| В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия ДаниловаИнга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024 На Малой сцене МХТ им. Чехова выпустили «Стоиков»  пьесу с таким названием написал известный драматург Дмитрий Данилов. «Человек из Подольска», «Саша, привет!», «Сережа очень тупой»  эти и другие его произведения с успехом ставят на сценах по всей стране (и не только), но «Стоики», можно сказать, эксклюзив: Дмитрий Данилов создал эту историю специально для Художественного театра. Только в Камергерском ее и можно теперь увидеть, а к этой интриге добавляется еще одна  небольшой, но многообещающий актерский состав.
   На первый взгляд, все просто: «Стоики»  о столкновении двух поколений, двух взглядов на жизнь. Мать хочет наконец познакомиться с парнем, с которым уже какое-то время живет ее дочь. Пара нехотя (что за пережитки?) приходит в гости к родителям  вместе с матерью их встречает отчим девушки, но… Улыбки натянуты, разговор не клеится и с важного  попыток матери понять детей и оценить серьезность их совместных планов на жизнь  то и дело соскальзывает в пустую бессмыслицу фраз.
   Но Дмитрий Данилов не был бы собой, если бы не «обернул» этот прозаический сюжет совсем не обычными обстоятельствами. Герои живут в мире постоянной неопределенности и нескончаемых катаклизмов, где нет никакой уверенности в завтрашнем дне. О том, что постоянно происходит нечто из ряда вон выходящее, сообщает телевизор: старшие смотрят его по привычке и охают, младшие  прячутся от новостей в своих смартфонах. Какие драмы происходят где-то  непонятно: до зрителей доносятся обрывки сообщений то о вертолетах с гуманитарной помощью, то о количестве жертв, то о природных катастрофах… Штрихами, без подробностей, обозначены и сами герои (имен у них нет, одеты все четверо в одинаковые костюмы), и окружающая их обстановка  серые острокрышие домики, по которым время от времени пробегает сканирующий зеленый луч. Не за что глазу зацепиться. Где находятся герои, кто они и из какого времени  зритель для себя решает сам.
   Выход из этой нескончаемой депрессии, как выясняется, перед героями один  стоицизм с его непоколебимым принципом: «Делай, что должно, и будь что будет». На этом стоит отчим (Александр Усов), и он настойчив: его колонки о бейсболе давным-давно никто не читает  не до бейсбола нынче, но он продолжает исправно смотреть предсказуемые матчи и писать обзоры в канал, у которого лишь 30 подписчиков. Этим и держится. Ну, еще пьет. У парня (Павел Табаков) свой концептуальный принцип  он занят современным искусством: снимает на видео неподвижные предметы. Например, стену. В его канале всегда должно быть ноль подписчиков  и даже если кто-то подписался, его сразу удаляют.
   Два мироощущения диаметрально противоположны лишь на первый взгляд  ненужные профессиональные разборы бейсбольных матчей столь же бессмысленны, как и полуторачасовое видео бетонной стены.
   Все стоики  а в их числе и девушка (Мария Фомина)  максимально разумны, в их словах все логично: в конце концов, что мы можем сделать, чем помочь, когда беда где-то далеко от нас? Или когда эта самая беда гораздо больше нас самих и все усилия  даже не капля в море?
   Герои то и дело повторяют слова про «зону ответственности», «возделывание своего сада». Но за таким рациональным «здравым смыслом»  пусть все крушится, а я сосредоточусь на своих делах, чтоб не растрачиваться попусту,  и обнажается все самое ужасное: пустыня равнодушия, каждый не видит никого вокруг. Как раз об этом ледяная реплика парня: «Другой человек  это уже не моя зона ответственности». Это он, между прочим, о своей любимой.
   Отчим о будущем зяте примерно теми же словами: «Познакомились с совершенно посторонним человеком». Ни чувств, ни интереса, все едино. Формула «делай, что должен» выворачивается ужасающей изнанкой: «ничего не делай  и будь что будет».
   Разогнать этот морок пытается мать (замечательная роль Светланы Колпаковой), она единственная мечтает связать семью воедино  вызвать какое-то тепло друг ко другу. Удастся ли? Едва ли.
   Почти весь спектакль герои сидят в своих домиках, разделенные стенами, и даже когда разговаривают, смотрят не друг на друга, а куда-то вперед. Искра не пробегает, никаких пересечений. Сцена встречи  вроде бы собрались вместе  издевательски «мультяшна»: чрезмерны эмоции, дежурны скороговорки, саундтрек нелеп, словно из детской компьютерной бродилки. Все тут понарошку.
   Есть ли спасение? И где тут выход?
   «Дмитрий Данилов не дает ответа, что было дальше,  объясняет режиссер Денис Азаров.  На репетициях мы даже шутили, что может, нам дописать второй акт, в котором родители пойдут в гости к детям? И опять ничего не произойдет и не изменится. Вообще вся эта пьеса  одна большая пауза, но главное в ней  попытки людей пробиться друг к другу, стремление человека оставаться человеком. Пожалуй, даже в ситуации безысходности этих попыток отставлять нельзя».
   А что подумали зрители? В конце концов, это ведь тоже личное дело каждого.
   Ну, может, в зеркале себя увидели  и то спасибо.
   Прямая речь
   Актриса Светлана Колпакова (в спектакле  мать):
    Моя героиня  единственная, кто хочет выбраться из этих серых стен и надеется на что-то. Именно она является двигателем контакта, взаимопонимания. Ведь если рядом есть человек  это уже спасение. И в пьесе друга без друга герои не спасутся. Мне очень хочется увести всю эту историю в свет. Хочется, чтобы это было все-таки про жизнь, а не про смерть.
   Актер Александр Усов (отчим):
    Этот текст настолько актуален и содержателен, что мне кажется, что наш небольшой спектакль мог бы быть еще короче. Философию своего героя я не разделяю, но я ее понимаю. Его стоицизму можно противопоставить отношения с женой  они спасительны, способность понимать и принимать  это то, что может спасти. Почему он пьет? Отвечу пословицей  «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Алкоголь помогает говорить честно, а все в этой истории нуждаются в правде.
   Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье  есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024  |  |