоминает. Это в природе у человека или есть, или нет. А. К. А какие качества, по-твоему, театр сегодня совершенно утратил? А. С. Почти не надеешься, не идешь в театр с надеждой встретиться с каким-то потрясающим, меняющим твою жизнь высказыванием театральным. Потому что 90 или 99 процентов вещей ты видишь, что это сделано на потребу, что хотят заработать две копейки или, как у Салтыкова-Щедрина говорят в одной вещи: прейскурант на лице. Студенты. Вы написали книгу об уходящей натуре. Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытываете сегодня вам хотелось бы остаться с театром ушедшей эпохи, вернуться в то время? А. С. Нет, я ни в коем случае не хотел бы остановиться или остаться в каком-то ландшафте другой эпохи. Может быть, потому, что жизнь моя изменилась неожиданно в последние годы, после смерти Олега Николаевича. Я вижу Школу, хожу поневоле, обязательно на экзамены и студентов смотреть. То, что кажется всегда умозрительным: «новое поколение приходит», «жизнь обновляется» это все слова, а когда ты видишь каждый день, как она обновляется, как трудно, как интересно, как сложно… Нет, я хотел бы быть с этими ребятами, хотелось бы пожить подольше, посмотреть, что из них получится, когда они уже станут актерами, когда у них будет другое лицо, когда театр уже будет другим. Нет, я очень хочу быть с театром завтрашнего дня, и совершенно не хочется назад, клянусь тебе, при всех радостях того, что было пережито вместе. Туда возвращаться не хочется ни в коем случае. Есть свобода, есть ответственность за свою жизнь, есть одиночество это нормально. Это нормально. А. К. Спасибо. Олег Табаков: «Каждый должен носить свой чемодан», Спорт-экспресс, 27.12.2002 Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002 Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002 Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002 Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002 Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002 Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002 МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002 Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002 МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002 Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002 Павел Когоут: «Народные беды слишком высокая плата за хорошую литературу», Алексей Филиппов, Известия, 12.12.2002 Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002 Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002 Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002 Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002 Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002 Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002 Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002 Табаков о театре Табакова? и не только о нем, Дипломат, 18.11.2002 Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002 Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002 Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002 Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002 Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002 Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002 Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002 Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002 Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002 «Терроризму» NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002 Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002 Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002 Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002 Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 МХАТ превратится в монастырь, а «Табакерка» в Африку, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 5.11.2002 Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002 Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002 Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002 Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002 Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002 Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002 Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002 Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002 Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002 Кирилл Серебренников о пьесе «Терроризм», 25.10.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Терроризм», 24.10.2002 Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002 Два Невинный Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002 Райа-Синикка Рантала: Кругом дети Станиславского, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2002 Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002 Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002 В театре надо быть смиренным
, Александр Строганов, Век, 18.10.2002 Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002 Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002 Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002 Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002 Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002 Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002 МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002 Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002 Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002 Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002 Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002 1 октября исполнилось 75 лет со дня рождения Олега Ефремова, NTVRU, 1.10.2002 Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002 Во вторник талантливейшему актеру и выдающемуся режиссеру Олегу Ефремову исполнилось бы 75 лет, Наталья Курова, РИА Новости, 1.10.2002 Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю
, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002 Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002 Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002 Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002 После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002 Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002 Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002 Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002 Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002 «Терроризм» братьев Пресняковых, известный Угаров и неизвестный Курельчик, Елена Киселева, Правда, 15.08.2002 Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002 Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002 Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002 Убийства не было
, Николай Александров, Газета, 1.07.2002 Один день с Олегом Табаковым накануне закрытия сезона, Алексей Филиппов, Известия, 30.06.2002 Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002 Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002 Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002 О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002 Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002 Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002 Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002 Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002 Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002 Телеверсия спектакля «Рождественские грёзы» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.05.2002 Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002 Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002 Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002 Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002 Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002 Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002 Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002 Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002 Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002 В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002 В отсутствие любви и смерти, Итоги, 14.05.2002 Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002 Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002 Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002 «Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002 Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002 Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002 Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002 Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002 Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002 Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002 Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002 Москву посетил известный югославский писатель Милорад Павич, НТВ. ru, 24.04.2002 Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002 Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002 Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002 Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002 Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002 Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002 Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002 «Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002 Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002 Константин Хабенский: Мое амплуа комическая старуха, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 22.04.2002 Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002 Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002 Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002 Егор Бероев: Понимаю, что больше не надо испытывать судьбу, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 8.03.2002 Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002 Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002 Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002 Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Андрей Мягков модернизировал пьесу «Ретро» А. Галина, Елена Ковальская, Афиша, 18.02.2002 Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002 Беседа с Анатолием Смелянским, 9.02.2002 Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002 Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002 Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002 Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002 Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002 Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002 Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002 Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002 Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002 И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002 «Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002 Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002 Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002 Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002 На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002 Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002 Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002 Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002 Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002 Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002 Евгения Добровольская: «Надо нести свой крест и верить», Алексей Филиппов, Известия, 14.01.2002 МХАТ им. Чехова представляет спектакль по произведению Сомерсета Моэма, РИА «Новости», 14.01.2002 Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002 Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002 Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002 Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002 Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002 Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002 Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Документальный фильм «Дом Актёра. По долгу памяти. Софья Пилявская», телеканал «Театр», 2002 |