| «И стены помогают…» Дома Художественного театра, 12.03.2025 Есть такое понятие «театр – дом», когда театр становится не просто местом, где ставят спектакли, где работают определенные артисты и режиссеры, а пространством общей творческой жизни, со своим художественным направлением, кодексом поведения, со своими традициями и легендами, воспоминаниями и призраками. Театр-дом – это в первую очередь духовное понятие, но в него входит и само здание: стены и коридоры, сцена и зрительный зал, репетиционные помещения и гримерки – все, все закутки театра, в которых бьется жизнь.
Сегодня мы хотим вспомнить дома, в которых обитал наш театр.
Как известно, свои первые спектакли Художественно-Общедоступный театр играл в помещении театра «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж». По словам Станиславского, старое здание этого театра было «грязным, пыльным, неблагоустроенным, холодным, нетопленным». Долго там продержаться было невозможно.
Свой нынешний дом по адресу Камергерский переулок, 3 МХТ обрел в 1902 году. Это было здание так называемого Лианозовского театра, которое на 12 лет арендовал меценат Савва Морозов и затеял в нем большую реконструкцию. Реконструировать дом Морозов пригласил знаменитого архитектора Федора Шехтеля. Весной 1902 года Немирович-Данченко писал актрисе МХТ Ольге Книппер: «Морозов принялся за перестройку с необыкновенной энергией. В субботу там еще шел спектакль, а когда я пришел в среду, то сцены уже не существовало, крыша была разобрана, часть стены тоже, рвы для фундамента вырыты».
Театр был перестроен Шехтелем очень быстро – всего лишь за одно лето 1902 года. Некоторые решения архитектору приходилось принимать прямо на строительной площадке. Преображенный театр было не узнать: вместимость зрительного зала увеличилась с 1100 до 1300 человек, при этом пространство производило камерное впечатление, а придуманный Шехтелем декор превратил этот дом в настоящий шедевр эпохи модерна.
Когда в 2022 году мы отмечали 120 лет со дня обретения Художественным театром своего дома, то посвятили этому событию целый большой проект «Энергия места», в котором подробно рассказали обо всех уголках здания и связанных с ними историях. О том же, что представлял собой внутренний двор старого Художественного театра, можно прочесть в статье «МХАТ, вход со двора».
В конце 1970-х историческое здание Московского Художественного театра было капитально реконструировано. Реконструкция шла девять лет. В ходе этих работ дом был разрезан по линии занавеса: фасад, фойе и зрительный зал остались на месте, а сценическую коробку и закулисье отодвинули. Углубили сцену и поставили в промежутке новые стены. В результате здание отодвинули почти на 25 метров, а после проведения необходимых работ — придвинули на 12 метров обратно.
Все девять лет, пока шла эта грандиозная реконструкция, МХАТ давал спектакли в здании на Тверском бульваре и в филиале на улице Москвина.
Здание по адресу Тверской бульвар, 22 (с 1987 года, после раздела Художественного театра, в нем играет труппа МХАТа имени М. Горького) было спроектировано в начале 1970-х видным советским архитектором Владимиром Кубасовым. Сейчас оно относится к самым известным памятникам советского модернизма, про наследие Кубасова делают выставки и пишут книги. И все давно привыкли к тому, что на Тверском бульваре среди приземистых старинных особняков высится эта громадина, облицованная красно-коричневым туфом, с фонарями, которые скульптор Андрей Васнецов придумал, явно оглядываясь на фонари исторического здания в Камергерском переулке. Но раньше, когда МХАТ только начал там играть, все казалось непривычным: и огромная сцена, и слишком просторный зал, и само внутреннее пространство с массивными деревянными дверями, отсылающими к эстетике северного модерна, с люстрами-сталактитами, с разбегом широких лестниц. Однако освоились: на этой сцене шли чеховские постановки Олега Ефремова, «Живой труп» Анатолия Эфроса, «Господа Головлевы» Льва Додина, масштабное сценическое полотно о Ленине «Так победим!» и еще множество спектаклей.
Куда уютнее и камернее выглядел филиал МХАТа по адресу улица Москвина, 3 (сегодня это Петровский переулок, а в здании находится Театр Наций). С 1885 года в нем играл Театр Корша, один из самых известных частных театров в Москве. Интересно, что еще до своего въезда в этот особняк, выстроенный в псевдорусском стиле по проекту архитектора Михаила Чичагова, труппа Корша существовала по адресу Камергерский переулок, дом 3, в Лианозовском театре. Такая вот рокировка.
В 1933 году Театр Корша был закрыт, а здание отдали МХАТу под филиал. Тут шли «Дни Турбиных», состоялись премьеры «Тартюфа» Анатолия Эфроса и «Тамады» Камы Гинкаса.
Дом – важнейшее понятие в жизни человека. Об этом и наш новый спектакль «Жил. Был. Дом», премьера которого состоится на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова 15–16 мая. Проект Константина Хабенского и Александра Цыпкина не просто театральный, но еще и кинематографический: 14 мая он сначала выйдет по всей стране в кинотеатрах сети «Каро».
«Жил. Был. Дом» – это одиннадцать историй, случившихся в квартирах обычной многоэтажки: смешных, трагических, трогательных, вдохновляющих. В ролях – ведущие артисты МХТ. Жанр – «народная сказка для взрослых».
Приходите! И да пребудет с нами сила дома.
Оригинал статьиСимфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 Виноваты мы
, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025 | |