| Итоги театрального сезона 2024/2025: «Всё больше выбирают безопасную классику»Наталья Шаинян, Театрал, 12.07.2025 По традиции, летом «Театрал» просит экспертов выделить главные направления минувшего сезона – успехи, разочарования, тенденции. На этот раз своими размышлениями на эти темы с нами поделилась театральный критик, театровед Наталья Шаинян. 
   – Говорить о тенденциях этого сезона на материале московских премьер, из которых я посмотрела более семидесяти, непросто. Пожалуй, заметнее всего стирание новой драмы из репертуара. Ни фестивалей новой драматургии, ни постановок по ней уже почти нет. Театры всё больше выбирают безопасную классику, а с ней – осваивают тонкое искусство аллюзий, неявных параллелей, эзопов язык и прочие способы говорить со зрителем о том, что происходит сегодня. В этой тенденции немалое место занимает «советская классика», от собственно драматургии до инсценируемой прозы. А также режиссеров интересует наследие эмигрантов первой волны, без сценической истории; так, в РАМТе крупнейшие премьеры – «Усадьба Ланиных» Алексея Бородина по Борису Зайцеву и «Лето Господне» Марины Брусникиной по Ивану Шмелеву.
   Еще можно отметить, что на камерных сценах вышло больше примечательных работ, чем на больших – вероятно, возрастает обоюдная потребность зрителя и художника в доверительном высказывании. Самой ошеломляющей работой в этом формате для меня стали «Три сестры» Андрея Маника и группы «Озеро» в пространстве «Внутри» – смелый и горький разговор о сегодняшнем дне на чеховском материале, переосмысленном и пересобранном. Также в список лидеров в камерном формате включу «Разбойников» Евгения Закирова на Сцене на Сретенке Театра им. Маяковского и «Сато» Филиппа Гуревича в Театре наций: дерзко, свежо и очень точно в духе романтизма поставленный Шиллер у одного и исследование семейной драмы с неожиданными сценическими решениями у другого. В числе удач – «Остров Сахалин» – впервые увидевшее сцену путешествие Чехова на каторгу сделал Олег Долин в РАМТе. Очень тонкой выделки получился «Старший сын» у Андрея Калинина в МХТ и неожиданный сумрачный, декадентский, мерцающий Островский у Сергея Тонышева – «Светит да не греет» в Театре Вахтангова.
   Поскольку на этот сезон пришлось 80-летие Победы над фашизмом, логично, что театры подготовили работы на военную тему. И почти все использовали известные тексты советских авторов-фронтовиков – от Бориса Васильева до Виктора Розова. Общая идея сложилась в нарратив, наследующий тому поколению: война – это горе и катастрофа, это слом всех устоев жизни, это бедствие, преодолеть которое можно только нечеловеческим напряжением сил народа и огромными жертвами. Войн на земле быть не должно; мир, жизнь, милосердие, любовь – это подлинные ценности. Из увиденного на эту тему назову изысканной визуальной и музыкальной красоты спектакль Ивана Поповски и Олега Синкина «Петербург – Петроград – Ленинград» в театре Камбуровой – о трагедии Северной столицы, сочиненный почти исключительно по музыке Шостаковича. И три очень разные работы: «Двадцать дней без войны» Марина Брусникина поставила в МХТ уверенной рукой мастера и задействовала лучшие силы труппы, в соавторстве с художниками Николаем Симоновым, Иваном Виноградовым и Михаилом Купрыгиным, которые сочинили пространство, свет и видео. Актуальным и серьезным высказыванием стал спектакль СТИ «В родном городе» – это повесть Виктора Некрасова, киевлянина, фронтовика, впоследствии эмигранта, поставленная всегдашним триумвиратом ЖеновачБоровский-Исмагилов. Исследование того, что бывает после войны – кто, как и что строит на руинах прежнего. Неожиданное решение пространства включает зрителей в круг действий, размышлений и выбора героев.
   И еще – камерная, ученическая, но примечательная и режиссерским решением, и актерскими работами «Одна абсолютно счастливая деревня» в Учебном театре института им. Щукина, поставленная Оксаной Голубевой с третьекурсниками мастерской Валентины Николаенко.
   Упомянув студенческий спектакль, нельзя не сказать о другой работе будущих актеров – в этом сезоне прогремел спектакль Татьяны Тарасовой «Я – Гамлет Ошибка» в Мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе. Работа такого уровня, что хочется пожелать ей долгой жизни и после студенческой аудитории. А также отметим новую точку на театральной карте столицы: Юрий Муравицкий создал Учебный театр в Московском международном университете, и его «Вакханки», поставленные со студентами, стали интереснейшим исследованием ритуальной природы театра.
   В этом сезоне есть за что поблагодарить Департамент культуры столицы – его решением сцена бывшего ЦИМа на Новослободской, бывшая в запустении три года, отдана театру «Шалом». Выведенный худруком Олегом Липовецким высоко на театральную орбиту, этот театр остро нуждался и в новых сценах, и в приближении к центру. Теперь сюда перенесут часть постановок с площадки на Варшавском шоссе, а также создадут новый репертуар и новое пространство, где память о прошлом составит органическую часть. В этом сезоне «Шалом» не сбавил темпа и показал две примечательные работы: «Голиаф» Саши Золотовицкого о механизме возникновения войны, высекания искры будущего пожара из неготового, сопротивляющегося материала; и тихая, исполненная внутреннего напряжения «Лавина» Сойжин Жамбаловой – о том, как традиционные ценности, коснея, из средства сохранения жизни превращаются в инструмент ее уничтожения. 
   Под конец сезона в полном составе покинула площадку СТД «На Страстном» команда под управлением Михаила Пушкина, многие годы делавшая там фестивали, гастроли, формировавшая репертуар. Это часть смены власти и вектора работы в самом СТД; посмотрим, что будет дальше на этой сцене и не захиреет ли она так же, как до того Боярские палаты.
   Имя режиссера, которое в этом сезоне хочется отметить особо – Андрей Гончаров. «Превращение» по Кафке на Таганке и «Осень» по Стриндбергу в МХТ – это примеры острого, парадоксального режиссерского мышления, еще, к счастью, не сложившего свой язык из суммы устоявшихся приемов, а предлагающего зрителю и интеллектуальный вызов, и эстетическое удовольствие. 
   Содержательную художественную рефлексию о своем прошлом предложил зрителям Театр им. Пушкина на сцене своего филиала. «Пять вечеров» – это пять исторических отрезков от разгрома Камерного театра до наших дней. Пока прошли четыре, самые интересные – первый и четвертый, сделанные актером Александром Дмитриевым. Будем надеяться, из этих вечеров родится репертуарный спектакль. Худрук Евгений Писарев очень порадовал комедией «Плохие хорошие» по Уайльду.
   Лучший спектакль для всей семьи – это музыкально-танцевальный искрометный «Багдадский вор» Егора Перегудова в Театре им. Маяковского. Есть несколько громких, вызвавших бурные обсуждения событий, которые я не могу отнести к удачам сезона, при том что за них брались мастера: «Улитка на склоне» Петра Шерешевского в МТЮЗе, «Евгений Онегин» Егора Перегудова в Театре им. Маяковского, «Дон Кихот» Антона Фёдорова в Театре наций и «Идиот» Владислава Наставшева в Театре им. Вахтангова. Решенные в разных эстетиках, предлагающие целые россыпи находок и актерских успехов, эти спектакли, увы, объединяет невнятность высказывания. Словно режиссеры, увлекшись формальными изысками, подзабыли, о чем, собственно, весь этот штурм унд дранг. При театроведческом анализе можно выделить разные идеи, но ни в одном названном спектакле они не выстроены стройно и убедительно. Однако это отнюдь не список провалов – таковой я составила лишь в собственной памяти.
   И, наконец, мой топ сезона, спектакли на большой сцене:  «Аркадия», Евгений Каменькович, «Мастерская Фоменко»  «Чеховъ. Вишнёвый садъ. Нет слов!» Сергей Женовач, СТИ  «Тартюф», Евгений Писарев, Театр Наций  «Гамлет», Марат Абулкатинов, Театр на Таганке  «Торговцы резиной», Петр Шерешевский, агентство «Арт-партнёр»
   Оригинал статьиСимфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 Виноваты мы
, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025  |  |