Мария Полканова: «История Художественного театра неисчерпаема на сюжеты»

Александра Машукова, Дзен-канал Музея МХАТ, 9.07.2025
9 июля отмечает юбилей ведущий специалист Музея МХАТ, заслуженный работник культуры Мария Фёдоровна Полканова.

В музее Мария Федоровна работает полвека, все это время совмещая научную, исследовательскую работу с просветительством – она замечательный театральный экскурсовод, который может увлечь самую разную аудиторию и превратить вроде бы далекие от нас факты в реальную пульсирующую жизнь. Накануне дня рождения мы поговорили с Марией Федоровной о МХАТе ее детства, дружбе с Виталием Виленкиным и исторических сюжетах, которые ее увлекают.

– Мария Федоровна, а как вы вообще заинтересовались театром?

– Моя бабушка Эрна Васильевна Померанцева всю жизнь дружила с Виталием Яковлевичем Виленкиным, одним из важнейших людей в истории Художественного театра. Бабушка была доктором наук, этнографом, преподавала фольклор в Московском университете, но начинала она когда-то учительницей. Виталий Яковлевич был ее учеником, их дружба продолжалась еще с того времени. Виленкин бывал у нас дома и мы ходили в гости к нему. Бабушку он обожал. А еще она дружила с Павлом Александровичем Марковым, легендарным мхатовским завлитом и театральным критиком. С Марковым бабушка в одно время училась на филологическом факультете университета, он был старше ее на два курса. С Павлом Александровичем было связано много разных историй. Например, бабушка рассказывала, как в юности над ним издевалась: когда они гуляли по Чистым прудам, она как-то ему сказала: ой, смотри, там, кажется, повешенный. И Марков так пугался, что убежал, бросив бабушку. Это было начало 1920-х годов, страшное время. С Марковым их дружба тоже продлилась всю жизнь.

– Получается, вы росли в окружении людей МХАТа. 

– Да, и в Художественный театр меня водили с детства. Дома было принято восхищаться спектаклями, я же молчала, мне, честно говоря, казалось, что это кошмар – когда немолодые корпулентные актрисы играют любовь. Однажды я попала на «Вишневый сад», на котором был полный зал школьников. Они так галдели, что Алла Константиновна Тарасова, исполнявшая роль Раневской, остановила спектакль и обратилась к зрителям со словами, что так вести себя нельзя. Целую речь произнесла, сразу вспомнилось, что она занимала начальственные должности. Но дома я не могла признаться, что такой театр мне не нравится. И настоящий театр для меня начался со спектаклей Анатолия Эфроса и Олега Ефремова. Я очень благодарна своему папе, генетику по профессии, который сказал однажды, когда мне было лет десять: «Наверное, ты многого не поймешь, но тебе надо это увидеть!» И отвел меня на «Голого короля» в «Современник».

– С таким театральным детством неудивительно, что после школы вы поступили на театроведческий факультет ГИТИСа. 

– Сначала я устроилась работать в Бахрушинский музей, в декорационный отдел. А в ГИТИС поступила, потому что хотела получить широкое образование. В ГИТИСе моим мастером курса была Анна Георгиевна Образцова, также я ходила как вольнослушатель на курс, которым руководили Павел Александрович Марков и Юрий Сергеевич Рыбаков. Дополнительно посещала лекции по истории искусств в Полиграфическом институте, где училась моя подруга, которая была дочерью искусствоведа Флоры Сыркиной, падчерицей художника Александра Тышлера. В Музей МХАТ я попала после окончания института, в 1972 году.

– Вы стали сотрудником Музея МХАТ, а Виталий Виленкин в Школе-студии возглавлял кафедру искусствознания. Как он с вами общался?

– Совершенно по-другому, очень официально. Я привыкла к нему – веселому, рассказывающему, как он танцевал канкан в доме отдыха и подобного рода истории, а тут вдруг увидела его строгим, в костюме и при галстуке. Мне казалось, он чем-то недоволен, я очень переживала по этому поводу и стеснялась даже здороваться. Пока бабушка не сказала, что звонил Виталий Яковлевич и сообщил ей: «Так приятно Машку встретить!» Тут у меня отлегло от сердца. Помню, как-то он учил меня отвечать на рукопожатие: мы прохаживались с ним по переулку около его дома, и он жал мне руку, а я должна была крепко сжимать в ответ.
Позже я стала ходить к нему в Школу-студию МХАТ на практикум по стиху, который он вел. Он обычно сидел в зале и почти беззвучно повторял за студентами стихи. Помню многих артистов, например, Дину Корзун: у нее были темная челка в духе Цветаевой, стихи которой она читала. Ученики Виталия Яковлевича часто звали его на свои спектакли, и он брал меня с собой.
Виленкин был очень тактичным человеком. Свой архив он завещал Музею МХАТ, и ему было важно, что эти материалы попадут в мои руки. В дневнике Виталия Яковлевича я прочла, как он работал с Качаловым над чтением стихов. По его ощущению, Качалов читал совершенно не так, как нужно. Но Немирович-Данченко когда-то объяснил Виталию Яковлевичу, что актера ни в коем случае нельзя поучать, ему нужно так подсказать, чтобы он решил, что сам до всего дошел. Видимо, так подсказать Качалову не получилось – и Василий Иванович продолжал читать «неправильно», при этом объясняя всем, что это его Виленкин научил. 

– Этот дневник Виленкина опубликован?

– Нет. В течение жизни Виталий Яковлевич основательно почистил свои записи. Дневники он вел с юности и со временем оставил в них только то, что ему могло понадобиться для работы. Публиковать дневник он не хотел, хотя записи там абсолютно деловые, много про Немировича, про Качалова.

– А вообще в музее есть материалы, которые нельзя придавать огласке?

– Случается, нам отдают архив и говорят, что этот фонд будет закрыт на пятьдесят, на сто лет. Так получилось, например, с архивом Ильи Судакова. И тогда даже мы, работники музея, никогда не открываем эти коробки.

– Двадцать лет назад вышла книга, давно ставшая библиографической редкостью: «И вновь о Художественном». В ней вы впервые опубликовали и прокомментировали дневник актера и режиссера Валентина Смышляева, «Студийную книгу» Первой студии, мемуарную прозу Льва Гольденвейзера, имевшего отношение ко Второй студии МХАТ. Почему именно эти сюжеты вас заинтересовали?

– Еще когда я работала в Бахрушинском музее, то увлеклась темой художников Первой студии. Позже, уже в Музее МХАТ, обрабатывала дневник Валентина Смышляева и заинтересовалась его личностью, его судьбой. Поразила меня и судьба Льва Гольденвейзера. Он был человеком авантюрного склада, ничего не боялся. В частности, он исписал синим карандашом, комментариями «глупость» и так далее, поля книги «Краткий курс истории ВКП(б)». Эти комментарии упоминал следователь в следственном деле Гольденвейзера. Вообще Лев Владимирович за свою жизни получил несколько тюремных сроков, много лет провел в лагерях.

– Недавно отмечалось 90-летие со дня рождения Ольги Радищевой, ключевой фигуры для Музея МХАТ, автора книги об отношениях Станиславского и Немировича-Данченко, без которой невозможно понять историю Художественного театра. Вы ведь много лет провели с ней в музее бок-о-бок, за соседними столами?

– Да, и я категорически отказывалась менять этот расклад, хотя меня не раз пытались пересадить в другое помещение. Ольга Александровна была недосягаемым примером для нас. Человеком исключительной деликатности, но при этом очень прямым, честным, требовательным к себе. Все, за что бы она ни бралась, она делала с душой и с необычайной четкостью. У нее было глубоко личное отношение к людям МХАТа, и сегодня можно обнаружить, например, в музейной картотеке актеров Художественного театра приколотые ею бумажки, где она отметила какой-то открытый ею факт, связанный с этим человеком. Так она заботилась об исследователях – не только тех, что работали в то время, но и о будущих. Я всегда с ней советовалась, и до сих пор перед каким-нибудь поступком думаю, что бы она сказала.

– Много лет вы ведете экскурсии по экспозициям Музея МХАТ, по Художественному театру. Это ведь тяжелая работа – как у артиста на сцене.

– Только артист может произнести свои реплики и на время со сцены уйти, а экскурсовод нет. Энергетически это действительно выматывает – особенно когда ведешь три экскурсии в день, а это семь часов монолога.

– Бывает еще очень сложная публика: подростки, например.

– Рассказывать подросткам я как раз люблю. К ним просто нужно найти подход. Я ведь не один и тот же текст каждый раз произношу, у меня, в зависимости от публики, он разный. Подростков необходимо заинтересовать, рассмешить, оживить для них все эти экспонаты, чтобы они не казались скучной историей.
Чувство абсолютной отдачи возникало у меня, когда я вела детский театральный кружок при музее. Кружок просуществовал семь лет, сегодня эти дети уже выросли и учатся в институтах, только одна девочка еще в десятом классе. Мы встречаемся до сих пор.

– Расскажите, что это был за кружок.

– Занимались мы на постоянной экспозиции Музея МХАТ раз в неделю. Я сразу сказала, что актерскому мастерству не учу, я театровед, поэтому мы только разговаривали о театре, литературе, я им что-то рассказывала. Обязательно пили чай. Это потом уже, когда я немножко их изучила, мы начали делать спектакли: поставили «Счастливый принц» Оскара Уайльда, «Счастливый Ганс» Михаила Бартенева, чеховское «Предложение». Однажды я даже написала пьесу по мотивам одной детской книжки и тоже ее поставила.

– Знаю, что прошлой осенью вы записывали репетиции спектакля Константина Хабенского «Чайка». Получается, традиция записывать репетиции, всегда существовавшая в Музее МХАТ, возвращается?

– Когда Павла Ващилина назначили директором музея, я подала ему эту идею и он ее поддержал. Репетиции были уже в самом разгаре, и я не так много успела записать, но это было очень интересно. Константин Юрьевич на каждой репетиции многое менял, пробовал очень по-разному. И еще он поворачивал историю в сторону большого драматизма, и меня просто трясло, настолько происходящее у Чехова казалось страшным. Смешные, комедийные моменты он стал добавлять позже.

– Какие мхатовские сюжеты вас интересуют сегодня?

– Судьба Анатолия Кторова, полная драматических поворотов. Переписка секретаря Станиславского Рипсимэ Таманцовой и администратора Федора Михальского. 1920-е годы, она пишет ему с гастролей МХАТа в Америке, погружена с головой во внутритеатральные отношения, интриги, а он в это время находится в ссылке в Тюмени и смотрит на все будто с другой планеты. Пишет, сколько всего он понял, и что он всех простил, и что поговорить по-настоящему он может только с ней. Подписывается «Твой каторжанин». Эти письма раскрывают Михальского с удивительной человеческой стороны.
Также для издательства «Бослен» я сейчас готовлю путеводитель «Театральный квадрат». Это прогулка по Москве, которая охватывает театры, связанные общей историей: МХТ, здание РАМТа, где находился МХАТ Второй, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Театр Наций (в советское время – филиал МХАТа); вплоть до Триумфальной площади, где играл «Современник». История Художественного театра неисчерпаема на интересные сюжеты.

Оригинал статьи
2025
Софочка и Сима. К юбилеям Софьи Гиацинтовой и Серафимы Бирман, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 11.08.2025
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Китае, видеосюжет Пятого канала, 8.08.2025
Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Жизнь человеческого духа. К 100-летию со дня рождения Анатолия Эфроса, Анастасия Казьмина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
«Та самая режиссура, ради которой и существует театр…», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
В МХТ имени Чехова простились с Натальей Теняковой, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 20.06.2025
В Москве простились с Натальей Теняковой, София Кудряшова, ТАСС, 20.06.2025
Хабенский, Брусникина, Леонтьев, Высоцкий: в МХТ попрощались с Натальей Теняковой, Наталия Губернаторова, фоторепортаж «Московского комсомольца», 20.06.2025
Бабушка всей страны: умерла Наталья Тенякова, Зоя Игумнова, Екатерина Милицкая, Известия, 18.06.2025
Не стало мощной актрисы с удивительной судьбой Натальи Теняковой, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.06.2025
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Всегда выбирала Юрского. Скончалась актриса Наталья Тенякова, Ксения Студенова, Аргументы и факты, 18.06.2025
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
В театре как в кино, Рита Русакова, Коммерсантъ, 6.06.2025
Виноваты мы…, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025
Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!», Серго Кухианидзе, Караван историй (7 дней), 26.05.2025
Евгений Киндинов. Подрался — и стал актером!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 24.05.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Вадим Верник – о том, что становится признаком гения, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
«Двадцать дней без войны» в МХТ, фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Концерт Победы у Московского Кремля, телеканал «Россия 1», 10.05.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
МХАТ во время войны. Три истории, Медиацентр МХТ, 9.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
Дни рождения, Коммерсантъ, 5.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
«Это Москва. Люди»: Кристина Бабушкина, видеосюжет телеканала «Москва 24», 28.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025