Итоги театрального сезона 2024/2025: «Всё больше выбирают безопасную классику»

Наталья Шаинян, Театрал, 12.07.2025
По традиции, летом «Театрал» просит экспертов выделить главные направления минувшего сезона – успехи, разочарования, тенденции. На этот раз своими размышлениями на эти темы с нами поделилась театральный критик, театровед Наталья Шаинян.

– Говорить о тенденциях этого сезона на материале московских премьер, из которых я посмотрела более семидесяти, непросто. Пожалуй, заметнее всего стирание новой драмы из репертуара. Ни фестивалей новой драматургии, ни постановок по ней уже почти нет. Театры всё больше выбирают безопасную классику, а с ней – осваивают тонкое искусство аллюзий, неявных параллелей, эзопов язык и прочие способы говорить со зрителем о том, что происходит сегодня. В этой тенденции немалое место занимает «советская классика», от собственно драматургии до инсценируемой прозы. А также режиссеров интересует наследие эмигрантов первой волны, без сценической истории; так, в РАМТе крупнейшие премьеры – «Усадьба Ланиных» Алексея Бородина по Борису Зайцеву и «Лето Господне» Марины Брусникиной по Ивану Шмелеву.

Еще можно отметить, что на камерных сценах вышло больше примечательных работ, чем на больших – вероятно, возрастает обоюдная потребность зрителя и художника в доверительном высказывании. Самой ошеломляющей работой в этом формате для меня стали «Три сестры» Андрея Маника и группы «Озеро» в пространстве «Внутри» – смелый и горький разговор о сегодняшнем дне на чеховском материале, переосмысленном и пересобранном. Также в список лидеров в камерном формате включу «Разбойников» Евгения Закирова на Сцене на Сретенке Театра им. Маяковского и «Сато» Филиппа Гуревича в Театре наций: дерзко, свежо и очень точно в духе романтизма поставленный Шиллер у одного и исследование семейной драмы с неожиданными сценическими решениями у другого. В числе удач – «Остров Сахалин» – впервые увидевшее сцену путешествие Чехова на каторгу сделал Олег Долин в РАМТе. Очень тонкой выделки получился «Старший сын» у Андрея Калинина в МХТ и неожиданный сумрачный, декадентский, мерцающий Островский у Сергея Тонышева – «Светит да не греет» в Театре Вахтангова.

Поскольку на этот сезон пришлось 80-летие Победы над фашизмом, логично, что театры подготовили работы на военную тему. И почти все использовали известные тексты советских авторов-фронтовиков – от Бориса Васильева до Виктора Розова. Общая идея сложилась в нарратив, наследующий тому поколению: война – это горе и катастрофа, это слом всех устоев жизни, это бедствие, преодолеть которое можно только нечеловеческим напряжением сил народа и огромными жертвами. Войн на земле быть не должно; мир, жизнь, милосердие, любовь – это подлинные ценности. Из увиденного на эту тему назову изысканной визуальной и музыкальной красоты спектакль Ивана Поповски и Олега Синкина «Петербург – Петроград – Ленинград» в театре Камбуровой – о трагедии Северной столицы, сочиненный почти исключительно по музыке Шостаковича. И три очень разные работы: «Двадцать дней без войны» Марина Брусникина поставила в МХТ уверенной рукой мастера и задействовала лучшие силы труппы, в соавторстве с художниками Николаем Симоновым, Иваном Виноградовым и Михаилом Купрыгиным, которые сочинили пространство, свет и видео. Актуальным и серьезным высказыванием стал спектакль СТИ «В родном городе» – это повесть Виктора Некрасова, киевлянина, фронтовика, впоследствии эмигранта, поставленная всегдашним триумвиратом ЖеновачБоровский-Исмагилов. Исследование того, что бывает после войны – кто, как и что строит на руинах прежнего. Неожиданное решение пространства включает зрителей в круг действий, размышлений и выбора героев.

И еще – камерная, ученическая, но примечательная и режиссерским решением, и актерскими работами «Одна абсолютно счастливая деревня» в Учебном театре института им. Щукина, поставленная Оксаной Голубевой с третьекурсниками мастерской Валентины Николаенко.

Упомянув студенческий спектакль, нельзя не сказать о другой работе будущих актеров – в этом сезоне прогремел спектакль Татьяны Тарасовой «Я – Гамлет Ошибка» в Мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе. Работа такого уровня, что хочется пожелать ей долгой жизни и после студенческой аудитории. А также отметим новую точку на театральной карте столицы: Юрий Муравицкий создал Учебный театр в Московском международном университете, и его «Вакханки», поставленные со студентами, стали интереснейшим исследованием ритуальной природы театра.

В этом сезоне есть за что поблагодарить Департамент культуры столицы – его решением сцена бывшего ЦИМа на Новослободской, бывшая в запустении три года, отдана театру «Шалом». Выведенный худруком Олегом Липовецким высоко на театральную орбиту, этот театр остро нуждался и в новых сценах, и в приближении к центру. Теперь сюда перенесут часть постановок с площадки на Варшавском шоссе, а также создадут новый репертуар и новое пространство, где память о прошлом составит органическую часть. В этом сезоне «Шалом» не сбавил темпа и показал две примечательные работы: «Голиаф» Саши Золотовицкого о механизме возникновения войны, высекания искры будущего пожара из неготового, сопротивляющегося материала; и тихая, исполненная внутреннего напряжения «Лавина» Сойжин Жамбаловой – о том, как традиционные ценности, коснея, из средства сохранения жизни превращаются в инструмент ее уничтожения. 

Под конец сезона в полном составе покинула площадку СТД «На Страстном» команда под управлением Михаила Пушкина, многие годы делавшая там фестивали, гастроли, формировавшая репертуар. Это часть смены власти и вектора работы в самом СТД; посмотрим, что будет дальше на этой сцене и не захиреет ли она так же, как до того Боярские палаты.

Имя режиссера, которое в этом сезоне хочется отметить особо – Андрей Гончаров. «Превращение» по Кафке на Таганке и «Осень» по Стриндбергу в МХТ – это примеры острого, парадоксального режиссерского мышления, еще, к счастью, не сложившего свой язык из суммы устоявшихся приемов, а предлагающего зрителю и интеллектуальный вызов, и эстетическое удовольствие. 

Содержательную художественную рефлексию о своем прошлом предложил зрителям Театр им. Пушкина на сцене своего филиала. «Пять вечеров» – это пять исторических отрезков от разгрома Камерного театра до наших дней. Пока прошли четыре, самые интересные – первый и четвертый, сделанные актером Александром Дмитриевым. Будем надеяться, из этих вечеров родится репертуарный спектакль. Худрук Евгений Писарев очень порадовал комедией «Плохие хорошие» по Уайльду.

Лучший спектакль для всей семьи – это музыкально-танцевальный искрометный «Багдадский вор» Егора Перегудова в Театре им. Маяковского. Есть несколько громких, вызвавших бурные обсуждения событий, которые я не могу отнести к удачам сезона, при том что за них брались мастера: «Улитка на склоне» Петра Шерешевского в МТЮЗе, «Евгений Онегин» Егора Перегудова в Театре им. Маяковского, «Дон Кихот» Антона Фёдорова в Театре наций и «Идиот» Владислава Наставшева в Театре им. Вахтангова. Решенные в разных эстетиках, предлагающие целые россыпи находок и актерских успехов, эти спектакли, увы, объединяет невнятность высказывания. Словно режиссеры, увлекшись формальными изысками, подзабыли, о чем, собственно, весь этот штурм унд дранг. При театроведческом анализе можно выделить разные идеи, но ни в одном названном спектакле они не выстроены стройно и убедительно. Однако это отнюдь не список провалов – таковой я составила лишь в собственной памяти.

И, наконец, мой топ сезона, спектакли на большой сцене:
«Аркадия», Евгений Каменькович, «Мастерская Фоменко»
«Чеховъ. Вишнёвый садъ. Нет слов!» Сергей Женовач, СТИ
«Тартюф», Евгений Писарев, Театр Наций
«Гамлет», Марат Абулкатинов, Театр на Таганке
«Торговцы резиной», Петр Шерешевский, агентство «Арт-партнёр»

Оригинал статьи
2025
Софочка и Сима. К юбилеям Софьи Гиацинтовой и Серафимы Бирман, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 11.08.2025
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Китае, видеосюжет Пятого канала, 8.08.2025
Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Жизнь человеческого духа. К 100-летию со дня рождения Анатолия Эфроса, Анастасия Казьмина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
«Та самая режиссура, ради которой и существует театр…», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
В МХТ имени Чехова простились с Натальей Теняковой, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 20.06.2025
В Москве простились с Натальей Теняковой, София Кудряшова, ТАСС, 20.06.2025
Хабенский, Брусникина, Леонтьев, Высоцкий: в МХТ попрощались с Натальей Теняковой, Наталия Губернаторова, фоторепортаж «Московского комсомольца», 20.06.2025
Бабушка всей страны: умерла Наталья Тенякова, Зоя Игумнова, Екатерина Милицкая, Известия, 18.06.2025
Не стало мощной актрисы с удивительной судьбой Натальи Теняковой, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.06.2025
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Всегда выбирала Юрского. Скончалась актриса Наталья Тенякова, Ксения Студенова, Аргументы и факты, 18.06.2025
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
В театре как в кино, Рита Русакова, Коммерсантъ, 6.06.2025
Виноваты мы…, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025
Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!», Серго Кухианидзе, Караван историй (7 дней), 26.05.2025
Евгений Киндинов. Подрался — и стал актером!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 24.05.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Вадим Верник – о том, что становится признаком гения, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
«Двадцать дней без войны» в МХТ, фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Концерт Победы у Московского Кремля, телеканал «Россия 1», 10.05.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
МХАТ во время войны. Три истории, Медиацентр МХТ, 9.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
Дни рождения, Коммерсантъ, 5.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
«Это Москва. Люди»: Кристина Бабушкина, видеосюжет телеканала «Москва 24», 28.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025