Окно в Камергерский. Восемнадцать лет рядом с Олегом Табаковым

Александра Машукова, Музей МХАТ, 17.08.2025
Сегодня, 17 августа, исполняется 90 лет со дня рождения Олега Павловича Табакова. В этот день Музей МХАТ в Доме-музее К. С. Станиславского открывает выставку «Олег Табаков: “Моё дело – играть!”», рассказывающую о самой главной, актёрской, ипостаси худрука МХТ имени А. П. Чехова.

На выставке можно увидеть не только сценические костюмы Олега Табакова, фотографии из спектаклей, награды, архивные документы (например, расписание жизни на неделю, состоящее из множества мероприятий и встреч), но и его личные вещи. Часть из них была предоставлена для экспозиции артистом МХТ Кириллом Трубецким. На протяжении почти восемнадцати лет Кирилл был помощником Табакова, постепенно став для него совершенно незаменимым человеком. В день рождения Олега Павловича Музей МХАТ решил поговорить с Кириллом Трубецким – о помощи и служении, памяти и любви.

— Кирилл, а как так вышло, что вы стали личным помощником Табакова?

— Это произошло постепенно. Я ведь очень любил Художественный театр и мечтал здесь работать. После школы поступал в театральный, но меня не взяли, и я устроился во МХАТ помощником администратора. Потом попал в репертуарную часть, где мне нравилось гораздо больше, потому что это было ближе к артистам, к творчеству. Время от времени я ходил в приёмную худрука пить чай с Ольгой Семёновной Хенкиной, которая только начала тогда работать в театре в качестве помощника Табакова, и мы с ней трепались об искусстве.

Вы увидите на выставке расписание Олега Павловича, это же было что-то невероятное по количеству дел, встреч, вопросов, которые он решал ежедневно! Если у него выдавался свободный вечер, то он обязательно шёл в театр. Говорит, что смотреть надо всё, это развивает вкус. Ольга Семеновна обычно его сопровождала. И вот однажды Табаков вместе с Хенкиной поехали в Театр Вахтангова, и Ольга Семёновна попросила меня посидеть вместо неё в приёмной, потому что в это время должен был прийти режиссёр Владимир Петров. И вообще нужно было принимать звонки.

Так я заменил её раз, другой, третий. Олег Павлович ко мне в этот период никак не обращался. Разговоры он вёл только с Хенкиной, а я как бы и присутствовал в приёмной, но при этом меня для него будто и не существовало.

Потом наступило лето, Олег Павлович улетел преподавать в Америку, что он делал каждый год. И тут Ольга Семёновна перед уходом в отпуск попросила меня никуда не уезжать, а остаться дежурить в приёмной.

— И вы остались?

— А куда я мог тогда поехать, в 19 лет? Денег у меня не было, да и, честно говоря, мне настолько нравилось находиться в театре, что я даже обрадовался. Олег Павлович очень любил читать прессу, и я каждый день оправлял ему в Америку через DHL свежие газеты. Перед самым открытием нового сезона, у Ольги Семёновны умерла мама, и мне сказали, чтобы я выполнял её обязанности по-прежнему, что все мне станут помогать. Хенкина пришла через неделю, в тёмных очках, и когда раздался телефонный звонок, она сняла трубку и вдруг заплакала. Плачет и передаёт мне трубку, чтобы я продолжил разговор. Я в то время был уже немножко в теме, стал разбираться в расписании Олега Павловича. Потом Ольга Семёновна слегла с воспалением лёгких, в общем, так сложилось, что ещё два месяца я сидел в приёмной вместо неё.

Всё пало на мои плечи, в том числе и церемония вручения памятных знаков «чайка», которая каждый год проходит в МХТ в день рождения театра. Тогда лауреатам, кроме самого значка, давали ещё и папку, и вот я всё продумал: как сложить эти папки, чтобы Олег Павлович не запутался, когда будет их вручать, выстроил целую систему. Мне кажется, я за тот день как-то сразу повзрослел.

Всё это время я каждый день ходил на работу к 10 утра, а ещё ведь участвовал в спектаклях – я тогда уже выходил в «Ундине».

— Но после спектакля ваш рабочий день наконец заканчивался?

— Как правило, нет, потому что Олег Павлович любил подняться к себе в кабинет, начинал делать какие-то звонки. Причём часто он вообще не обращал внимания на то, сколько сейчас времени. Мог около полуночи попросить соединить его с министром культуры. Или звонил главбуху, а у неё было двое маленьких детей, она уже спала. Часто мы с ним выходили из театра ночью, и тогда он меня подвозил домой на своей машине, потому что жили мы по соседству.

— У вас бывали такие моменты, когда казалось, что всё рушится и вы не справляетесь? Или с ним было довольно комфортно?

— Нет, мне было очень комфортно. Вообще я в жизни могу быть и хамским, и свойским, но я всегда держу дистанцию. Никогда не лезу не в своё дело, не задаю бесцеремонных вопросов. Когда чётко ощущаешь границу, всё становится просто. Самое главное – я Олега Павловича не боялся. В этом не было никакого амикошонства, просто я считаю, что кого-либо бояться глупо, нужно уважать. Я Олега Павловича очень уважал и любил. 

Хорошо запомнил фразу кого-то из коллег, когда требовалось ввести нового исполнителя в «Амадея» на роль повара. Это было, наверное, в 2002 году. «Надо ввести Трубецкого, потому что он единственный, кто Олега Павловича не боится!» А студенты, молодые актёры действительно терялись, если нужно было выходить с ним в одном спектакле.

— В книге «Время Табакова» вы рассказываете чудесную историю о том, как однажды во время спектакля «Амадей» вы поняли, что Табаков хочет пить и вынесли ему стакан воды, несмотря на то, что сюжет никак этого не предусматривал.

— Да, мне говорили: не надо! Ведь сейчас идет сцена у императора, а ты повар в доме Сальери, это же нелогично. Я ответил: да какая разница! Вышел и абсолютно спокойно подал ему стакан воды. Олег Павлович сказал: «Спасибо, милый!» Зрители решили, что так и надо. Он ведь любую ситуацию на сцене мог гениально обыграть.

Вообще самое главное для меня всегда было ему помочь, а не оказаться рядом с великим, не примазаться к чему-то. И с какого-то момента он уже не мог без меня обходиться.

— В чём заключалась ваша работа?

— Я выполнял функции его секретаря. Составлял расписание, сопровождал на гастролях. Выходил встречать его к машине. В последние годы жизни Олега Павловича в мои обязанности входило его кормить, потому что только я знал, какое у него меню, что он будет, а что не будет, что ему можно, а что нельзя. Чаще всего ведь Марина (Зудина – прим. ) не могла проконтролировать это в театре, к тому же у неё было двое детей, маленькая Маша и подросток Павел, которыми она очень много занималась.

Поэтому когда мне говорят, что помощником Табакова была Ольга Семёновна Хенкина, я отвечаю: просто у неё так должность называлась – помощник. Она была его стратегом и тактиком, его правой рукой, они вместе решали творческие, финансовые задачи, на ней были все встречи. А помощником его был я. В слово «помощник» я вкладываю конкретное действие – помощь, заботу. Подай, принеси, накорми. Дай лекарства по списку, ничего не забудь. Проследи, чтобы между приёмом лекарства и завтраком прошло полчаса. Это всё было на мне. И честно говоря, я чувствовал себя абсолютно счастливым. Это не являлось для меня работой, потому что, повторюсь, я очень его любил. 

— Как эти повседневные обязанности сочетались с тем, что вы ещё и играли спектакли?

— Не всегда сочетались. Например, однажды должен был идти спектакль «Свидетель обвинения», а параллельно начинались гастроли в Петербурге с «Юбилеем ювелира». И я попросил Павла Ващилина, чтобы он вышел в «Свидетеле обвинения» вместо меня. Я не мог оставить Олега Павловича. Это было просто исключено. В «Драконе», его последнем спектакле, где Олег Павлович играл Бургомистра, а я Кота, я возил его в кресле по сцене.

Ночами я выключал звук телефона, оставлял сигнал только на его номере. Чтобы, если он позвонит, я услышал. Вдруг ему станет плохо или что-то понадобится?

— Можно ли сказать, что он вам открылся с какой-то другой стороны?

— Конечно. Наверное, в нём всегда было какое-то детство, мы видели его открытым, весёлым, а в последние годы он стал более ребячливым. И я стал видеть в нём ребёнка. Иногда ему вдруг чего-то неожиданно хотелось, и я мог в выходной метнуться за его любимыми роллами или за мороженым в «Академию». Тогда ведь ещё не существовало служб доставки.

Раньше он был очень общительным человеком, а когда заболел, я стал замечать, что чужие люди его раздражают. Как-то мы были на гастролях, Олег Павлович отыграл «Юбилей ювелира», а проход в театр вёл через ресторан. Он говорит: может, посидим? Я отвечаю: давайте, конечно. Мы садимся за столик, он говорит: ну давай, за Марину, за Машку, за Пашку. Он всегда о них помнил, всегда о них думал. С Мариной во время гастролей разговаривал по телефону по несколько раз на дню. И вот он мне что-то говорит, я слушаю, киваю, воспринимаю это как радость, как честь, но в разговор на равных с ним, конечно же, не вступаю. Мне ясно, что ему ведь сейчас и посидеть больше не с кем, кроме как со мной.

В какой-то момент эта постоянная забота о нём переросла в смысл моей жизни. Я стал с этим именем ложиться и с этим именем вставать.

— Как вы пережили его уход?

— Конечно, было тяжело. В последние месяцы уже стало ясно, к чему всё идёт, но меня поддерживало понимание, что я могу скрасить ему этот период жизни, позаботиться о нём, что если кому-то не до того, то я целиком сконцентрирован именно на этой задаче. И, на самом деле, вот уже столько лет прошло, а у меня не бывает дня, чтобы я о нём не вспомнил, не процитировал какие-то его слова. Часто думаю, как бы повёл себя Олег Павлович, что бы мне сказал Олег Павлович. Когда понимаю, что неправильно себя веду, сам себе говорю: «Кирилл, приди в чувство. Это плохо кончится». Это, конечно, придаёт силы.

И вообще, я считаю, что Олег Павлович оставил мне колоссальное наследство. Потому что, если бы не он, у меня бы не было Ренаты Литвиновой и ролей в её спектаклях и фильмах, не было бы Богомолова, в постановках которого я играю. У меня не было бы актёрского образования. Всем, что у меня есть в жизни, я обязан ему.

— Что за вещи Табакова вы передали для выставки Музея МХАТ?

— Это, например, две марионетки – Чарли Чаплин и Пьеро. Он привёз их с каких-то гастролей и разместил в своём кабинете. Я всё время на них смотрел и восклицал: «Какие прекрасные куклы!» Просто я вырос на кукольном театре и очень это люблю. Олег Павлович мне отвечал: «Вот помру — заберёшь». Когда это произошло, Марина позвала нас в его кабинет. Было очень странное чувство: я провёл в этой приёмной много лет, сидел там с утра до вечера. Я видел жизнь только из этого окна и это своё интервью мог бы назвать «Окно в Камергерский». Но когда Олега Павловича не стало, его кабинет для меня умер. Началась совсем другая жизнь. Она не плохая, не хорошая, просто другая.

Оригинал статьи
2025
МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош», Нурия Ямилова, Независимая газета, 8.09.2025
Николай Цискаридзе сыграл Людовика XIV в перстне Олега Табакова, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 8.09.2025
Драматург Михаил Дегтярёв – о спектакле «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Театр одного танцора, Вячеслав Суриков, Эксперт, 6.09.2025
В МХТ открыли театральный сезон: «Начинаем жадно работать!», Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 4.09.2025
«Все залы забиты битком». МХТ с триумфом открывает 128-й сезон, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 4.09.2025
В МХТ имени Чехова состоялся традиционный сбор труппы, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025
«Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025
Николай Цискаридзе рассказал, как попал в МХТ, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 3.09.2025
Титычу – 100!, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.09.2025
Музей МХАТ открыл выставку о Табакове в день его рождения, Нина Дымченко, Российская газета, 18.08.2025
Открытие выставки «Олег Табаков: „Моё дело – играть!“, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 18.08.2025
«Пролетарий художественного труда»: каким был Олег Табаков, Пелагея Делоне, Михаил Спиридонов, «Ведомости», 17.08.2025
Марина Зудина: «За 30 лет я ни разу не сомневалась в любви Табакова», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2025
Сокрушительное обаяние: 90 лет со дня рождения Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 17.08.2025
Софочка и Сима. К юбилеям Софьи Гиацинтовой и Серафимы Бирман, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 11.08.2025
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Китае, видеосюжет Пятого канала, 8.08.2025
Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Жизнь человеческого духа. К 100-летию со дня рождения Анатолия Эфроса, Анастасия Казьмина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
«Та самая режиссура, ради которой и существует театр…», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
В МХТ имени Чехова простились с Натальей Теняковой, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 20.06.2025
В Москве простились с Натальей Теняковой, София Кудряшова, ТАСС, 20.06.2025
Хабенский, Брусникина, Леонтьев, Высоцкий: в МХТ попрощались с Натальей Теняковой, Наталия Губернаторова, фоторепортаж «Московского комсомольца», 20.06.2025
Бабушка всей страны: умерла Наталья Тенякова, Зоя Игумнова, Екатерина Милицкая, Известия, 18.06.2025
Не стало мощной актрисы с удивительной судьбой Натальи Теняковой, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.06.2025
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Всегда выбирала Юрского. Скончалась актриса Наталья Тенякова, Ксения Студенова, Аргументы и факты, 18.06.2025
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
В театре как в кино, Рита Русакова, Коммерсантъ, 6.06.2025
Виноваты мы…, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025
Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!», Серго Кухианидзе, Караван историй (7 дней), 26.05.2025
Евгений Киндинов. Подрался — и стал актером!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 24.05.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Вадим Верник – о том, что становится признаком гения, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
«Двадцать дней без войны» в МХТ, фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Концерт Победы у Московского Кремля, телеканал «Россия 1», 10.05.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
МХАТ во время войны. Три истории, Медиацентр МХТ, 9.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
Дни рождения, Коммерсантъ, 5.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
«Это Москва. Люди»: Кристина Бабушкина, видеосюжет телеканала «Москва 24», 28.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025