Софочка и Сима. К юбилеям Софьи Гиацинтовой и Серафимы Бирман

Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 11.08.2025
Так они называли друг друга — две блистательные актрисы МХТ и Первой студии, две закадычные подруги Софья Гиацинтова и Серафима Бирман. Сколько всего они пережили вместе: и трагическое закрытие МХАТа Второго, и переходы из театра в театр, и личные драмы. 4 августа исполнилось 130 лет со дня рождения Софьи Владимировны Гиацинтовой (1895—1982), а 10 августа — 135 лет со дня рождения Серафимы Германовны Бирман (1890—1976). Наш рассказ — о них. 

Знакомство с Художественным театром

Софья Владимировна Гиацинтова родилась в семье профессора, историка искусств Владимира Гиацинтова, так что воспитывалась в атмосфере творчества и интеллектуальных бесед. Сама Гиацинтова отмечала, что именно в детстве ей было привито одно из важнейших умений для артиста — восхищаться. Так в молодости Гиацинтова восхищалась Фёдором Шаляпиным на сцене, так она всю свою жизнь восхищалась учителями и старшими коллегами.

В 1910 году Софью Гиацинтову приняли в Художественный театр в числе пятерых из пятисот экзаменовавшихся. В своей книге «С памятью наедине» она так пишет о первых днях в МХТ:

«Мне было ясно, что это лучший в мире театр, с лучшими в мире артистами и спектаклями. И теперь я в него допущена, и пусть совсем едва, но уже причастна его жизни, и мне дозволено дышать одним воздухом с кумирами и богинями моих недавних гимназических дней и скромно раскланиваться с ними при встрече. Позже Василий Иванович Качалов рассказал мне, что восхищение, сквозившее в моих поклонах, веселило их всех и вызывало симпатию к неизвестной барышне».

Первые слова Софьи Гиацинтовой, произнесённые на сцене Художественного театра — это слова Неродившейся души в «Синей птице». Как вспоминала Гиацинтова, они действительно тогда были ещё не родившимися актёрскими душами. А первой самостоятельной ролью в премьерном спектакле стала служанка фру Гиле в постановке Вл. И. Немировича-Данченко и К. Марджанова «У жизни в лапах» (1911) рядом с кумиром юности — Василием Качаловым.
Виталий Виленкин вспоминал, что все роли Гиацинтовой отличало удивительное сочетание искренности и мастерства. После ухода из МХТ Алисы Коонен Гиацинтову ввели на роль Машеньки в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), а своей любимой ролью в Художественном театре она называла послушницу Пелагею в спектакле «Будет радость» (1916).

Если для Гиацинтовой выбор актерского пути логично вытекал из её внешности, увлечений и воспитания, то Серафима Бирман совершила этот выбор скорее вопреки. Она выросла в семье офицера-отставника в Кишиневе, а о театре узнала от старшей сестры, которая играла в Москве в «народных сценах» МХТ. 

К тому времени Серафима Бирман уже чётко всё понимала про свою внешность, пережила насмешки сверстников и собственное недовольство перед зеркалом. И тем не менее долговязая, совсем юная девушка с неправильными чертами лица и бессарабским говором приехала в столицу и поступила в 1908 году в драматическую школу Александра Адашева. Как раз в это время с учениками школы по поручению Станиславского занимался Леопольд Сулержицкий, проверяя на этих уроках первые варианты «системы». Серафима Германовна была одной из самых преданных его учениц вместе со своим старшим товарищем — Евгением Вахтанговым.

В природе Бирман словно всё противоречило актерству, она была зажатой, нервной, мнительной. Но именно Станиславский, Сулержицкий и Вахтангов смогли переплавить все эти недостатки и проявить её огромный талант, которому были подвластны и трагедия, и комедия. 

В сезоне 1911-12 Бирман уже была в труппе Художественного театра. Софья Гиацинтова так вспоминала прослушивание Бирман:

«Потом вышла худая, высокая девушка в чёрном платье — Серафима Бирман.
— Какая некрасивая! У Адашева кончила, говорят, талантлива, но до чего же некрасива, господи! — услышала я шёпот.
Не знаю, чем объяснить, но я не сразу заметила её некрасивость. Первое, что обратило мое внимание, — особенное выражение глаз, в глубине которых будто притаился талант, и любопытство, с каким она смотрела на мир. Так я увидела её впервые, мою Симу — подругу, спутницу, партнёршу, сестру».


Гиацинтова подробно пишет в книге о противоречиях, мучивших Бирман всю её жизнь, о её любви к страданию и сложном характере:

«Мы сошлись не сразу — она считала меня слишком счастливой, в чём-то подозревала — никто не знал, в чём. Подозрительность (она, увы, осталась её вечным свойством, а с годами усилилась до болезненности), мнительность, боязнь быть смешной, лишней шли, вероятно, от провинциальности — всего три года отделяли её от родного Кишинёва. И когда она, уже совсем столичная, как-то особенно обернув ноги юбкой, вдруг садилась на пол с чашкой чаю в руках, я всегда думала, что так же, наверное, в юности сидела её бабушка-молдаванка».

И тем не менее две эти категорически разные женщины и актрисы оказались главной поддержкой и опорой друг другу на долгие годы.

Первая студия. Судьбоносные встречи

Софья Гиацинтова начала заниматься по системе Станиславского вместе с группой молодёжи, которая в итоге сформировала основу Первой студии МХТ. Фамилия Серафимы Бирман стояла первой в перечне актёров из записи Станиславского, озаглавленной «Студия. Цель».

В поворотном для Первой студии спектакле «Гибель “Надежды”» (режиссёр Ричард Болеславский, 1913) Гиацинтова играла Клементину, а Бирман — госпожу Босс.

«Ворвавшаяся вихрем Сима Бирман, задыхаясь, произнесла без пауз и знаков препинания:
— Болеславский прочёл нам пьесу, он её нашел и сам хочет ставить, и мы все будем играть. Это удивительная пьеса, и у тебя там такая роль, такая роль — ты говоришь по телефону и узнаёшь, что корабль погиб».
(Софья Гиацинтова «С памятью наедине»)


Вместе Софья Гиацинтова и Серафима Бирман выходили на сцену и в вахтанговском «Празднике мира» (1913). А особенно запомнилась зрителям озорная и легкая Мари Гиацинтовой в «Двенадцатой ночи» (режиссёр Борис Сушкевич, 1917).
Серафима Бирман тоже написала воспоминания: в своей книге «Путь актрисы» (1959) она очень точно описывает актёрскую профессию, свою работу над ролью и работы коллег. О Гиацинтовой в годы Первой студии Бирман вспоминает так:

«Гиацинтова — художник умный, твёрдый, стойкий. Не все могли это заметить в ней в те далекие годы. В театре её звали “Фиалочкой”. Розовощёкая, избалованная жизненными успехами “Сонечка” Гиацинтова всегда и всем казалась жизнерадостной, а между тем в действительности молодая актриса Софья Гиацинтова знала тоску художника, ещё не достигшего искомого».

Параллельно со спектаклями в Первой студии Серафима Бирман получила большую роль на сцене Художественного театра — она сыграла Гортензию в «Хозяйке гостиницы» Бенуа и Станиславского (1914). А в Первой студии весь опыт работы с гротеском и трагедией Бирман воплотились в образе вдовствующей королевы в «Эрике XIV» Евгения Вахтангова (1921).

В 1922 году в Первую студию пришёл артист МХТ Иван Берсенев, ставший супругом Гиацинтовой. О романе и долгой семейной жизни Софья Владимировна пишет в мемуарах очень сдержанно, однако и в её выстроенном повествовании есть и юношеский юмор, и любовь, и горечь утраты (Гиацинтова пережила Берсенева более чем на тридцать лет).

«Я помню, как на “Мудреце” Городулин — Леонидов спросил: “Где Софья Владимировна?”— вместо “Марья Ивановна” и услышал в ответ: “Она в саду с Берсеневым гуляет” — Берсенев тогда играл Курчаева. Все задохнулись в паузе, неминуемо ведущей к истерике. Кто-то из артистов на сцене затеял игру с сахарницей, разрешившую всем веселиться, и даже присутствующий на сцене Станиславский, не сдержавшись, хмыкнул — обошлось без скандала».

Новый театр — МХАТ Второй

В 1924 году Первая студия превратилась в новый театр — МХАТ Второй. Для обеих актрис это был самый расцвет их творческой судьбы. Об ожидании нового сезона и долгожданной свадьбы с Берсеневым Гиацинтова пишет так:

«Как рассказать о счастье? Да и нужно ли — ведь все счастливы одинаково, как известно. Моё счастье тогда было в предвкушении будущего — нового театра, новой жизни, с осени уже совместной, новых ролей. Озарённое любовью, всё будничное, знакомое тоже становилось новым, праздничным. Кто не знает этого состояния, когда душа дрожит необъяснимо беспокойно — от солнца, воздуха, птичьих голосов, но больше всего — от ожидания, ожидания всех сказочных чудес разом. И невозможно ни есть, ни спать, и счастливо-тревожно бьётся сердце, и нужно куда-то бежать, спешить, что-то делать».

В героинях Софьи Гиацинтовой тех лет поразительным образом сочеталось лирическое и характерное, красота и нервный психологизм. Это было и в Симе в «Чудаке» Афиногенова (режиссёры Александр Чебан, Иван Берсенев, 1929), и в Нелли в «Униженных и оскорбленных» по Достоевскому (режиссёры Иван Берсенев и Серафима Бирман,1932).

Свой путь был у Серафимы Бирман, которая образно и точно писала о работе над ролями:

«…Именно канатоходцы, а не просто пешеходы привлекают к себе самое живое и острое внимание зрителя. Любила и люблю в искусстве чрезвычайное, и зрители доверяют мне больше, когда играю женщин, из ряда вон выходящих. И верила, и верю, что искусство обладает правом преувеличения».

Именно так Бирман играла «аглицкую девку» Мери в «Блохе» Алексея Дикого (1925), Двойру в «Закате» Бориса Сушкевича (1928), Улиту в «Тени освободителя» и королеву Анну в инсценировке «Человека, который смеется» Гюго (эти спектакли тоже поставил Сушкевич). Максим Горький был настолько восхищен Бирман в этой последней роли, что «назначил» ей Вассу Железнову в новой редакции своей пьесы. Но поставила и сыграла Бирман этот текст уже гораздо позднее.

Гиацинтова и Бирман работали и близко дружили с Евгением Вахтанговым и Михаилом Чеховым, для всех студийцев это были главные лидеры, вдохновители.

Софья Гиацинтова в мемуарах подробно и интересно описывает игру этих двух гениев. Публикует она и весёлое письмо Евгения Вахтангова к ней, в котором Евгений Богратионович просит Гиацинтову продолжить заниматься с его студентами:

«Если хочешь, я стану перед тобой на колени, но я знаю, что ты этого не допустишь: ты не какая-нибудь Бирман. Вообще, ты поторопилась выйти замуж. А то я бы на тебе женился и мы открыли бы хорошую школу. Жаль. В Москве так мало хороших школ.
Припадаю к твоей руке, которая отдана другому, и печатлею на ней дрожащий поцелуй.
Навеки твой
Евгений Вахтангов.
17.02.1918».


А Серафима Бирман так вспоминает взаимоотношения с Вахтанговым:

«Вахтангов после окончания школы подарил мне свой портрет, на оборотной стороне которого „начертал“:
„Вы художник, Сима, даю вам гекзаметр художественный:
Любо глядеть на тебя, длинноносая, тонкая Бирман,
Часиков в десять утра, когда Орлеанскую деву играешь,
Стройно ты выпрямишь стан свой, тряхнешь привязною косою
И, меч деревянный схватив, кокетливо сцену покинешь…
И думаю я в восхищеньи: как был хорош Орлеан!
Какие носили там брюки!“».


В 1928 году Михаил Чехов покинул СССР. Софья Гиацинтова описывает, как они провожали своего любимого партнёра и друга:

«Из окна вагона я в последний раз увидела Чехова — уже отъединённого от всех, с его особенным взглядом, который я хорошо знала, — глубоким, далёким, никого в себя не впускающим. Поезд тронулся, увозя меня от этого взгляда, и через минуту я уже различала лишь две неподвижные фигуры, оставшиеся на чужой платформе.
— Мы никогда их больше не увидим, — устало и глухо сказал Берсенев».


Сначала во МХАТе Втором организовали художественный совет, а в 1933 году Иван Берсенев возглавил этот театр. Именно там окончательно сформировалась «великая троица», как позднее их называли – Иван Берсенев, Софья Гиацинтова и Серафима Бирман. Там Софья Владимировна и Серафима Германовна попробовали свои силы в режиссуре, что позднее станет их второй, не менее важной чем актёрство, профессией.
Трагические перемены. Другая жизнь

В середине 1930-х годов МХАТ Второй попал под волну театральных репрессий, когда театры либо закрывали, либо объединяли. В 1936 году МХАТ Второй закрыли. Мемуары Софьи Гиацинтовой обрываются именно 1936 годом, дальнейшие перипетии их общей судьбы актриса не описывала:

«Поздно вечером двадцать седьмого февраля мы – все были в театре – услышали по радио сообщение о том, что “так называемый МХАТ Второй” упраздняется как “посредственный театр”, сохранение которого “не вызывается необходимостью”, тем более что в Москве и без нас есть Художественный театр. Следующие пункты гласили, что здание передается Центральному детскому театру, а артистов нашей труппы предлагается использовать “для усиления ряда театров в Москве или Ленинграде”. Всё. Как будто ни в чем нас не обвиняли. Ну, “посредственный театр” — это же не вина, а беда. Но в словах “так называемый” таилось что-то компрометирующее, внушающее опасения, — как потом стало ясно, обоснованное, — что мы теперь чуть ли не самозванцы, присвоившие себе чужое имя».

После закрытия МХАТа-2 в 1936 году Софья Гиацинтова, Серафима Бирман и Иван Берсенев три года играли в Театре имени МОСПС (ныне — Театр имени Моссовета). А в 1938 году Ивана Берсенева назначили главным режиссёром Театра имени Ленинского Комсомола. Вместе с Берсеневым туда перешли Софья Гиацинтова и Серафима Бирман.
И Гиацинтова, и Бирман немало снимались в кино. Софья Гиацинтова сыграла мать Ленина в фильме «Семья Ульяновых» (1957). По-настоящему яркая киносудьба была у Серафимы Бирман. Её называли «второй Раневской», что было одновременно и похвалой, и обидой для актрисы. Именно Серафиму Бирман Сергей Эйзенштейн выбрал на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный» (1944).

Актрисы Художественного театра

Киновед Наум Клейман говорил о Серафиме Бирман:

«Когда мы встретились с Серафимой Бирман впервые, она спросила меня:"Вы тоже меня путаете с Раневской?“ Конечно, Бирман — не вторая Раневская, хотя и в ней был тот же невероятный заряд яркости и отказа от бытовых красок во имя гиперболы — начиная от "Закройщика из Торжка“ и "Девушки с коробкой“. В кино она играла как в театре. Готовилась к съёмке сутками, приходила с утра на съёмочную площадку, вживалась в образ по Станиславскому. Она и была ученицей Станиславского,"с поправкой“ на Михаила Чехова. В ней жил 2-ой МХАТ.  И когда Эйзенштейн сказал ей, что на его площадке актёр должен быть как электрическая лампочка: повернули включатель — включил эмоцию, выключили – снова в нормальной жизни, это её оскорбило безумно».

Также и Гиацинтова всю жизнь оставалась именно актрисой Художественного театра. Коллеги в Театре имени Ленинского Комсомола называли Софью Гиацинтову «кружевницей» за её умение тонко и психологически выстраивать образ.
После смерти Ивана Берсенева в 1951 году Софья Гиацинтова осталась в Театре имени Ленинского Комсомола (во многом именно на ней и держался театр в трудные времена), а Серафима Бирман в скором времени перешла в Театр имени Моссовета. В 1969 году Бирман тяжело пережила смерть своего супруга, журналиста и писателя Александра Таланова и заболела, родных у неё почти не было. Страшные воспоминания Ростислава Плятта о последних днях жизни Бирман в сумасшедшем доме тоже касаются Художественного театра:

«Она пыталась репетировать “Синюю птицу” с соседями по палате, торопясь показать эту работу обожаемому ей Станиславскому! Неукротимая, она и умерла по-бирмановски — ни дня без театра!..»

Софья Гиацинтова умерла в 86 лет и до последнего выходила на сцену Театра имени Ленинского Комсомола. Была одной из самых любимых актрис Анатолия Эфроса, который руководил театром с 1963 по 1967 год, успела поучаствовать даже в постановках Марка Захарова.

В книге «Репетиция — любовь моя» Анатолий Эфрос писал про Софью Владимировну:

«Гиацинтова в нашей шумной компании молодых людей была той артисткой, которую уважали все. И не только за прошлое. Я вспоминаю хотя бы наши художественные советы и наши читки новых пьес. … Мы всегда удивлялись её способности к объективному и спокойному анализу. Ни тени самолюбивой вздорности, ни капли пустословия, какое обычно царит в половине выступления других членов худсовета. Как приятно было зайти в её гримерную и просто посидеть….»

Оригинал статьи
2025
Софочка и Сима. К юбилеям Софьи Гиацинтовой и Серафимы Бирман, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 11.08.2025
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Китае, видеосюжет Пятого канала, 8.08.2025
Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Жизнь человеческого духа. К 100-летию со дня рождения Анатолия Эфроса, Анастасия Казьмина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
«Та самая режиссура, ради которой и существует театр…», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
В МХТ имени Чехова простились с Натальей Теняковой, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 20.06.2025
В Москве простились с Натальей Теняковой, София Кудряшова, ТАСС, 20.06.2025
Хабенский, Брусникина, Леонтьев, Высоцкий: в МХТ попрощались с Натальей Теняковой, Наталия Губернаторова, фоторепортаж «Московского комсомольца», 20.06.2025
Бабушка всей страны: умерла Наталья Тенякова, Зоя Игумнова, Екатерина Милицкая, Известия, 18.06.2025
Не стало мощной актрисы с удивительной судьбой Натальи Теняковой, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.06.2025
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Всегда выбирала Юрского. Скончалась актриса Наталья Тенякова, Ксения Студенова, Аргументы и факты, 18.06.2025
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
В театре как в кино, Рита Русакова, Коммерсантъ, 6.06.2025
Виноваты мы…, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025
Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!», Серго Кухианидзе, Караван историй (7 дней), 26.05.2025
Евгений Киндинов. Подрался — и стал актером!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 24.05.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Вадим Верник – о том, что становится признаком гения, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
«Двадцать дней без войны» в МХТ, фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Концерт Победы у Московского Кремля, телеканал «Россия 1», 10.05.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
МХАТ во время войны. Три истории, Медиацентр МХТ, 9.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
Дни рождения, Коммерсантъ, 5.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
«Это Москва. Люди»: Кристина Бабушкина, видеосюжет телеканала «Москва 24», 28.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025