| МХАТ во время войны. Три истории, 9.05.2025 Дорогие друзья! Поздравляем вас со священным праздником, с 80-летием Великой Победы!
В помещении МХТ, в служебной части театра, есть мраморная доска, на которой выбиты имена мхатовцев, отдавших свои жизни за Победу в Великой Отечественной войне. Это Николай Иванов (1922 г.р.), Яков Куклин (1897 г.р.), Макар Трунков (1908 г.р.), Иван Горемыкин (1916 г.р.), Михаил Фёдоров (1914 г.р.), Иван Кузнецов, Борис Ключников (1905 г.р.), Павел Гурьянов, Сергей Агафонов (1910 г.р.), Митрофан Максимов (1892 г.р.), Дмитрий Артамонов (1911 г.р.), Георгий Наумов (1907 г.р.) — артисты, гримеры, билетеры, рабочие сцены… Вечная им память!
Сегодня мы хотим рассказать вам три истории о том, как жил Московский Художественный театр во время войны.
История первая. Фронтовые бригады
На фото выше запечатлена Ольга Книппер-Чехова после своего выступления перед ранеными бойцами в госпитале на Кавказе. В 1941 году старейшин Художественного театра эвакуировали в Нальчик. Там они давали концерты в госпиталях Тбилиси и Еревана, Баку и Сочи, Гагр и Сухуми. Ольге Леонардовне к началу войны было уже 73 года, но она принимала активное участие в этих выступлениях.
Во МХАТе в то же время организовывались фронтовые бригады. В поездках на фронт артисты, включая самых именитых, демонстрировали мужество и неприхотливость. Даже примы Алла Тарасова и Анастасия Зуева никогда ни на что не сетовали и после выступлений устраивались на ночевку в землянках, накрывшись поверх солдатского одеяла шубами. Зуева клала под голову свою пелеринку из горностая (МХАТ, не забываем, был театром правительственным) и приговаривала: «Царское ложе!»
Однажды на Карельском фронте артистам предложили выступить перед снайперами. Их облачили в белые маскировочные халаты, привезли на санях-розвальнях в чащу и оставили на краю поляны, разделяющей два леса. Дальше надо было двигаться ползком – поляна простреливалась немцами. Приползли. В большой землянке было устроено подобие сцены с занавесом из плащ-палатки. Концерт прошел на ура, а после него артистов попросили выступить снова – часть снайперов вернулась со своих наблюдательных постов. Сыграли еще раз. Артисты были страшно голодны и устали, рассчитывали поужинать и отдохнуть, поэтому их удивило и даже обидело, когда сразу после второго концерта их попросили срочно покинуть землянку – тем же самым путем, каким они сюда добрались. Попросту – выпроводили!
Все выяснилось лишь много лет спустя. Однажды во МХАТ пришло письмо от ветерана, который вспоминал о том самом концерте на Карельском фронте. Оказалось, пока шло второе выступление, обстановка накалилась и сразу же после ухода мхатовцев в лесу начался жестокий бой. Для многих из зрителей того концерта он оказался последним.
История вторая. Поезд милосердия
Зимой 1942 года фронтовая бригада МХАТа в количестве тринадцати человек выехала из Саратова, где театр находился в эвакуации. Путь был долгим: Тамбов, Воронеж и дальше к фронту. По дороге давали концерты в госпиталях, иногда в день проходило по 13 выступлений.
В Лисках артистов разместили в пустом санитарном составе. В нем все было готово к принятию раненых – постелено чистое белье, приготовлены носилки. Поезд милосердия будто бы застыл в ожидании.
Все изменилось в Купянске Харьковской области. Вернувшись вечером после четырех концертов в госпитале к своему вагону, мхатовцы увидели, что перрон заставлен носилками с ранеными. Бросились помогать: перекладывали бойцов с широких носилок на узкие (широкие не прошли бы в вагон), вносили в поезд, укладывали на полки. Раненых было так много, что размещать их приходилось даже на полках для вещей. На перроне металась женщина, искала раненого мужа, хотела передать продукты, плакала. Артисты помогали и с этим.
Погрузили. Тронулись. А позже узнали, что через час после отбытия немцы на вокзале в Купянске разбомбили пустой санитарный состав: видимо, целились в их поезд. Но повезло!
Ехали несколько дней. И все это время мхатовцы были при деле. Выгрузка и загрузка раненых на станциях, помощь в вагоне – отнести на перевязку, сделать папиросы-самокрутки из махорки, написать письмо родным о том, что «Александр Савельевич едет в поезде раненый, ранен он в бок, не шибко» – да мало ли хлопот у санитаров! Артисты на это время тоже в какой-то степени стали санитарами, но при этом оставались артистами: давали концерты в вагонах состава.
Все это происходило накануне Великого поста. Пасха в 1942 году выдалась ранняя, и Великий пост начался уже 16 февраля. «Не забыть мне вчерашнего вечера, – писал 14 февраля в своем дневнике о помощи раненным артист МХАТа Иван Кудрявцев – После погрузки было чувство большого удовлетворения. Наша помощь оказалась нужна. Вот пост в военное время для нас, актеров».
История третья. Алла Тарасова – «мама» всех бойцов
В 1944 году на «Мосфильме» режиссер Владимир Петров снимал фильм «Без вины виноватые» по пьесе Александра Островского. Главную роль – актрисы Кручининой, которая в юности потеряла сына и обрела его лишь через много лет, когда он стал взрослым человеком, актером Незнамовым, – играла Алла Тарасова. Огромные павильоны «Мосфильма» не отапливались, кое-где на полу даже лежал снег. Прима МХАТа куталась в плед и ходила в валенках – иногда и в кадр вставала в этой, совсем не подходящей ее героине обуви под длинным старинным платьем: на крупном плане валенок было не видно.
На экраны фильм вышел осенью 1945 года. Сегодня мы даже не можем себе представить, какой он произвел эффект. Дело в том, что главной в этой картине стала тема трагедии материнства, неизбывного горя матери, лишенной сына. И это попало в цель – прямо в сердца тех миллионов солдат, которые потеряли родителей в годы страшной, едва лишь закончившейся войны.
Тарасовой стали приходить письма со всей страны. «Сколько “Незнамовых” писали мне о том, что и они, быть может, когда-то найдут своих матерей!» – позже вспоминала она.
«Люди, четыре года видевшие только оружие и врага, сегодня увидели мать свою,» – это строчки из одного такого письма.
А вот другое.
«Алла Константиновна! Не нахожу слов, чтобы описать то впечатление, которое произвела на меня Ваша великолепная игра в фильме “Без вины виноватые”. Вы заставили плакать солдата, который не делал этого ни в бою, ни на операционном столе. Я тоже был несчастлив в матери, и Вы заставили меня испытать те чувства, которые не привелось мне испытать в действительности. Жаль, что война окончена, я хотел бы пойти в бой, неся глубоко в душе созданный Вами образ. Я наводчик орудия, мне 19 лет, я сжег две “пантеры” и убил 37 немцев, я четырежды ранен. Я заработан право написать Вам эти строки, но теперь, когда я пишу их, мысли мои путаются, слезы застилают глаза. Я прошу Вас: не примите мое письмо за набор красивых слов. Мои чувства искренни. Простите мне бессвязный восторженный бред. Живите долго, замечательная Актриса! Будьте счастливы! Гвардии сержант Н. Капаев».
Оригинал статьиСимфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 Виноваты мы
, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025 | |